СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "Анализ текста. Определение типа речи. "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум "Анализ текста. Определение типа речи. "»

Практикум «Анализ текста»

Задание 1 . Определите , какие типы речи (одновременно) использованы в текстах. Свой ответ запишите.

А) Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику. Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.


Б) Всю ночь болота дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг.

К утру дождь прошел. Серое небо низко провисало над головой. От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивало солнце.

Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез.


В) Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану.


Г) Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но ведь эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.


Д) Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества.


Е) Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. 


Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Развитие информатики и компьютеризации, без которых не может обойтись современный мир, несет с собой, к сожалению, отрицательные, антигуманистические черты. Мыслящий человек грозит превратиться в «человека компьютеризо­ванного». Замечено, что длительное общение с ЭВМ приводит к изменению самих людей и прежде всего — к изменению их речи...

По этому поводу есть интересный и поучительный анекдот:

Путешественники на воздушном шаре приземляются на незна­комой местности. Спрашивают подошедшего к ним человека: «Где мы находимся?» И тот отвечает без запинки: «Вы находитесь в кор­зине воздушного шара!» Тогда один из членов экспедиции говорит своим спутникам: «Наверное, это программист, ибо только он может дать такой абсолютно точный и абсолютно бесполезный ответ».

Неужели и впрямь, как утверждают специалисты, длительное общение с компьютерами приводит к тому, что профессионалы-программисты начнут общаться друг с другом и с остальными людьми в такой же строго-электронной (и зачастую «строго-бес­полезной») манере? Во всяком случае, недооценивать подобной угрозы нельзя.

В ней — реальная опасность игнорирования эмоционального начала (в угоду рациональному). А с этим связано и нравственное здоровье, и состояние духовной экологии общества.

Кто нас спасет? Что нас спасет? Как нам спастись от подоб­ных опасностей?

Задания к тексту

1.Объясните значение слов: информатика, компьютеризация, антигумани­стический, программист, профессионал, игнорирование, анекдот.

2. Выделите в тексте основную мысль. Определите тему текста.

3.Определите тип речи текста. Докажите свою точку зрения.

4.Определите тип речи анекдота.

5. Выскажите свою точку зрения, ответив на вопросы последнего абзаца.

6. Составьте характеристику типологии текстов (опираясь на тему «Типология текстов», смотрите конспект в тетради)


Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания к нему

Примерно каждые два года в разных сообществах изменяется компьютерный сленг, т. е. меняются термины и даже значения некоторых слов. Влияние Интернета в этом смыс­ле, ускорило появление новинок и расширило спектр. Этот сленг рожден Интернетом. Кроме того, в обычный язык из Интернета внедряется много новых слов - айтишники (специалисты информационных технологий), юзать (использовать), машинка (компьютер), девайс (устройство), Клава (клавиатура), аська (ICQ для отправки коротких сообщений с компьютера на компьютер) и многие другие. Несмотря на такой информационный штурм русского языка, в Ин­тернете всегда можно проверить орфографию своего сообщения при помощи поисковиков или других специальных сервисов. Однако некоторые пользо­ватели (и их большинство) этим не пользуются, т.к. они считают это напрас­ной тратой времени, рассуждая «и так поймут», другие подчиняются прин­ципу «толпы» никто так не делает, а мне это зачем делать - «я как все, выде­ляться не буду, иначе меня засмеют». Влияние Интернета на культуру за­ключается в возможности хорошо и полно изучить любой предмет, страну или историю. Благодаря Интернету повышается образованность его пользо­вателей, повышается и их общая культура. Однако не все так гладко и радо­стно, как кажется на первый взгляд.

Задания к тексту

  1. Определите основную мысль текста.

  2. Назовите, какие проблемы затронуты в этом тексте.

  3. Определите стиль речи текста.

  4. Выпишите сленговые слова Интернета с определениями из текста. Добавьте свои примеры (3-4).


Задание 4. Составьте тексты по виду абзаца

А) придумайте небольшой текст в форме рамочного абзаца

Б) придумайте небольшой текст в форме синтетико-аналитического абзаца, который начинается с обобщающей, стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях.

В) придумайте небольшой текст в форме аналитико-синтетического абзаца (содержит аналитическую часть (пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую – во второй.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!