СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для педагогов ДОУ по подготовке к обучению грамоте

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-соревнование для воспитателей. Учитель-логопед даёт задания: выбрать слова для звукового анализа, расставить ударение в словах, разгадать ребусы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов ДОУ по подготовке к обучению грамоте»

Практикум для педагогов ДОУ по подготовке к обучению грамоте

Учитель-логопед МБДОУ №29

Мелехина Е.Ю.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи:

-определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;

-систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

-активизировать знания педагогов о звуках и буквах.


Оборудование: фишки двух цветов по количеству участников, две магнитные доски, магниты (красные, синие, зелёные), карточки с заданиями, карта-схема ЛИСА, фишки к ней, ребусы, предметные картинки: «мимоза», «калина», памятки для педагогов, карточка-ребус ПОСУДА, призы.

План проведения практикума:

1.Тест «Проверь себя».

2.Теоретическая часть:

* Основные понятия в обучении грамоте.

* Какие бывают звуки?

* Звуковой анализ слов.

3.Практическая часть – мини викторина.

Ход проведения практикума:

I.ТЕСТ «Проверь себя».

1.Сколько гласных звуков в русском языке?

2.Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)?

3.Сколько звуков в слове ИЮЛЬ?

4.Сколько мягких согласных в слове ЮЛИЯ?

5.Сколько глухих согласных в слове ЛОДКА?

6.Сколько звонких согласных в слове КРАБ?

Правильные ответы – 6, 5, 4, 3, 2, 1 – расположены так, что можно очень быстро определить верно ли вы выполнили задание.

II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте, важнейшей составляющей которой является звуко-буквенный анализ слова. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота».

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определённом языке. Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. Обучающийся грамоте человек учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этих определений, считается правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определённую систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные, согласные звуки. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, слова на слоги, составляют слова из звуков, предложения из слов, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определённую ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Таким образом, готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечит правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков), умение соотносить звук с буквой, выработка точных движений рук, глазомера, чувства ритма.

При обучении грамоте формируем у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «буква». Давайте разберёмся в этих понятиях.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные). Назовите гласные звуки (А, О, И, У, Э, Ы). Детям объясняем, что гласные звуки мы произносим, и во рту нет никакой преграды, воздух проходит свободно. Их обозначаем красным цветом. (Гласные, потому и красные). Обратите внимание, Что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 гласных букв и 6 гласных звуков). Буквы Я, Е, Ё, Ю (йотированные) обозначают слияние двух звуков: йа, йэ, йо, йу.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Твёрдость и мягкость согласных определяется на слух. Твёрдые согласные на схемах обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным.

Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .

Всегда мягкие согласные: Й , Щ , Ч .

Согласные звуки так же бывают звонкими и глухими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок; детям мы объясняем, что при произнесении глухих согласных голос спит, а при произнесении звонких согласных звуков голос звенит. Чтобы различить эти звуки, достаточно положить ладонь на горло (тактильный контроль) и почувствовать вибрацию. Или закрыть ладошками уши и послушать – глухой или звонкий согласный звук сказали.

Для звукового анализа в ДОУ берутся только те слова, написание которых не расходится с их произношением (слова МОРОЗ, КОРОВА не даём). Выделяя звуки в слове, ребёнок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать следующий порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению – в уме (самый трудный).

Проводить звуковой анализ слова следует в определённой последовательности:

1.Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться, что ребёнок произносит его правильно.

2.Выдели (протяни) первый звук в слове. Какой он? (Даётся характеристика звука).

3.Обозначь выделенный звук фишкой.

4.Выдели (протяни) второй звук в слове. Охарактеризуй его. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Третий звук и т.д.

6. Прочитай слово по фишкам.


Далее задаём вопросы:

*Сколько всего звуков в слове …?

*Сколько твёрдых согласных в слове …?

*Сколько мягких согласных в слове …?

*Сколько гласных звуков?

*Сколько слогов? Как догадались? Правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.


Чтобы ребёнку было легче выполнить звуковой анализ слова, используется схема. Давайте попробуем вместе с вами разобрать слово ЛИСА. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть.

(Логопед совместно с воспитателями проводит звуковой анализ слова ЛИСА).

МИНИ ВИКТОРИНА

При входе в зал каждый педагог получает цветную фишку (два цвета). Перед началом викторины ведущий просит разделиться на команды в соответствии с цветом фишек. Две команды – «ЗНАЙКИ» и «ГРАМОТЕИ».

ЗАДАНИЕ 1.

«Знайки».

1.Чем отличается звук от буквы?

2.Назовите всегда мягкие согласные звуки (Й, Щ, Ч).

3.Изобразите руками буквы: С, Х, Б.

4.Определите количество звуков в слове ДЕНЬГИ. Назовите их.

5.Разделите слово ПАРИКМАХЕРСКАЯ на слоги.

6.Назовите первый звук в словах: грач, яблоко, щётка, пенёк, облака.

7.Разгадайте ребусы.



«Грамотеи»

1.Чем отличается гласный звук от согласного.

2.Назовите всегда твёрдые согласные звуки (Ш, Ж, Ц)

3.Изобразите руками буквы: Г, Т, М.

4.Определите количество звуков слове ЯКОРЬ. Назовите их.

5.Разделите на слоги слово ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ.

6.Назовите последний звук в словах: печь, земля, столб, лень, громко.

7.Разгадайте ребусы.

ЗАДАНИЕ 2.

Выполнить звуковой анализ слова

«ЗНАЙКИ» - слово КАЛИНА.

«ГРАМОТЕИ» - слово МИМОЗА.

ЗАДАНИЕ 3.

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

«ЗНАЙКИ»: мак, мыло, облако, сумка, луна, лопата, плита, сад.

«ГРАМОТЕИ»: кит, петух, окно, книга, молоко, луг, радуга, бинт.

ЗАДАНИЕ 4.

Расставить ударение в словах.

«ЗНАЙКИ»: алкоголь, блюда, включит, договор, дозвонишься, досуг, красивее, завидно, запломбировать, звонишь, звонит, искра, каталог, квартал, танцовщик, углубить.

«ГРАМОТЕИ»: километр, кладовая, дремота, кухонный, начать, некролог, премировать, облегчить, оптовый, пломбировать, повторит, позвонишь, понял, приговор, пуловер, убралась.











ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

* Всего в русском языке 33 буквы. Буквы при письме обозначают звуки. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим, пишем и читаем.

*Всего 10 гласных букв; 21 согласные буквы; Ь, Ъ просто буквы, не обозначающие звуков.

*Гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, Е, Ё. Ю, Я.

Гласные, обозначающие твёрдость согласных: А, О, У, Э, Ы.

Гласные, обозначающие мягкость согласных: И, Е, Ё, Ю, Я.

Гласные звуки: А , О , У , И , Э , Ы .


*Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых позициях обозначают два звука обозначают два звука (в начале слов, после другого гласного, после Ь или Ъ).

Е – ЙЭ , Ё – ЙО , Ю – ЙУ , Я – ЙА .

*Гласные могут быть ударными или безударными. Согласные могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.

Всегда твёрдые согласные: Ш , Ж , Ц .

Всегда мягкие согласные: Й , Ч , Щ .






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!