СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для педагогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов»

Технология проведения творческих мастерских

Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых. Если бы все процессы, с которыми они связаны: чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находка – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество.

Д.Морис

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Мастерская – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Технология творческих мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

• актуализации и систематизации субъективных знаний;

• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.
Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества:

• диалоги участников мастерской;

• диалоги отдельных групп;

• диалог с самим собой;

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов, которые призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

  1. Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения вышеозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

  2. Самоконструкция, следующий этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.

  3. На третьем этапе организуется парная работа, осуществляется социоконструкция. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.

  4. На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы.

  5. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

  6. На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

  1. Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Создаются условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.

Потенциал мастерской как средства воспитания и обучения достаточно велик, разнообразны направления применения технологии. Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог: предметные мастерские, творческие мастерские, мастерские ценностных ориентаций, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога, развития предметных компетенций и жизненных компетентностей школьников. Напомним, что педагогическая мастерская любого «жанра» (построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Условием удачного проведения занятия является следование законам мастерской, учёт основных принципов её проведения. Мастерская – это общение, причём ещё в большей степени, чем урок. Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Мастерские – такая педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования, развития и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие. Цели эти таковы:

  • ученик должен действовать автономно и рефлексивно (познавательная и самообразовательная компетенции);

  • использовать различные средства интерактивно;

  • входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них (социальная и личностная компетенции).

Мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, на сочетании учения, общения и творчества. Именно в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. Чередование парной, индивидуальной и групповой работы, атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования, так рождается вера в возможность открытия, надежда на успех. Лозунг мастерской«Все способны!». Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Выделим этапы мастерской:

  • мотивационный (предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности, первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников; индуктор – предмет, побудитель направленной деятельности – помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а всё остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем организовать поиск – вот та цепочка действий, в которую мастер мечтает включить ученика, придумывая индуктор);

  • создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии; обычно основано на деконструкции (разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов) и реконструкции (позволяет из разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской);

  • социализация, то есть предъявление созданного продукта, идей, результатов всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа;

  • промежуточная рефлексия* и самокоррекция деятельности, формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем);

  • новая информация и её обработка;

  • корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы; групповая или индивидуальная работа;

  • социализация;

  • общая рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений и выход на новую систему проблем.

Предлагаем модель проведения мастерской, которая может стать подспорьем учителю-практику, так как содержит не только последовательность занятия, но и объяснение к ходу проведения и возможные результаты.

* Рефлексия (от лат reflexio «отражение»).

Предлагаем примерные темы творческих мастерских: «Чудо-радуга», «Моя звезда», «Весна идёт!», «Музыкальный март», «Осенние краски» «Новогодний вернисаж», «Совесть – наше второе я» и т.д.

Мастерская на уроках русской словесности позволяет уйти от архаично традиционного анализа и организовать актуальный для современной личности диалог:

- диалог идей (сталкивание разных точек зрения на вечные проблемы бытия);

- диалог культур (прослеживание связи литературы с другими видами искусства);

- диалог людей (общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление произведения);

- диалог с самим собой (рефлексия ученика).

Использование этой технологии позволяет решить важнейшие педагогические задачи:

- воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования;

-понимание литературы как особого, эмоционально-образного освоения действительности.

- формирование ценностно-смыслового отношения, эстетического вкуса к жизни и к искусству;

- формирование и развитие навыков диалогической речи, умений активно слушать собеседника (книгу, человека), развитие умений грамотно и адресно высказывать собственные мысли.

Использование технологии мастерской на уроках языка и литературы обеспечивает высокий уровень знаний, формирование важнейших учебных умений и навыков, конструирование современной творческой личности учащегося.

Знания:

- художественного произведения как собрания характеров, голосов, мнений, позиций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, с писателем, историей и читателями;

- содержания художественного произведения в контексте философской проблематики отраженной в нем эпохи и в контексте современности;

- истории литературы как диалога жанров и диалога проблем.

Умения:

- диалогически взаимодействовать с писателем и его героями, использовать его произведение как источник своего личностного развития;

- активно слушать собеседника и адекватно понимать его язык;

- владеть навыками устной и письменной речи.

Качества личности:

- эмпатийность (способность сопереживать, сочувствовать, понимать собеседника, мир его ценностей);

- толерантность (опыт принятия других культур, терпимого отношения к другой правде);

- совместность (опыт взаимодействия с другими людьми для принятия совместного решения);

- рефлексивность (способность анализировать свои поступки, свое развитие);

- дистанциированность (способность отказаться от собственного взгляда и посмотреть на предмет объективно, со стороны).

Проводить мастерские мы считаем целесообразным с 5-го класса, обобщая и систематизируя знаний по теме в творческой форме.

Мастерские в старших классах чаще носят поисковый, научно-исследовательский, творческий характер и обычно требуют глубокой индивидуальной или групповой интеллектуально-творческой подготовки.

Мастерские для любого возраста могут носить психологический характер и быть направлены на решение проблем личностного плана и развитие психических процессов. Это серия уроков «Сказки (притчи, сонеты, эссе) о себе».

Систематическое использование этой технологии приобщает, на наш взгляд, ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, обеспечивает ту самую «открытость» современного образования для со-трудничества, со-переживания, со-знания, со-творчества.



Алгоритм-схема педагогической мастерской

1. Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее даль­нейшую деятельность участников...

2. Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции.

Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

3. Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение всех текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа...

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

5. Новая информация и её обработка.

6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы... Групповая или индивидуальная работа.

7. Социализация.

8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.


ОБРАЗЦЫ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ


Мастерская творческого письма «Дождь» (5 класс)

1. Предъявление индуктора.

- Ребята, у вас есть дома копилки? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку…Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в эту копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, закройте глаза и послушайте. (Звучит запись на аудиокассете «ливневый дождь в лесу».)

- Догадались. Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше. (Запись: гроза, раскаты грома, затишье, радостное пение птиц.)

2. Создание творческого продукта.

Учитель раздаёт карточки, на каждой из которых карандашом в уголке написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, моё настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

- Представьте себе, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку, этюд на тему «Явления природы». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. (Групповая работа.) Нарисуйте первое найденное слово.

3. Социализация.

Рисунки вывешиваются на доску.

- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём, и расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

4. Промежуточная рефлексия.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух: звук скрипки, небесный ливень, сверкающая молния, громадные лужи, шелест деревьев, делая пена, мокрые птицы, печаль на душе, летний холод…

В результате записи учащихся дополняются.

5. Новая информация и её обработка.

- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это… (Групповая работа.)

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые и прозрачные. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

6. Корректировка и создание нового текста.

- Используя содержание своей словесной копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите своё отношение к этому явлению природы.

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (чтение друг другу своих текстов вполголоса). Затем представители группы читают свои работы.

(«С неба падает чистая вода. Раздаётся такой звук, будто играют на скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…»)

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите её для себя. (Любое время года надо принимать с благодарностью; в любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо» …)

7. Социализация.

Всем группам раздаются одинаковые тексты.

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

Учащиеся читают составленные ими вопросы.

8. Общая рефлексия.

- А теперь поработаем с учебником. Прочитайте текст, разделите его на абзацы, определите микротемы каждого абзаца, составьте план; определите тип речи. (Работа в парах.)

- Давайте вернёмся к первому заданию и послушаем, какие общие тексты получились в наших группах.

- А сейчас посмотрите на свои рисунки, прочитайте свои последние записи и определите, какой дождь вы нарисовали. Обоснуйте ответ. (Выслушиваем всех.)

Обсуждение результатов занятия.

9. Домашнее задание.

- Напишите письмо себе от имени дождика.

(«Катюша, пишет тебе капелька. Я постоянно после дождя падаю с твоей крыши. Но никто не любуется мной. Выгляни, пожалуйста, в окошко, и ты увидишь много капелек. Мы все такие чистенькие, маленькие, ласковые. Я – самая блестящая и весёлая. У тебя сразу поднимется настроение. Ты больше не будешь бояться сильного дождика».).

Рефлексию можно провести на следующем уроке. Если этот этап занятия проводится в урочное время, то на него отводится 5-7 минут; работы читаются в группах, выбираются наиболее удачные, которые предъявляются всему классу.