СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум "МОЙ МИР"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто Я?

Какой Я?

Каковы мои преимущества?

Просмотр содержимого документа
«Практикум "МОЙ МИР"»

«Я И МОЙ МИР»


Цель занятия:

Развивать позитивное самосознание воспитанников.

Задачи:

  1. Обучать навыку ценить свою и чужую индивидуальность.

  2. Повышать эффективность навыков саморегуляции и самовосприятия.

  3. Формировать осознанное отношение к своим потребностям и желаниям.


Форма проведения: практикум с элементами тренинга.

Методы: практические упражнения, сюжетная игра, мозговой штурм, групповое обсуждение.


План занятия:

    1. Вводная часть:

- приветствие;

- принятие правил тренинга.

2. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».

3. Упражнение «Золотая рыбка».

4. Упражнение «Жизнь – это…».

5. Упражнение «Чувство времени».

6. Деловая (сюжетная) игра «На что потратить жизнь».

7. Подведение итогов. Обратная связь.


Используемая литература:

      1. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. — СПб.: Речь, 2007. — 368 с., 52.

    1. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). , 191-192

    2. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.: Речь, 2002. - 136 с, 93].

Ход занятия:

I Вводная часть:

      1. Сегодня мы с вами будем говорить о ценности жизни, об отношении к тем или иным нашим потребностям, трудностям, мечтам, умении найти помощь и поддержку.

Вспомним правила тренинга, которые помогают нам сохранить свою ценность и ценность того, кто рядом:

Уважительное отношение к другим.

Личностная активность.

Говорим только за себя – правило одного микрофона.

Конфиденциальность.

Сегодня темп жизни настолько быстрый, что нам некогда порой просто поговорить по душам с близкими 5 минут, поразмышлять, как прошел наш день, что не успел сделать, что надо подредактировать, а за что можно себя и похвалить. В век бесконтрольного потока информации, развитых информационных технологий, гаджетов порой бывает очень трудно отличить, отсечь полезную, нужную, важную информацию от лишней, свои мысли от чужих, истинные проблемы от «информационных» поводов. Если у человека не сформировались психологические внутренние фильтры, то он может погрузиться в ощущение хаоса, беспомощности, усталости, депрессии.

А если еще в такой момент нет рядом человека, который увидит, поинтересуется, что с вами происходит, нужна ли помощь, то человек может просто потерять радость жизни, надежды и стремления развиваться.

Иногда внешне человек выглядит как обычно, как все. Но его взгляд потухший, мимика невыразительная, словно у куклы. И такой человек часто говорит: «Ничего не хочу…»

Обсуждение:

  1. Что такое может быть «ничего не хочу»?

  2. Что можно сказать о человеке, анализируя его желания, потребности?

  3. От чего зависят наши потребности?


II Основная часть:

      1. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир»

Цель: способность изучение и формирования у участников экологически оправданных потребностей.


Инструкция: «Вообрази, что у тебя ничего и никого нет. Вдруг ты встречаешь волшебника, который говорит: «Проси всего, что хочешь,- для меня ничего невозможного нет!» Что ты в таком случае попросишь у этого волшебника?»
Комментарий. Свои пожелания в течение 2-3 минут курсанты обдумывают. Далее следует рассказ ведущего о потребностях и их уровнях. Мы предлагаем использовать пирамиду потребностей А. Маслоу, где потребности расположены в порядке их очередности:

- физиологические потребности;

- потребности безопасности и защиты;

- потребности принадлежности и любви;

- потребности самоуважения;

- потребности самоактуализации, или потребности самосовершенствования.

Считается, что доминирующие потребности личности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены полностью прежде, чем расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Это последовательное расположении основных нужд распространяется на всех людей и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем больше индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье


      1. Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: осознание целей своей жизни; развитие способности структурировать свои цели.


Инструкция: «Напишите пять своих самых заветных желаний. На выполнение задания дается 3 минуты. Представьте себе, что к нам приплыла Золотая рыбка и сказала, что может выполнить только четыре желания. Зачеркните одно желание из ваших списков». Затем ведущий говорит, что ему только что передали по пейджеру, что у рыбки проблемы и она может выполнить только три желания.

«Зачеркните еще одно желание из ваших списков». Далее ведущий сообщает об очередных проблемах Золотой рыбки, и участники соответственно зачеркивают все желания-цели до того, пока не останется одна, «самая-самая»...

Комментарий. Упражнение можно провести и как простое ранжирование желаний по степени их значимости для участников


    1. Упражнение «Жизнь - это…»

Цель: Развитие позитивного самопознания, ценности жизни.

Группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых должна за 10 минут найти аргументы в пользу фразы, записать их на плакате. После проделанной работы обсуждается плакат каждой подгруппы.

1 подгруппа. «Жизнь – это очень сложно…»

2 подгруппа «Жизнь – подарок судьбы и постоянная радость.»

3 подгруппа «Жизнь не может быть ровной, в ней хватает всего.»

Обсуждение:

      1. Сложно ли было выполнять задание? Почему?

      2. С какой группой вы согласны в большей степени?

      3. Что помогает человеку в жизненных обстоятельствах?


    1. Упражнение «Чувство времени»

Цель: способствовать формированию чувства времени.

Инструкция: «Закройте глаза и постарайтесь после команды ведущего "Начали!" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с Вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза; при этом продолжайте сидеть молча».

Комментарий. Участники делятся на 3 группы: тех, кто поднял руку раньше, чем прошла минута; тех, кто поднял руку позже; тех, кто достаточно точно поднял руку (по истечении минуты).

Известно, что лица с высокими адаптивными способностями умеют "растягивать" время. Их индивидуальная минута иногда достигает 80-85 секунд. Лица с низкой способностью к адаптации отсчитывают "индивидуальную минуту" ускоренно (индивидуальная минута у них умещается в 37-57 секунд).

Более четкий циркадный ритм у хорошо адаптированных лиц. Сокращение минуты наблюдается у депрессивных и тревожных людей. Определенное восприятие времени связано и с настроением, состоянием. Скука, тоска, напряженность ожидания связаны с ощущением "тянущегося" времени. Радость, интерес, увлеченность дают ощущение того, что время "пролетает" быстрее».


  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ».

Ход игры

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов».

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых «товаров». Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов». Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.


Ш ЭТАП заключительная часть. Подведение итогов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!