СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по биологии, 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные и практические работы по курсу биологии 5 класса (согласно ФРП) 

Просмотр содержимого документа
«Практикум по биологии, 5 класс»

Лабораторная работа №1

Кабинет биологии


Цель: Изучить состав оборудования, имеющегося в школьном кабинете биологии, и правила работы с ним.

Оборудование: термометр, весы, чашка Петри, предметное стекло, пробирки, мензурка, колба, пинцет, микроскоп, лупа.

Ход работы


  1. Внимательно рассмотрите представленное оборудование.

  2. 3 аполните в тетради таблицу «Лабораторное оборудование» по следующей структуре:


  1. Изучите правила безопасности в кабинете биологии


Техника безопасности в биологическом кабинете.


  • подготовить рабочее место: на столе не должно быть ничего лишнего.

  • внимательно изучить содержание работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

  • точно следовать всем указаниям учителя.

  • проверить исправность оборудования.

  • в случае любых затруднений нужно немедленно обратиться к учителю.

  • запрещается трогать приборы и вещества без разрешения учителя.

  • соблюдать аккуратность и осторожность при обращении с инструментами и оборудованием.

  • в случае если разбилась посуда или приборы из стекла, не собирать руками.

  • при получении травмы сообщить учителю, оказать первую помощь.

  • по окончании работы привести рабочее место в порядок.


  1. Сделайте вывод: почему требуется знать и соблюдать правила поведения в кабинете биологии? Какие профессии связаны с работой в лаборатории


Вывод:_______________________________________________________


Лабораторная работа №2

Ознакомление с устройством лупы и

светового микроскопа, правила работы с ними


Цель: Познакомиться с оптической и механической системами микроскопа, усвоить правила работы с этим прибором.


Оборудование: микроскоп, микропрепарат (на выбор педагога), памятка с правилами пользования.

Ход работы:


  1. Рассмотрите и зарисуйте в тетради увеличительные приборы – лупу и микроскоп



  1. Изучите правила работы с микроскопом (с 63);

  2. Заполните в тетради таблицу: «Составные части микроскопа», обозначьте их на рисунке;

Части микроскопа

Их предназначение

Окуляр



Объектив



Тубус



Предметный столик


Зеркальце



Винт



Штатив




  1. Рассмотрите готовый микропрепарат. Определите увеличение своего микроскопа.


  1. Сделайте вывод: Что вы увидели в микроскопе? Почему с изобретением микроскопа биология, как наука, вышла на новый уровень познания окружающего мира?

Вывод:_____________________________________________________________


Лабораторная работа №3

Изучение микропрепарата кожицы лука

Цель: изучить строение клетки кожицы лука, познакомиться с особенностями строения клеток растений.

Оборудование: сочные чешуи лука, микроскоп, предметное стекло, зубочистка, раствор йода, пинцет, салфетка.


Ход работы:


  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука согласно алгоритму рисунка;

  1. Настройте микроскоп (с 63) и рассмотрите ваш микропрепарат;

  2. Сделайте в тетради рисунок увиденного, подпишите части растительной клетки: ядро, цитоплазму и клеточную мембрану;


  1. Сделайте вывод: Опишите алгоритм приготовления микропрепарата словами (согласно алгоритму рис. 2). Какие части клетки вы увидели?


Вывод:_____________________________________________________________



Лабораторная работа №4

Наблюдение за потреблением воды растением


Цель: выявление влияния внешних условий на потребление воды растениями.


Оборудование: комнатное растение/ветка дерева, стеклянные сосуды (пробирки), вода, масло.


Ход работы:


  1. Приготовьте 3 пробирки – в две налейте обычную воду, а в одну – подкрашенную. Отметьте восковым карандашом уровень воды. Зарисуйте в тетради.

  1. Поставьте в каждый сосуд по побегу/веточке и капните растительным маслом.

  2. Пробирку с подкрашенной водой и одну из пробирок с обычной поставьте в светлое тёплое место, а другую – в тёмное прохладное место и оставьте там на неделю

  3. Спустя неделю сравните уровень воды в пробирках, сделайте срез веточек. Зарисуйте.

  4. Сделайте вывод: В какой из пробирок потребление воды происходило наиболее активно и почему?
    Что произошло с побегом, находящимся в подкрашенной воды? Что это доказывает?


Вывод:_____________________________________________________________









Практическая работа №5

Ознакомление с принципами систематики организмов.

Цель. Изучить систематические группы растений и животных. Научиться определять систематическое положение животного.

Материалы и оборудование: тетрадь, дополнительный материал.

Ход работы

Изучите систематические группы и выполните следующие задания в тетради:

  1. Выберите из предложенного списка и запишите таксоны, относящиеся к систематике царства Животные.

Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел.

  1. Расположите систематические таксоны в порядке возрастания:

Семейство, царство, вид, тип, класс, отряд.

  1. Заполните таблицу, используя предложенные слова:

      • Покрытосеменные (Цветковые),

      • Ромашка аптечная,

      • Сложноцветные (Астровые),

      • Растения,

      • Ромашки.

Царство

Отдел

Семейство

Род

Вид








  1. Определите количество родов и видов в предложенном списке:

  • Лисица обыкновенная

  • Медведь бурый

  • Тюлень гренландский

  • Ласточка деревенская

  • Медведь белый

  • Ласточка береговая

  • Тюлень обыкновенный

  • Сельдь атлантическая

Вид_____

Род______

  1. С кем бы вы поместили в одну систематическую группу уссурийского тигра — с домашней собакой или домашней кошкой? Ответ обоснуйте.

Вывод: Наука, изучающая разнообразие живых организмов и их классификацию называется _________. Наименьшей систематической единицей является___________,



Практическая работа №6

Выявление приспособлений организмов к среде обитания



Цель:  выявить на конкретных примерах приспособления к среде обитания у растений и животных.

Оборудование: справочный материал.


Ход работы


  1. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните недостающие ячейки.

Приспособления живых организмов к среде обитания

Вид растения (животного)

Среда обитания

Приспособления к среде обитания

Относительный характер приспособлений*

Окунь


  1. Наличие полосок на теле

2. …

1.Нужно для маскировки в зарослях

2. …

Кактус

Наземно-воздушная



Медведка




Гельминты
(глисты)


  1. Наличие присосок

2. …

1.Обеспечивают фиксацию в организме хозяина

2. …

*Фактор, к которому приспособления помогают приспособиться. Пример: Зимняя смена окраски шерсти на белую помогает зайцу лучше спрятаться от хищников.

  1. Сделайте вывод: Обеспечивают ли выживаемость организма отмеченные вами приспособления при изменении условий? Ответ аргументируйте.


Вывод:_____________________________________________________________


Справочный материал

М едведка - насекомое, относящееся к семейству сверчковых. Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым. Передние ноги укороченные, толстые, предназначены для копания земли. В естественных условиях медведка селится на увлажненных, рыхлых, богатых органикой почвах. Часто встречается на огородах и в садах, где приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений. Чтобы обеспечить тепло для своего потомства, они уничтожают растения, затеняющие почву от солнечных лучей вблизи их гнезд. Они подгрызают корни и стебли растений, опустошают грядку так, что приходится дополнительно подсеивать семена или подсаживать рассаду. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет.

Лабораторная работа №7

Изучение искусственных сообществ

и их обитателей на примере аквариума.



Цель: выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ и их обитателей на примере аквариума.

Оборудование: видеоролик.

Ход работы


  1. Используя материал учебника, сформулируйте и запишите в тетради, что такое искусственное сообщество, приведите примеры.

  2. Сравните экологические факторы, действующие в природном сообществе река и искусственном сообществе аквариум. Дополните таблицу.

Сообщества

Абиотические факторы

Биотические факторы

Река



Аквариум


Растения очищают воду




  1. Приведи примеры пищевых связей аквариума и запиши в тетради.

  2. Сделайте вывод: Для каких целей человек использует искусственные экосистемы? Устойчива ли искусственная экосистема? Ответ аргументируйте.

Вывод: ____________________________________________________________

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!