Лабораторная работа №1
Кабинет биологии
Цель: Изучить состав оборудования, имеющегося в школьном кабинете биологии, и правила работы с ним.
Оборудование: термометр, весы, чашка Петри, предметное стекло, пробирки, мензурка, колба, пинцет, микроскоп, лупа.
Ход работы
-
Внимательно рассмотрите представленное оборудование.
-
3
аполните в тетради таблицу «Лабораторное оборудование» по следующей структуре:
-
Изучите правила безопасности в кабинете биологии
Техника безопасности в биологическом кабинете.
-
подготовить рабочее место: на столе не должно быть ничего лишнего.
-
внимательно изучить содержание работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
-
точно следовать всем указаниям учителя.
-
проверить исправность оборудования.
-
в случае любых затруднений нужно немедленно обратиться к учителю.
-
запрещается трогать приборы и вещества без разрешения учителя.
-
соблюдать аккуратность и осторожность при обращении с инструментами и оборудованием.
-
в случае если разбилась посуда или приборы из стекла, не собирать руками.
-
при получении травмы сообщить учителю, оказать первую помощь.
-
по окончании работы привести рабочее место в порядок.
-
Сделайте вывод: почему требуется знать и соблюдать правила поведения в кабинете биологии? Какие профессии связаны с работой в лаборатории
Вывод:_______________________________________________________
Лабораторная работа №2
Ознакомление с устройством лупы и
светового микроскопа, правила работы с ними
Цель: Познакомиться с оптической и механической системами микроскопа, усвоить правила работы с этим прибором.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат (на выбор педагога), памятка с правилами пользования.
Ход работы:
-
Рассмотрите и зарисуйте в тетради увеличительные приборы – лупу и микроскоп
-
Изучите правила работы с микроскопом (с 63);
-
Заполните в тетради таблицу: «Составные части микроскопа», обозначьте их на рисунке;
Части микроскопа | Их предназначение |
Окуляр | |
Объектив | |
Тубус | |
Предметный столик | |
Зеркальце | |
Винт | |
Штатив | |
-
Рассмотрите готовый микропрепарат. Определите увеличение своего микроскопа.
-
Сделайте вывод: Что вы увидели в микроскопе? Почему с изобретением микроскопа биология, как наука, вышла на новый уровень познания окружающего мира?
Вывод:_____________________________________________________________
Лабораторная работа №3
Изучение микропрепарата кожицы лука
Цель: изучить строение клетки кожицы лука, познакомиться с особенностями строения клеток растений.
Оборудование: сочные чешуи лука, микроскоп, предметное стекло, зубочистка, раствор йода, пинцет, салфетка.
Ход работы:
-
Приготовьте микропрепарат кожицы лука согласно алгоритму рисунка;
-
Настройте микроскоп (с 63) и рассмотрите ваш микропрепарат;
-
Сделайте в тетради рисунок увиденного, подпишите части растительной клетки: ядро, цитоплазму и клеточную мембрану;
-
Сделайте вывод: Опишите алгоритм приготовления микропрепарата словами (согласно алгоритму рис. 2). Какие части клетки вы увидели?
Вывод:_____________________________________________________________
Лабораторная работа №4
Наблюдение за потреблением воды растением
Цель: выявление влияния внешних условий на потребление воды растениями.
Оборудование: комнатное растение/ветка дерева, стеклянные сосуды (пробирки), вода, масло.
Ход работы:
-
Приготовьте 3 пробирки – в две налейте обычную воду, а в одну – подкрашенную. Отметьте восковым карандашом уровень воды. Зарисуйте в тетради.
-
Поставьте в каждый сосуд по побегу/веточке и капните растительным маслом.
-
Пробирку с подкрашенной водой и одну из пробирок с обычной поставьте в светлое тёплое место, а другую – в тёмное прохладное место и оставьте там на неделю
-
Спустя неделю сравните уровень воды в пробирках, сделайте срез веточек. Зарисуйте.
-
Сделайте вывод: В какой из пробирок потребление воды происходило наиболее активно и почему?
Что произошло с побегом, находящимся в подкрашенной воды? Что это доказывает?
Вывод:_____________________________________________________________
Практическая работа №5
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Цель. Изучить систематические группы растений и животных. Научиться определять систематическое положение животного.
Материалы и оборудование: тетрадь, дополнительный материал.
Ход работы
Изучите систематические группы и выполните следующие задания в тетради:
-
Выберите из предложенного списка и запишите таксоны, относящиеся к систематике царства Животные.
Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел.
-
Расположите систематические таксоны в порядке возрастания:
Семейство, царство, вид, тип, класс, отряд.
-
Заполните таблицу, используя предложенные слова:
-
Покрытосеменные (Цветковые),
-
Ромашка аптечная,
-
Сложноцветные (Астровые),
-
Растения,
-
Ромашки.
Царство | Отдел | Семейство | Род | Вид |
| | | | |
-
Определите количество родов и видов в предложенном списке:
-
Лисица обыкновенная
-
Медведь бурый
-
Тюлень гренландский
-
Ласточка деревенская
-
Медведь белый
-
Ласточка береговая
-
Тюлень обыкновенный
-
Сельдь атлантическая
Вид_____
Род______
-
С кем бы вы поместили в одну систематическую группу уссурийского тигра — с домашней собакой или домашней кошкой? Ответ обоснуйте.
Вывод: Наука, изучающая разнообразие живых организмов и их классификацию называется _________. Наименьшей систематической единицей является___________,
Практическая работа №6
Выявление приспособлений организмов к среде обитания
Цель: выявить на конкретных примерах приспособления к среде обитания у растений и животных.
Оборудование: справочный материал.
Ход работы
-
Перенесите таблицу в тетрадь и заполните недостающие ячейки.
Приспособления живых организмов к среде обитания
Вид растения (животного) | Среда обитания | Приспособления к среде обитания | Относительный характер приспособлений* |
Окунь | | -
Наличие полосок на теле 2. … | 1.Нужно для маскировки в зарослях 2. … |
Кактус | Наземно-воздушная | | |
Медведка | | | |
Гельминты (глисты) | | -
Наличие присосок 2. … | 1.Обеспечивают фиксацию в организме хозяина 2. … |
*Фактор, к которому приспособления помогают приспособиться. Пример: Зимняя смена окраски шерсти на белую помогает зайцу лучше спрятаться от хищников.
-
Сделайте вывод: Обеспечивают ли выживаемость организма отмеченные вами приспособления при изменении условий? Ответ аргументируйте.
Вывод:_____________________________________________________________
Справочный материал
М
едведка - насекомое, относящееся к семейству сверчковых. Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым. Передние ноги укороченные, толстые, предназначены для копания земли. В естественных условиях медведка селится на увлажненных, рыхлых, богатых органикой почвах. Часто встречается на огородах и в садах, где приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений. Чтобы обеспечить тепло для своего потомства, они уничтожают растения, затеняющие почву от солнечных лучей вблизи их гнезд. Они подгрызают корни и стебли растений, опустошают грядку так, что приходится дополнительно подсеивать семена или подсаживать рассаду. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет.
Лабораторная работа №7
Изучение искусственных сообществ
и их обитателей на примере аквариума.
Цель: выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ и их обитателей на примере аквариума.
Оборудование: видеоролик.
Ход работы
-
Используя материал учебника, сформулируйте и запишите в тетради, что такое искусственное сообщество, приведите примеры.
-
Сравните экологические факторы, действующие в природном сообществе река и искусственном сообществе аквариум. Дополните таблицу.
Сообщества | Абиотические факторы | Биотические факторы |
Река | | |
Аквариум | | Растения очищают воду |
-
Приведи примеры пищевых связей аквариума и запиши в тетради.
-
Сделайте вывод: Для каких целей человек использует искусственные экосистемы? Устойчива ли искусственная экосистема? Ответ аргументируйте.
Вывод: ____________________________________________________________
9