СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Практикум по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время по -  прежнему актуальна проблема подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ.

Программа курса «Практикум по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи учащимся 11-х классов в подготовке к ГИА, она составлена в свете требованийц последних государственных докумкентов. Программа расчитана на 30 часов, включает в себя некоторые (наиболее западающие) вопросы теории и практику.

Просмотр содержимого документа
«"Практикум по обществознанию"»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Практикум по обществознанию»


Общеинтеллектуальное направление

Уровень образования, класс: среднее (полное) общее, 11 класс

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов: 30 часов

Составитель программы: Пашкова О.Б.














Содержание



Пояснительная записка 5

I. Планируемые результаты освоения программы. 8

II. Тематическое планирование 11

III. Содержание программы. 13

IV. Календарно - тематическое планирование 16

V. Список учебной и методической литературы 18




Пояснительная записка

В настоящее время по - прежнему актуальна проблема подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ.

Программа курса «Практикум по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи учащимся 11-х классов в подготовке к ГИА.

Данная программа составлена на основе:

1. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 22.12.2022 № 71763). URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_srednego_obsch ego_obrazovaniya.htm 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (12.09.2022 № 70034). URL: https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ ot_12_08_2022_732_O_vnesenii_izmenenij_v_FGOS_srednego_obschego_ obrazovani.htm 3. Письма Минпросвещения России от 03.03.2023 n 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ»). URL: https://docs.cntd.ru/document/728265281 4. Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. URL: http//docs.edu.gov.ru

5. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

6. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию

Используемый учебно-методический комплекс:

  1. Обществознание: 10 –й класс: углубленный уровень: учебник в двух частях/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю, Зуева В.Е. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2023;

  2. Обществознание: 10-й класс: базовый уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю, М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023;

  3. Обществознание: 11-й класс: углубленный уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. 11 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023;

  4. Обществознание: 11-й класс: базовый уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. 11 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023.

Программа предназначена для обучающихся 11 классов рассчитана на 30 часов.

Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся. ЕГЭ по обществознанию относится к числу наиболее востребованных из всех, которые сдаются по выбору, поскольку утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Данный курс является практико-ориентированным, он призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно- коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при работе с понятиями, диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, в ходе занятий обучающиеся повторят, систематизируют и углубленно изучат курс обществознания средней школы. В программе данного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана, работе с Конституцией, статистическими материалами.

Цель курса: усиление подготовки учащихся для сдачи обществознания в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.

  • Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

  • Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию.

  • Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.

  • Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, рассуждения по заданным проблемам, как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др. Для достижения поставленной цели наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.

Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть на обзорной лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается использование мультимедийного оборудования.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника.

I. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты отражают сформированность:

  • патриотического воспитания;

  • гражданского воспитания;

  • духовно-нравственного воспитания;

  • эстетического воспитания;

  • физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

  • благополучия;

  • трудового воспитания;

  • экологического воспитания;

  • ценности научного познания.

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся

  • системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы,

  • а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения

курса:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя

  • их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Требования к предметным результатам освоения курса:

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Система оценивания

Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭ предыдущих лет. Наряду

с традиционным устным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением одиннадцатиклассника в реальной и учебной ситуации.

Формы контроля во время изучения курса:

  • устный опрос;

  • тестирование (обучающее и диагностическое);

  • творческое задание;

  • проблемное задание;

  • решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности).

Контроль усвоения материала будет проводиться в течение года в ходе тренировочных, диагностических работ, пробных и репетиционных экзаменов. Текущий контроль осуществляется в ходе обучающего тестирования, выполнения практических заданий по темам в формате ЕГЭ.

Технологии, используемые в обучении:

  • технология дифференцированного и личностно-ориентированного обучения;

  • технология развивающего обучения (технология развития критического мышления);

  • технологии проблемно-поискового и проектного обучения (развития исследовательских навыков);

  • педагогика сотрудничества, индивидуального и коллективного проектирования;

  • элементы ИКТ;

  • здоровье сберегающие технологии.

Элементы каждой технологии используются в разном объеме на каждом занятии курса в зависимости от целей и задач конкретного занятия.
















II. Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

Наименование тем курса

Виды познавательной деятельности

Кол-во часов

1

Сентябрь

Введение.

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

Лекция с элементами

беседы. Выполнение заданий разного типа.

1

Тема 1. Общество. 3 часа.

2

Сентябрь

Общество -сложная, динамично развивающиеся система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

3

Сентябрь

Ступени развития общества.

1

4

Сентябрь

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 2. Человек. 3 часа.

5

Октябрь

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

6

Октябрь

Многообразие видов

деятельности человека.

Человек в системе социальных связей.

1

7

Октябрь

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 3. Духовная сфера. 3 часа.

8

Октябрь

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

9

Ноябрь

Наука и образование. Мораль. Религия.

1

10

Ноябрь

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 4. Познание. 2 часа.

11

Ноябрь

Познание мира.

Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

12

Ноябрь

Решение тестовых заданий первой части.

Тренинг

1

Тема 5. Экономическая сфера. 3 часа.

13

Декабрь

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

14

Декабрь

Многообразие рынков. Рыночные отношения.

1

15

Декабрь

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы


Тема 6. Социальная сфера. 4 часа.

16

Декабрь

Социальная система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

17

Январь

Семья и брак как социальные институты.

1

18

Январь

Социальный конфликт и пути их его разрешения.

1

19

Январь

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 7. Политическая сфера. 3 часа.

20

Февраль

Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

21

Февраль

Структура политической власти в РФ.

1

22

Февраль

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 8. Право. 4 часа.

23

Март

Право, система права. Источники права.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1

24

Март

Права человека.

Конституция РФ.

1


25

Март

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1

26

Март

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

1

Тема 9. Решение заданий различных типов и уровней сложности. 3 часа.

27-29

Апрель

Решение заданий различных типов и уровней сложности.

Тренинг

3

Итоговое тестирование.1 час.

30

Апрель

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ

1



Итого:


30



















III. Содержание программы.

Введение. 1 час.

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2024.

Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2024.

Тема 1. Общество. 3 часа.

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек. 3 часа.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества. 3 часа.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание. 2 часа.

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии.

Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание.

Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий первой части.

Тема 5. Экономическая сфера общества. 3 часа.

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества. 4 часа.

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.

Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера. 3 часа.

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства.

Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества. 4 часа.

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов и уровней сложности. 3 часа.

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Задания 17-20. Выполнение заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и формулировать ответы на вопросы.

Задание 21 - анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные с соответствующим рисунком.

Задание - задача 22 требует анализа представленной информации, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. Во время выполнения этого задания проверяется умение использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений.

Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации.

Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме.

Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений. План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме.

Задание 25 конкретизирует отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

Итоговое тестирование. 1 час.

Решение КИМов.


IV. Учебно - тематическое планирование

п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне универсальных действий)

Основные направления

воспитательной деятельности


1

Введение.

Особенности ЕГЭ по обществознанию. Структура ЕГЭ по обществознанию.

Выполнения примерных заданий.


1

Знать структуру и содержание письменной экзаменационной работы, принципы отбора и расположения заданий, уровни сложности, количество баллов по каждому заданию, максимальный балл.

Уметь правильно заполнять бланки ЕГЭ.

Понимать требования, предъявляемые к знаниям выпускников.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

Тема 1. Общество. 3 часа.


2

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Ступени развития общества.


1

Знать понятия: общество, природа, социальный институт. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты. Знать понятия: сферы жизни общества, общественный прогресс, регресс. Уметь характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с текстом; приводить примеры.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


3

Глобализация.


1

Знать понятие: глобализация. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций глобальные проблемы человечества.

4

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Воспитание уверенности в своих силах
Тема 2. Человек. 3 часа.
5

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции


Знать понятия: мышление, деятельность. Уметь

характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с таблицей; приводить примеры.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания
6

Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей.


Знать понятия: потребность, пирамида Маслоу. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать базовые, социальные и духовные потребности человека.

Знать понятия: свобода, необходимость. Уметь

характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать со схемой; приводить примеры.

7

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Воспитание уверенности в своих силах. Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 3. Духовная сфера общества. 3 часа.
8

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.


Знать понятия: культура, мораль, искусство, религия. Уметь характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы; описывать религию как феномен культуры, анализировать образование в современном мире; определять тенденции духовной жизни современной России.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

9

Наука и образование. Мораль. Религия.


10

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Воспитание уверенности в своих силах. Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 4. Познание. 2 часа.
11

Познание мира.

Многообразие форм человеческого знания.

Истина. Критерии истины.







1

Знать понятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, интуиция. Уметь характеризовать формы познания, механизм познания, показывать на примерах многообразие человеческого познания; выделить основные черты научного и социального познания.

Знать понятия: истина, объективная истина,

субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза. Уметь давать характеристику относительной и

абсолютной истине; работать со схемой; приводить примеры.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;


Ценности научного познания

12

Решение тестовых заданий первой части.


1

Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Человек и общество». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности.

Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 5. Экономическая сфера общества. 3 часа.
13

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы


.

1

Знать понятие: экономика. Знать и перечислять фазы

экономического цикла; основные измерители экономической деятельности. Уметь объяснять понятие

«экономика» с разных позиций, отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию;

характеризовать с научных позиций социальные объекты Знать понятия: экономическая система, типы экономических систем, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономик. Уметь характеризовать с научных позиций роль государства в экономике,

сравнивать экономические системы, приводить примеры.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


14

Многообразие рынков. Рыночные отношения.


1

Знать понятия: рынок, виды рынка, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать законы рынка; характеризовать с научных позиций закон спроса и закон предложения, определять факторы,

влияющие на спрос и предложение, работать с графиками спроса и предложения.

Знать факторы производства. Уметь характеризовать с научных позиций факторы производства и получаемый факторный доход, работать со схемой.

Знать понятия: субъекты рынка, предпринимательство, экономически активное население. Уметь отвечать на проблемные вопросы, касающиеся производства и

потребления; анализировать информацию,

представленную в таблице; характеризовать с научных позиций взаимосвязь производителя и потребителя.

Знать понятия: рынок труда, безработица. Уметь

характеризовать с научных позиций виды безработицы и причины ее появления, работать со сравнительной

таблицей; приводить примеры.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

15

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 6. Социальная сфера общества. 4 часа.
16

Социальная система.

1

Знать понятия: социальные отношения и взаимодействия, социальный статус и роли, неравенство и социальная стратификация, мобильность, социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль и самоконтроль. Уметь объяснять многообразие социальных групп; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


17

Семья и брак как социальные институты.


18

Социальный конфликт и пути их его разрешения.

1
19

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 7. Политическая сфера общества. 3 часа.
20

Политическая система.

Признаки, функции и формы государства.


1

Знать понятия: власть, государство, политическая

система, формы государства, федерация. Уметь

перечислять признаки, формы и функции государства, основные черты правового государства; сравнивать формы государства; объяснять роль государства в политической системе; характеризовать власть, ее происхождение и виды, политическую идеологию и

политическую культуру.

Знать понятия: политический режим, гражданское общество, демократия. Уметь перечислять основные черты правового государства и гражданского общества;

описывать гражданское общество; сравнивать политические режимы.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


21

Структура политической власти в РФ.

Политический плюрализм.

1



Знать понятия: власть, правовое государство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Уметь перечислять и характеризовать три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная; описывать структуру политической власти в РФ, местное самоуправление;

работать с заданиями на установление соответствия представленных полномочий с субъектами политики.

Знать понятия: партия, политическое движение. Уметь охарактеризовать политический плюрализм; обосновать многопартийность; описывать партийную систему РФ.

Знать понятия: государственный аппарат, избирательные системы, выборы, референдум. Уметь характеризовать и сравнивать избирательные системы.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско –патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


22

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Формирование навыков правильного выполнения заданий.

Тема 8. Правовая сфера общества. 4 часа.

23-25

Право, система права. Источники права.

Права человека.

Конституция РФ.

Правоотношения и правонарушения.

Юридическая ответственность.

Знать понятия: право, отрасль права, источники права,

нормы права, нормативные правовые акты, источники права, институты права, закон, подзаконный акт, правоспособность, дееспособность, презумпция невиновности, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, право собственности, преступление, правонарушение.

Уметь характеризовать место права в системе социальных норм; функции и признаки права; характеризовать виды юридической ответственности; знать и анализировать основы отраслей российского права; международные документы по правам человека; различать виды права.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско –патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания


26

Тренинг


1

Практическая работа по заданиям ЕГЭ этой темы

Воспитание уверенности в своих силах. Формирование навыков правильного выполнения заданий.
Тема 9. Решение заданий различных типов и уровней сложности. 3 часа.
27-29

Основные правила

оформления заданий второй части ЕГЭ.

Алгоритм работы с текстом. Составление сложного плана с примерами.

Алгоритм работы с заданием

№25.

Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №17-23.

Уметь выполнять задания высокого уровня сложности на установление соответствия; дифференциация социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов; извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №24.

Уметь составлять сложный план по темам кодификатора (совершенствовать умение). Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №25.

Совершенствовать умение написания. Структура письменного рассуждения. Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание».

Изложение своих мыслей и собственной позиции, умение привести примеры.
Воспитание уверенности в своих силах. Формирование навыков правильного выполнения заданий, оформления ответов.
Итоговое тестирование. 1 час.
30

Итоговое тестирование.

1

Знать особенности и алгоритм выполнения экзаменационной работы. Уметь правильно распределить время, применять навыки выполнения заданий разного уровня сложности.


Итого: 30 часов.

V. Список учебной и методической литературы
  1. Конституция Российской Федерации (любое издание, не ранее 2021 года);

  2. Обществознание: 10 –й класс: углубленный уровень: учебник в двух частях/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Лазебниковой А.Ю, Зуева В.Е. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2023;

  3. Обществознание: 10-й класс: базовый уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю, М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023;

  4. Обществознание: 11-й класс: углубленный уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. 11 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023;

  5. Обществознание: 11-й класс: базовый уровень: учебник/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. 11 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2023;

  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2024;

  7. Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2022. Обществознание. Тематический тренажёр. М.: Экзамен, 2023;

  8. Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, 2023;

  9. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ-2019. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. Москва: ACT, 2023

  10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ М.: Экзамен, 2022.

  11. Кирьянова-Греф О.А., Лосев С.А. ЕГЭ 2019. Обществознание. Диагностические работы. М.: МЦНМО, 2024

Интернет-ресурсы:

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

  • https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения РФ.

  • https://edsoo.ru/ – сайт «Единое содержание общего образования».

  • http://samregion.edu.ru – сайт Министерства образования и науки Самарской области.

  • http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

  • www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

  • https://edsoo.ru/constructor/ – Конструктор рабочих программ.

  • http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».


22