СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по решению физических задач

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит различные виды практической деятельности учащихся на уроках физики с 7 по 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по решению физических задач»







Методическое руководство





Практикум по решению физических задач



7 – 9 классы





Преподаватель физики и математики: Богаева Н.В.









2022 год











Практикум по решению физических задач

Практические работы по физике в 7 – 9 классах

Пояснительная записка.

В базовом курсе физики очень мало времени отводится формированию навыка решения физических задач. Для решения задач по физике знание теории необходимо, но недостаточно. Можно хорошо знать формулы и при этом не уметь решать задачи. Для успешного их решения необходимо овладеть ещё так называемыми обобщенными знаниями, которые приобретаются на опыте, в процессе решения, в основном, к концу изучения курса физики. Основу обобщенных знаний составляют фундаментальные понятия физики, имеющие методологический характер, такие, как физическая система, физическая величина, физический закон, состояние физической системы, физическое явление, идеальные объекты, идеальные процессы, физическая модель. При решении задач по физике необходимо создать систему методов как систему общих ориентиров для осуществления самостоятельной деятельности учащихся на каждом этапе решения. Существует мнение, что единого метода решения задач не существует, но существует общий подход (как система методов) к решению любой физической задачи:

  • Метод анализа физической ситуации задачи;

  • Метод применения физического закона;

  • Система обще-частных методов;

  • Метод упрощения и усложнения, метод оценки;

  • Метод анализа решения;

  • Метод постановки задачи,

При этом, каждый отдельно взятый метод не является универсальным и проявляет наибольшую силу только в системе. Решение физических задач способствует формированию логического мышления, развивает способность переносить формальные математические знания в область физики, переводить текстовые условия в математическую символьную форму. В процессе применения системы общих методов отрабатываются алгоритмы решения «любых» задач, с какими бы потом в жизни учащиеся ни встретились. Решение большого количества разнообразных задач тренирует учащихся в навыках приобретения, использования новых и всё более глубоких знаний.

Конечно же, следует отметить, что увеличение времени на решение расширенного блока задач преследует и прагматические цели: способствует лучшей подготовке учащихся к ЕНТ, их социализации, профессиональной ориентации.

В курсе физики средней школы, как и в системе образо­вания в целом, реализуется тенденция обновления об­разования, изменения его содержания. Преодоление традиционного репродук­тивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели обра­зования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одной из стратегичес­ких целей работы учителя физики. Учитывая объём и сложность изучаемого материала, и недостаток времени для формирования и совершенствования навыков применения, полученных знаний, программой предусматривается наряду с лабораторными работами выполнение практических работ. Предлагаем к выполнению содержание практических работ для 7-9 классов как одну из возможностей усиления практической направленности курса физики как через выполнение кратких экспериментальных заданий, так и через решение различных задач.

Практические работы для учащихся 9 классов


9 класс

Контрольная работа по теме «Кинематика»

К.р. Равномерное и неравномерное движение.

Вариант 1

  1. Какие из приведенных зависимостей описывают равномерное движение?

1) ; 2) ; 3) ; 4) 5) .

2. Точка движется вдоль оси Х согласно закону . Описать характер движения. Какова начальная скорость и ускорение? Записать уравнение для скорости.

3. Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, при торможении остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении, если двигался равноускоренно?

4. По графику скорости построить график ускорения и график перемещения.

5. Двигаясь равноускоренно, тело проходит за 5 с путь 30 см, а за следующие 5 с путь 80 см. Определить начальную скорость и ускорение тела.

К.р. Равномерное и неравномерное движение.

В ариант 2

1. Написать уравнения движения, графики которых даны на риске.

2. Точка движется вдоль оси Х согласно закону . Опишите характер движения. Запишите уравнение для скорости.

3. Движение точки задано уравнением . Определите среднюю скорость движения точки в интервале от 1 с до 4 с.

4. Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2. какова скорость лыжника в начале и в конце уклона?

5. По графику скорости построить график ускорения и график перемещения.

Самостоятельная работа (9 класс)

С.р. Движение под действием силы трения

1 вариант

  1. Коэффициент трения деревянных полозьев саней о снег равен 0,03. Какую силу прикладывает лошадь, равномерно перемещая по горизонтальной дороге сани массой 400 кг?

  2. На наклонной плоскости длиной 13 м и высотой 5 м лежит груз массой 26 кг коэффициент трения 0.5. Какую силу надо приложить к грузу вдоль плоскости, чтобы втащить его?

С.р. Движение под действием силы трения

2 вариант

  1. Автомобиль движется по горизонтальной дороге со скоростью 54 км/ч. Какое расстояние он пройдет после выключения двигателя, если =0,1?

  2. Санки скатываются с горки длиной 10 м за 2с. Найдите угол наклона горки. Трение не учитывать.

К.р. Механические колебания и волны

Вариант 1

I

1. Найдите массу груза, совершающего 100 полных колебаний за 1 мин 20 с на пружине, коэффициент упругости которой равен 250 Н/м

2. Определите скорость распространения волн в воде, если источник волн колеблется с периодом 5 мс, а длина волны равна 7 м.

3. Чему равен период колебания математического маятника, длина которого равна 0,634 м?

II

4. Определите коэффициент жесткости пружины, если подвешенный к ней груз массой 500 г совершает колебания с амплитудой 10 см, а скорость груза в момент прохождения равновесия равна 0,8 м/с.

5. За какой промежуток времени распространяется звуковая волна на расстояние 29 км, если ее длина равна 7,25 м, а частота колебаний равна 200 Гц?

6. Как относятся частоты свободных колебаний двух маятников, если их длины относятся как 1:4?

III

7. За одни и то же время один математический маятник делает 50 полных колебаний, а другой – 30. Найдите длины маятников, если один из них длиннее другого на 32 см.

8. Часы с маятником 1 м за сутки отстают на 1 час. Что нужно сделать с маятником, чтобы часы не отставали?

9. К пружине подвесили груз, в результате чего пружина растянулась на 9 см. каков будет период свободного колебания груза, если его немного оттянуть вниз, а затем отпустить?



К.р. Механические колебания и волны

Вариант 2

I

1. Математический маятник длиной 2,45 м совершил 100 колебаний за время, равное 314 с. Определите период колебания маятника и ускорение свободного падения для данной местности.

2. Лодка качается на морских волнах с периодом колебания 2 с. Чему равна длина морской волны, если она движется со скоростью 3 м/с?

3.Из уравнения движения точки х=2·sin ( t + ) найти период колебания, амплитуды скорости и ускорения. Смещение выражается в сантиметрах.

II

4. Груз, подвешенный к пружине с коэффициентом упругости 50 Н/м, совершает колебания с амплитудой 6 см. Скорость груза в момент прохождения положения равновесия равна 0,3 м/с. Определите массу груза.

5. На Земле математический маятник совершает колебания с периодом 1 с. Каков будет период колебания этого маятника на Марсе, где ускорение свободного падения примерно в 2,6 раза меньше, чем на Земле?

6. Человек, стоящий на берегу моря, определил, что расстояние между следующими друг за другом гребнями волн равно 8 м и за время 1 мин мимо него проходит 45 волновых гребней. Найдите скорость распространения волн.

III

7. Пружинный маятник совершает косинусоидальные колебания после того, как его вывели из положения равновесия и отпустили. Определите время, необходимое для того, чтобы после начала колебаний кинетическая энергия груза стала равна его потенциальной энергии.

8. На нити подвешен шарик массой 0,1 кг. Шарик отклонили на высоту h = 2,5 см (по отношению к положению равновесия) и отпустили. Определите максимальную скорость шарика.

9. Груз, подвешенный к вертикально закрепленной пружине, колеблется с частотой 5 Гц. На сколько окажется растянутой пружина после прекращения колебаний груза?




ТЕСТ. Наклонная плоскость

1 вариант

  1. На наклонной плоскости с углом  к горизонту покоится брусок массой m. Чему равен модуль силы трения, действующей на брусок (коэффициент трения скольжения )?

1)  m g 2)  m g cos 3) m g sin 4) m g cos

  1. На наклонной плоскости покоится брусок. Со стороны бруска на эту плоскость действует сила, направленная

1) вертикально вниз, 2) вертикально вверх, 3) вдоль наклонной плоскости,

4) перпендикулярно наклонной плоскости

  1. Брусок скользит равномерно вниз по наклонной плоскости с углом  к горизонту. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен

1) sin 2) cos 3) tg 4) ctg V0

  1. Т ело скользит с некоторой высоты по наклонной плоскости,

имея вначале скорость V0. Скорость у тела постоянно уменьшается,

и у основания наклонной плоскости скорость становится равной нулю.

К акое направление имеет ускорение тела в процессе движения?

1) 2) 3) 4)

  1. Автомобиль начал резкое торможение на горизонтальном участке дороги со скорости 10 м/с. Коэффициент трения 0,5;g=10 м/с2 . Тормозной путь автомобиля

1) 5м 2) 10 м 3) 20м 4) 50м 2

  1. П о наклонной плоскости движутся с одинаковым ускорением два

б руска, соединенные пружиной. Коэффициенты трения брусков о 1

п оверхность 12. При этом удлинение пружины

  1. больше нуля, 2) меньше нуля, 3) равно нулю, 4) нельзя определить



ТЕСТ. Наклонная плоскость

1 вариант

  1. На наклонной плоскости с углом  к горизонту покоится брусок массой m. Чему равен модуль силы трения, действующей на брусок (коэффициент трения скольжения )?

1)  m g 2)  m g cos 3) m g sin 4) m g cos

  1. На наклонной плоскости покоится брусок. Со стороны бруска на эту плоскость действует сила, направленная

1) вертикально вниз, 2) вертикально вверх, 3) вдоль наклонной плоскости,

4) перпендикулярно наклонной плоскости

  1. Брусок скользит равномерно вниз по наклонной плоскости с углом  к горизонту. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен

1) sin 2) cos 3) tg 4) ctg V0

  1. Т ело скользит с некоторой высоты по наклонной плоскости,

имея вначале скорость V0. Скорость у тела постоянно уменьшается,

и у основания наклонной плоскости скорость становится равной нулю.

Какое направление имеет ускорение тела в процессе движения?

1) 2) 3) 4)

  1. Автомобиль начал резкое торможение на горизонтальном участке дороги со скорости 10 м/с. Коэффициент трения 0,5;g=10 м/с2 . Тормозной путь автомобиля

1) 5м 2) 10 м 3) 20м 4) 50м 2

  1. П о наклонной плоскости движутся с одинаковым ускорением два

бруска, соединенные пружиной. Коэффициенты трения брусков о 1

поверхность 12. При этом удлинение пружины

  1. б ольше нуля, 2) меньше нуля, 3) равно нулю, 4) нельзя определить



9 класс

Итоговая контрольная работа

по физике за курс основной (общей) средней школы.

1 вариант.

Задача №1.

Медный шарик в воздухе весит 5,34 Н, а в пресной воде-4,34Н. Определите объем полости внутри шарика, если плотность пресной воды равна 1000 кг/м³, а плотность меди-8900кг/м³. Ответ выразите в см³.

Задача№2.

Сколько стали, взятой при 20˚С, можно расплавить в печи с кпд =60%, сжигая 3 тонны каменного угля. Температура плавления стали равна 1400˚С, удельная теплота плавления равна 82000Дж/кг, удельная теплоемкость стали равна 460 Дж/кг·˚С, удельная теплота сгорания каменного угля равна 29·106Дж/кг. Решение поясните графиком.

Задача№3.

Снаряд вылетел из ствола орудия со скоростью 40 м/с под углом 60˚ к горизонту.

1. Сколько времени он летел до земли?

2.Какой максимальной высоты он достиг?

3. Определите, скорость снаряда в тот момент, когда вектор скорости снаряда с горизонтом составляет угол 30˚.

4. Вычислите радиус кривизны траектории в этот момент времени.

5. Найдите изменение импульса снаряда за все время полета, если его масса равна 10 кг. На чертеже покажите вектор изменения импульса. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Задача№4.

Автомобиль сначала движется по горизонтальному участку пути, а потом по выпуклому мосту. Скорость автомобиля в верхней точке моста 72 км/час. Сила давления автомобиля в этой точке в 2 раза меньше силы давления на горизонтальном участке. Чему равен радиус выпуклого моста?

Задача№5.

Два бруска массами m1 и m2, соединенные идеальной, т. е. невесомой и нерастяжимой нитью, съезжают по наклонной плоскости, наклоненной под углом α к горизонту. Коэффициент трения между первым телом и плоскостью равен μ1= 1/2 tgα, а коэффициент трения между вторым телом и плоскостью равен μ2 = tgα . Найти натяжение нити, соединяющей бруски, если брусок с меньшим коэффициентом трения движется впереди.

Задача№6.

Небольшое тело соскальзывает с вершины полусферы радиуса R. На какой высоте h от вершины оно оторвется от поверхности сферы. Трением пренебречь.

2 вариант.

Задача№1.

Цинковый шар весит в воздухе 3,6Н, а при погружении в воду-2,8 Н. Сплошной он или полый? Если полый, то определите объем полости. Плотность пресной воды равна 100кг/м³, а плотность цинка-7100кг/м³. Ответ выразите в см³.

Задача№2.

Сколько дров надо сжечь в печке с кпд = 60%, чтобы получить из 100 кг снега, взятого при температуре – 20˚С, воду при 10˚С, если удельная теплоемкость льда равна 2100 Дж/кг·˚С, удельная теплоемкость воды равна 4200Дж/кг·˚С, удельная теплота плавления льда равна 330кДж/кг, удельная теплота сгорания дров равна 10·106Дж/кг. Решение поясните графиком.

Задача№3.

Пуля массой 9г вылетела из ружья со скоростью 20 м/с под углом 45˚ к горизонту.

1. Сколько времени она летела до земли?

2.Какой максимальной высоты она достигла в процессе полета?

3. Определите, скорость пули в тот момент, когда вектор скорости пули с горизонтом составляет угол 30˚.

4. Вычислите радиус кривизны траектории в этот момент времени.

5. Найдите изменение импульса пули за все время полета. На рисунке покажите вектор изменения импульса пули. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Задача№4.

С какой скоростью вращается «конический маятник», длина нити которого 3,46м, а угол, образованный нитью с вертикалью составляет30˚. Вычислите период его обращения. Результат округлите до десятых долей секунды.

Задача№5

Два груза, соединенные нитью, двигаются по гладкой горизонтальной поверхности. Когда горизонтальная сила, равная 100 Н была приложена к первому грузу, то натяжение нити было равно 30Н. Каким оно станет, если эту же горизонтальную силу приложить ко второму грузу? Как изменится при этом ускорение, с которым будет двигаться система грузов?

Задача№6.

Небольшое тело массой m соскальзывает вниз по наклонному скату, переходящему в «мертвую петлю» радиуса R. Определите, какой должна быть высота ската, чтобы тело сделало один полный оборот. Трением пренебречь.

9 класс.

Контрольная работа по физике.

1 вариант.

Задача№1.

Тело, брошенное к горизонту под углом 60˚,через 4 секунды после начала движения имело вертикальную компоненту проекции скорости 9,8 м/с.Каково расстояние между местом бросания и местом падения? Определите радиус кривизны траектории в момент бросания.

Задача№2.

Определите минимальный период обращения спутника нейтронной звезды, плотность вещества которой1017кг/м3.

Задача№3.

Чаша в форме полусферы радиусом R=0,8 м вращается с постоянной угловой скоростью. Вместе с ней вращается шарик, находящийся на ее гладкой внутренней поверхности. Расстояние от шарика до нижней точки чаши равно ее радиусу. Определите период вращения.

Задача№4.

На горизонтальной поверхности тележки, масса которой М= 6 кг, лежит брусок массой m = 2 кг. Коэффициент трения между бруском и тележкой µ =0,3. Определите минимальную силу F, с которой нужно тянуть тележку, чтобы брусок начал двигаться по ней.

Задача№5.

Определите путь, пройденный телом m1 за 0,2 с, если коэффициент трения равен 0,1. Массы тел соответственно равны m1 =1 кг,m2 =6 кг,а угол α=30˚.

Задача№6.

На краю стола высотой H лежит маленький шарик массой m2. В него попадает пуля массой m1 , движущаяся горизонтально со скоростью v ,направленной в центр шарика и застревает в нем. На каком расстоянии от стола и с какой скоростью тело упадет на землю.

9 класс.

Контрольная работа по физике.

2 вариант.

Задача№1.

Под углом 60˚ к горизонту брошено тело с начальной скоростью 20 м/с. Через какое время оно будет двигаться под углом 45˚ к горизонту? Определите радиус кривизны траектории в начальный момент времени. Чему равно изменение импульса тела за все время движения?

Задача№2.

Найти радиус круговой орбиты искусственного спутника Земли, имеющего период обращения 1 сутки.

Задача№3.

Стержень ОА вращается относительно вертикальной оси ОД с периодом Т=0,34с. Угол между осью и стержнем равен α=30˚. По стержню без трения может скользить муфта. Определите расстояние от точки О до муфты в тот момент, когда муфта перестанет подниматься по муфте.





Задача№4.

Н а горизонтальной поверхности тележки массой М=6кг, лежит брусок массой m=2кг. Коэффициент трения между бруском и тележкой µ=0,3. С какой минимальной силой нужно тянуть брусок, чтобы он начал скользить по горизонтальной поверхности тележки.



Задача№5. В показанной на рисунке системе α=30˚, m1=2кг, m2=1кг, коэффициент трения между первым грузом и плоскостью µ=0,1. Определить ускорение системы грузов и натяжение нити.

Задача№6.

С высоты h падает шар. Когда он пролетел мимо окна, находящегося на высоте h/2, в него попала пуля, вылетевшая из ружья в горизонтальном направлении и застряла в центре шара. С какой скоростью шар вместе с пулей упадет на землю, если его масса в 10 раз больше пули, а скорость пули в момент попадания в шар равна v.

Практическая работа №1

Тема:«Способы описания движения».

Цель:Развивать умения решения задач на механическое движение с различными способами описания движения.

Краткая теория.

Механическое движение-это изменение положения тела с течением времени относительно тела отсчёта. Тело отсчёта - это тело, относительно которого определяют положение других тел. Для определения положения тела необходима система отсчета. Система отсчета состоит из тела отсчёта, системы координат, связанной с этим телом, и часов. Различают следующие виды движения: прямолинейное и криволинейное (по траектории, т.е. линии, по которой движется тело), а также равномерное или равноускоренное (по характеру изменения скорости или по ускорению). Равномерным называется движение с постоянной скоростью, при этом ускорение α=0. Равноускоренным (равнопеременным) называется движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется на одну и ту же величину.

Ускорением называют величину, характеризующую быстроту изменения скорости и равную отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого произошло это изменение α = υ-υ0) /t. Скорость движения тела можно найти по формуле: υ= υ0+ α t. Модуль перемещения при прямолинейном движении совпадает с пройденным путём: S=υ0t + α t2/2. Уравнение движения позволяет определить координату тела в любой момент времени t. х=х0+ υ0t + α t2/2. Движение можно задать уравнением, графиком или в текстовой форме.


Задача №1.

Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги перед светофором. Опишите характер движения автомобиля, если ось координат направлена в сторону движения автомобиля, а ее начало совпадает со светофором.


Задача №2.

Уравнение координаты материальной точки имеет вид х=15-3t+0,5t2, величины измерены в единицах СИ.

а) Опишите характер движения материальной точки.

б) Найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление вектора ускорения.

в) Напишите уравнение зависимости vх(t) и постройте график.

г) Найдите скорость точки через 3с , 6с после начала движения (способ нахождения выберите самостоятельно). Полученный результат объясните.

д) Найдите координату тела через 3с. после начала движения.

е) Найдите перемещение тела за 6с.

ж) Найдите путь, пройденный телом за 6с.


Задача №3.

Мотоциклист, подъезжая к уклону, имеет скорость 10м/с и начинает двигаться с ускорением 0,5м/с. Какую скорость приобретает мотоциклист через 20 секунд?


Задача №4*.

На рисунке приведены графики зависимости проекции

скорости от времени для трех разных тел.

а) Опишите характер движения каждого тела.

б) Пользуясь графиком, определите направление вектора ускорения для каждого случая.

в) Напишите уравнение зависимости х(t), если начальная координата 250 м, а начальная скорость 10 м/с.

Можно ли по этим графикам определить, в какой момент времени тела могут встретиться?


Практическая работа №2

Тема:«Практические способы измерения сил».

Цель:Закрепить на опыте способы измерения сил тяжести, трения, упругости на опыте.

Краткая теория.

В природе существует 3 механических силы: сила тяжести, сила упругости и сила трения.

Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела, находящиеся у её поверхности, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, её можно измерять с помощью динамометра и определить по формуле: Fтяж = mg и направлена она всегда к центру Земли(или другой планеты).

Сила, которая возникает при изменении формы или размеров тела (тела деформированы), называется силой упругости. Она направлена против деформации, т е. стремится сохранить (восстановить) форму. Сила упругости пропорциональна величине деформации (изменению длины) и коэффициенту упругости, который зависит от свойств деформированного тела.

Fупр = - kx (закон Гука).

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению. Сила трения зависит от свойств соприкасающихся поверхностей и силы, с которой тело давит на поверхность. Сила трения для горизонтальной поверхности определяется по формуле F = µmg.

Выполнение работы
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов и тел, весы.


Задание1.Определение силы трения с помощью динамометра.

Цель: сравнить значения силы трения, полученные измерением и вычислением.

Порядок выполнения работы

1.Измерить динамометром силу трения Fтр1 при равномерном движении деревянного бруска (можно использовать дополнительные грузы) по деревянной линейке. В этом случае Fтр1= Fупр.

2.Измерить динамометром вес бруска (вместе с дополнительными грузами), который будет равен силе реакции опоры N.

3.По формуле Fтр2= µN вычислить силу трения (коэффициент трения дерева по дереву µ=0,25).

4.Сравнить значения сил Fтр1 и Fтр2.

5.Сделать вывод. Объяснить полученный результат.


Задание2.Определение силы тяжести с помощью динамометра.

Цель: сравнить значения силы тяжести, полученные измерением и вычислением.

Порядок выполнения работы

1.Измерить динамометром силу тяжести Fтяж1.

2.Взвесить исследуемое тело на весах, массу тела m выразить в кг.

3.Пользуясь формулой Fтяж2 = mg вычислить силу тяжести тела.

4.Сравнить значения Fтяж1 и Fтяж2, полученные в результате измерения и вычисления.

5.Сделать вывод. Объяснить полученный результат.


Задание3. Определение силы упругости.

Цель: определить силу упругости с помощью динамометра.

Порядок выполнения работы

1.Подвесить груз массы m к пружине динамометра(массу определить на весах), измерить её удлинение x.

2.Учитывая, что в состоянии равновесия Fтяж = Fуприли mg= - kx, выразим к(к = mg/x).

3.Используя полученные данные, вычислить силу упругости, возникающую в пружине при произвольной деформации или при подвешивании любого выбранного груза (дополнительные данные выбрать самостоятельно).


Практическая работа №3

Тема:«Расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли».

Цель:Закрепление навыков решения задач с применением законов динамики для расчета параметров движения тела в поле тяготения Земли.

Краткая теория.

Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела, находящиеся у её поверхности, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, её можно измерять с помощью динамометра и определить по формуле: Fтяж = mg и направлена она всегда к центру Земли(или другой планеты). Силы, действующие между любыми телами во Вселенной и на Земле, называют гравитационными силами или силами всемирного тяготения и определяются законом всемирного тяготения: два тела притягиваются друг к другу с силой,

Прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними: F=Gm1m2/r2. Из закона всемирного тяготения гравитационная постоянная G= Fr2/ m1m2.G=6,67*10-11 Н*м2/кг2 и численно равна силе с которой взаимодействуют 2 тела массой по 1 кг, находясь на расстоянии 1м.

Ускорение свободного падения g= GМ/r2, где М-масса планеты, r- расстояние от центра тяжести планеты до точки, в которой определяется ускорение свободного падения. Вес тела- это сила, с которой тело вследствие притяжения к земле давит на опору или натягивает подвес. Если тело покоится или движется прямолинейно и равномерно, то его вес равен силе тяжести. Р=mg. При движении с ускорением вес тела больше или меньше силы тяжести. Р=m(g+α), если тело движется вверх с ускорением α, Р=m(g-α), если тело движется вниз с ускорением α. Перегрузка- это величина, численно равная отношению веса движущегося тела к весу тела в состоянии покоя.


Задача №1.

Радиус орбиты ИСЗ Земли 1,1 а.е. Найти период его обращения, если радиус орбиты Земли равен 1 а.е., а период её обращения вокруг Солнца 1 год или 365 дней.


Задача №2.

Каково ускорение свободного падения тел, находящихся на расстоянии, равном 2R от поверхности Земли?


Задача №3.

Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально вверх. С каким ускорением движется ракета, если космонавт массой 80 кг в кабине ракеты испытывает 2-кратную перегрузку?


Задача №4*.

Вычислить силу тяжести, действующую на алюминиевый брусок объемом 500см3.


Практическая работа №4

Тема:«Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии».

Цель:Проверить на опыте закон сохранения и превращения, сравнив работу силы упругости с изменением кинетической энергии.












Теорема о кинетической энергии утверждает, что работа силы, приложенной к телу, равна изменению кинетической энергии тела. Для экспериментальной проверки можно вос­пользоваться установкой, изображенной на рисунке 1.

В лапке штатива закрепляют горизонтально динамометр. К крючку динамометра привязывают шар на нити длиной 60-80 см. На другом штативе на такой же высоте, как и динамометр, закреп­ляют лапку. Установив шар на краю лапки, штатив вместе с ша­ром отодвигают от первого штатива на такое расстояние, на кото­ром сила упругости, действующая на шар со стороны пружины динамометра, равнялась бы 2 Н. Затем шар отпускают. Под дейст­вием силы упругости он приобретает скорость, а

е го кинетическая энергия изменяется от 0 до .
Для определения скорости v шара, приобретенной под дейст­вием силы упругости Fynp, можно измерить дальность полета s шара при свободном падении с высоты Н:




Необходимое оборудование:

1) штативы для фронтальных работ - 2 шт.;

2) ди­намометр учебный;

3) шар;

4) нитки;

5) линейка измерительная 30-35 см с мил­лиметровыми делениями;

6) весы учебные;

7) гири Г4-210.

Выполнение работы:
1. Укрепите на штативах динамометр и лапку для шара, на одинаковой высоте Н = 40 см от поверхности стола. Прикрепите к динамометру нить с привязанным шаром.
2. Установив шар на лапке, отодвигайте второй штатив до тех пор, пока показание динамометра станет равным 2 Н. Отпус­тите шар с лапки и заметьте место его паде-

н ия на столе. Опыт по­вторите 2 раза и определите среднее значение дальности полета s шара.
3. Определите массу шара с помощью весов и вычислите изме­нение кинетической энергии шара пол действием силы упругости:



4 . Измерьте удлинение х пружины динамометра при значений силы упругости, равном 2 Н. Вычислите работу А силы упругости:



5. Сравните полученные значенияА и ∆Ek шара. Сделайте вывод.


Практическая работа №5

Тема:«Расчет периода колебаний маятников различных типов».

Цель:Закрепить навыки решения задач на расчет периода колебаний маятников различных типов (пружинного, математического и физического).

Краткая теория.

Колебаниями в механике называют движение тела(системы), которое периодически или почти периодически повторяется через одинаковые промежутки времени. Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называется периодом колебаний T= t/N, где t- время колебаний, а N- число полных колебаний за время t. В любой колебательной системе действует несколько сил, из них, как правило, есть одна сила, возвращающая систему в положение покоя или равновесия, т.е. в состояние с минимальной энергией и является главной, важной, без которой колебания были бы невозможны. Такой силой может быть сила упругости или сила тяжести. Другие же силы тормозят колебательное движение, на их преодоление тратится энергия (это и есть потери энергии) и колебания с течением времени уменьшаются по амплитуде, т.е. прекращаются. Соответственно: модель колебательной системы, которая представляет собой груз массы m, подвешенный на пружине жесткости k, в которой колебания возникают и поддерживаются за счёт силы упругости, называется пружинным маятником. Его период можно найти по формуле Т=2π√m/k.Модель колебательной системы, которая представляет собой груз, подвешенный на невесомой, нерастяжимой нити, в которой колебания возникают и поддерживаются за счёт силы тяжести, называется математическим маятником. Его период можно найти по формуле: Т= 2π√l/g. Существует тела с распределённой массой(например: школьная линейка, длинная ось), к которым применимы формулы математического маятника. В этом случае в формулу периода колебаний математического маятника вводят в качестве длины маятника приведённую длину. Она равна половине длины школьной линейки, длинной оси и т.д.


Задача №1.

Определить период и частоту колебаний математического маятника длиной 90м.


Задача №2.

Груз массой 100г колеблется с частотой 2Гц под действием пружины. Найти жесткость пружины.


Задача №3.

Маятник состоит из шарика массой 200г, подвешенного на нити длиной 2,5м. Определить период колебаний и энергию, которой он обладает, если наибольший угол его отклонения от положения равновесия равен 600.


Задача №4.

Ученическую линейку длиной 50см подвесили на гвоздь и толчком вывели из положения равновесия. Определите период колебаний этого маятника.


Практическая работа №6

Тема:«Расчет периода полураспада».

Цель:Закрепить навыки решения задач на применение закона радиоактивного распада с учетом периода полураспада.

Краткая теория.

Любая ядерная реакция(распад, деление, синтез) подчиняется следующим законам:

закон сохранения зарядового числа, закон сохранения массового числа. При α - распаде ядро исходного элемента выбрасывает ядро гелия (2α4 =2Не4), смещается на 2 клетки к началу таблицы Менделеева и превращается в новое ядро. Пример: 92U235 →2He4+90Th231.

При β – распаде ядро исходного элемента выбрасывает -1β0 – частицу, т.е. электрон -1е0, смещается на 1 клетку к концу таблицы Менделеева и превращается в новое ядро. При β – распаде нейтрон преобразуется в протон и электрон, электрон выбрасывается из ядра, протонов в ядре становится на один больше, при этом массовое число, т.е. число нуклонов в ядре остаётся прежним.Пример: 90Th231→ -1β0 + 91Pa231 .

Закон радиоактивного распада выражается формулой Резерфорда и Содди: N=N0/2n =N0/2t/T.


Задача №1.

Написать реакцию альфа-распада90Th234.


Задача №2.

Определить второй продукт ядерной реакции: 13Al27 + 2He4 = 15P30+?


Задача №3.

Имеется 109 атомов радиоактивного изотопа йода 53I228 , период его полураспада 25 минут. Определить, какое примерно количество ядер изотопа испытает радиоактивный распад за 50мин.


Задача №4.

За 328 суток количество первоначальных ядер радиоактивного элемента уменьшилось в 4 раза. Определите период полураспада этого элемента. Пользуясь справочной таблицей, определите: какой это элемент?
































Практические работы для учащихся 8 классов


Приложения.


8 класс

Контрольная работа по теме «Электрический ток»

Вариант 1

1. В цепь последовательно включены три проводника сопротивлениями R1= 5Ом,

R2=6 Ом,

R3= 12 Ом. Какую силу тока показывает амперметр и каково напряжение между точками А и В, если вольтметр показывает 1,2 В (рис.1)?





Рис.1





2. Найдите распределение сил токов и напряжений в цепи, изображенной на рисунке 2, если UАD=72,5 В, R1 = 2 Ом, R2 = 5 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 4Ом, R5 = 3 Ом, R6 = 6 Ом.

3. Сила тока в нагревательном элементе электрического чайника 4 А при напряжении 120 В. Найти сопротивление материала, из которого изготовлена обмотка, если на изготовление нагревателя пошло 18 м провода сечением 0,24 мм2.

4. Сколько теплоты выделится в проводнике сопротивлением 12 Ом за 10 мин, если его включили в сеть с напряжением 120 В. Как нужно соединить два проводника (нагревательных элемента), чтобы количество выделяющейся теплоты уменьшилось?

5 . Электрический чайник имеет две обмотки сопротивлением R1 и R2. При подключении к источнику тока первой обмотки вода в чайнике закипает через 120 с, при подключении второй – через 240 с. Соотношение равно:

1) ¼ ; 2) ½; 3) ; 4) 2; 5) 4

6. В электрической цепи, схема которой

изображена на рис.3 показание амперметра равно:

1) 2А; 2) 3А; 3) 4А; 4) 5 А 5) 6А





К.Р. Электрический ток

Вариант 2

1 . Определите, что показывает амперметр, если вольтметр, включенный между концами первого сопротивления, равного 4 Ом показывает 22 В (риc.1). Определите напряжение на втором сопротивлении, если оно составляет 4 Ом.

2. Найдите распределение сил токов и напряжений в

цепи, изображенной на рисунке 2, если UАD=192 В, R1 = 6 Ом,

R2 = 4 Ом, R3 = 8 Ом, R4 = 10Ом, R5 = 6 Ом, R6 = 3 Ом.

3. Электрическая цепь, имеющая спирали из никелиновой

п роволоки сечением 1,5 мм2, длиной

51 см, присоединяется к сети с напряжением

110 В. Какое количество тепла отдает такая

печь в течение 1 часа?

4. Электрокипятильник за 10 мин нагревает 2 кг воды от

150 С до кипения. Определите силу тока, потребляемого кипятильником, если напряжение в сети 220 В. КПД

кипятильника считать равным 70%.

5. Электрический чайник имеет две обмотки сопротивлением R1 и R2. при подключении к источнику тока только первой обмотки вода в чайнике закипает через 120 с, при подключении обеих обмоток последовательно вода в чайнике закипает в 3 раза дольше. Сопротивление R2 равно:

1) R1/3; 2) R1/2; 3) R1; 4) 2R1; 5) 3 R1.

6. 6. В электрической цепи, схема которой

и

2 Ом

зображена на рис.3 показание амперметра

равно:

1) 0,5А; 2) 1А; 3) 4А; 4) 2 А 5) 2,5А









Тест по теме «Световые явления»

I вариант

Часть А

А1. Какое из названных ниже явлений объясняется прямо­линейным распространением света?

  1. Радуга. 3) Блеск драгоценных камней.

  2. Т ень от столба. 4) Молния.

А2. На пути светового луча поме­щают стеклянную пластинку. Какая стрелка показывает направление отра­женного луча?

1)1; 3)3;

2) 2; 4) 4.



АЗ. Угол отражения светового луча равен 60°. Угол падения светового луча равен:

1) 900; 2) 300; 3)600; 4)1800.



А4. На рисунке изображены пред­мет и плоское зеркало. Выбери­те верное отражение этого предмета в зеркале.

1 ) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

А 5. На каком из рисунков правильно показано преломление света?

1)А.

  1. Б.

  2. В.

4) На всех трех рисунках.



А6. Почему вскоре после выхода из порта в открытое море корабль даже в совершенно ясную погоду становится не види­мым с берега?

  1. Из-за быстрого уменьшения его видимых размеров.

  2. Из-за свойства морской воды поглощать световые лучи.

  3. Из-за свойства морской воды отражать световые лучи.

  4. Из-за шарообразности Земли и прямолинейности распространения света.

А 7. На рисунке представлены попереч­ные сечения трех стеклянных линз. Какие из них являются рассеивающими?

  1. Только 1. 3) Только 3.

  2. Только 2. 4) 1 и 2.

А 8. Фокусные расстояния линз равны: =0,25м, =0,5м, = 1 м, = 2 м. У какой линзы оптическая сила минимальна?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

А9. Оптическую силу 5 диоптрий имеет линза с фокусным расстоянием:

1) 5 м; 2) 0,5 м; 3) 0,2 м; 4) 2 м.

А 10. На каком из рисунков показано прохождение света че­рез собирающую линзу?

  1. А. 3) В.

  2. Б. 4) Г.

А 11. На рисунке представлено расположение собирающей линзы и трех предметов перед ней. Изображение какого из этих предметов будет мнимым, увеличенным, прямым?

а) 1.

б) 2.

в) 3.

г ) Изображение всех трех предметов.

А 12. На каком из рисунков правильно показано исправление близорукости?

  1. А. 3) В.

  2. Б. 4) Г.



А13. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом стоит человек. Как изменится расстояние между человеком и его изоб­ражением, если человек приблизился к плоскости зеркала на 1 м?

  1. Уменьшится на 1 м. 3) Уменьшится на 2 м.

  2. Не изменится. 4) Уменьшится на 0,5 м.

А 14. Угол падения луча на рисунке равен:





А15. Угол между падающим и отраженным лучами Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на ?

Часть В

В1. Ученик заметил, что палка длиной 1,2 м, поставленная вертикально, отбрасывает тень длиной 0,8 м. А длина тени от дерева в это же время оказалась в 12 раз больше длины палки. Какова высота дерева?



В 2. С каким лучом совпадает ход луча АВ после прохождения собирающей тонкой лин­зы?

В 3. Угол падения светового луча равен 30°. Чему равен угол отражения светового луча?

В4. Какой оптический прибор может давать увеличенное изо­бражение в микроскопе?

В5. Угол преломления луча больше или меньше угла падения?



Зачетная работа по теории

по теме «Оптика»

8 класс

1. Как распространяется свет в оптически однородной среде?

2. Какая среда называется оптически однородной?

3.Какая среда является оптически более плотной?

4. Какие факты, наблюдения подтверждают прямолинейное распространение света в оптически однородной среде?

5. Сформулируйте закон отражения света и поясните рисунком;

6. Сформулируйте закон преломления света и поясните рисунком;

7. Объясните, почему происходит преломление света при переходе из среды с одной оптической плотностью в среду с другой оптической плотностью;

8. Что такое абсолютный показатель преломления света, запишите формулу;

9. Абсолютный показатель преломления воды равен 1,33. Что это означает?

10. . Абсолютный показатель преломления стекла равен 1,5. Что это означает?

11. В чем состоит суть явления полного внутреннего отражения? Ответ поясните рисунком;

12. Изобразите на рисунке ход лучей в треугольной призме, если она оптически более плотная, чем среда, в которой находится;

  1. Изобразите на рисунке ход лучей в треугольной призме, если она оптически менее плотная, чем среда, в которой находится;

  2. Что называется линзой?

  3. В чем состоит основное свойство линзы и почему?

  4. Какую точку называют главным фокусом линзы? Какой фокус является действительным, а какой мнимым?

  5. Почему у линзы два фокуса?

  6. Какие основные лучи применяются для построения изображения, даваемого линзой?

  7. Изобразите ход лучей в лупе, т. е., если предмет расположен между линзой и главным фокусом линзы. Сформулируйте характеристику изображения;

  8. Изобразите ход лучей в проекторе, т. е., если предмет расположен между фокусом и двойным фокусом линзы. Сформулируйте характеристику изображения;

  9. Нарисуйте ход лучей через рассеивающую линзу, если предмет расположен между линзой и главным фокусом линзы; дайте характеристику изображения;

  10. Нарисуйте ход лучей через рассеивающую линзу, если предмет расположен за двойным фокусом линзы; дайте характеристику изображения;

  11. Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется?

  12. Какие линзы корректируют дальнозоркость, а какие близорукость?




Практическая работа №1

Тема:«Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Нахождение удельной теплоемкости вещества».

Цель:Уметь применять формулу расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тел или выделяемого при охлаждении, выводить из формулы удельную теплоемкость, пользоваться таблицей удельной теплоемкости веществ.

Краткая теория.

Часть энергии, которая передаётся телу или теряется им в процессе теплопередачи, называется количеством теплоты и обозначается буквой Q. Об изменении внутренней энергии свидетельствует изменение его температуры. Количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемое при охлаждении, вычисляется по формуле: Q = cm(t2- t1). Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить 1 кг вещества для увеличения его температуры на 10С, называется удельной теплоёмкостью вещества: с = Q/ m(t2- t1). Значение удельной теплоёмкости известного вещества находится по таблице.

Задача №1.

Чтобы нагреть 110г алюминия на 900С, требуется 9,1кДж теплоты. Вычислить удельную теплоёмкость алюминия.


Задача №2.

В алюминиевый калориметр массой 140г налили воду массой 250г взятой при температуре 150С и опустили металлический брусок массой 100г, нагретый до 1000С. В калориметре установилась температура 160С. Найдите удельную теплоемкость бруска и, пользуясь таблицей, определите: какой это металл.


Задача №3.

На что больше расходуется энергии: на нагревание воды или алюминиевой кастрюли, если их массы одинаковые.


Задача №4.

Воду объемом 5л, имеющую температуру 100С довели до кипения в алюминиевой посуде массой 800г. Какое количество теплоты было израсходовано для нагревания воды в посуде?


Практическая работа №2

Тема:«Расчет количества теплоты при агрегатных переходах».

Цель:Уметь применять расчетные формулы количества теплоты при переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Краткая теория.

Твёрдое, жидкое и газообразное состояния называются агрегатными состояниями вещества. Переход из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением. Этот переход происходит при постоянной температуре, которая называется температурой плавления и дается в таблице. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется отвердеванием или кристаллизацией. Количество теплоты, необходимое для превращения твердого тела массой 1 кг в жидкость при постоянной температуре, называется удельной теплотой плавления и обозначается λ. Для превращения в жидкость твердого вещества при температуре плавления массой m требуется количество теплоты Q = λm. Кипение – это процесс парообразования, происходящий по всему объёму жидкости при постоянной температуре, называемой температурой кипения. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. Количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 кг в пар при постоянной температуре, называется удельной теплотой парообразования и обозначается L. Для превращения в пар вещества массой m требуется количество теплоты Q = Lm.


Задача№1.

Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить кусок свинца массой 1кг при начальной температуре 270С?


Задача№2.

Сколько энергии было потрачено, чтобы воду, имеющую температуру 200С, массой 0,75кг довести до кипения, а затем получить 250г пара?


Задача№3.

Какое количество теплоты необходимо для превращения 2кг льда, взятого при температуре от 00С в воду с температурой 200С? (при необходимости использовать табличные данные).


Задача№4.

Кусок алюминия и кусок свинца упали с одинаковой высоты. Какой из металлов при ударе будет иметь более высокую температуру? Во сколько раз? (считать, что вся механическая энергия тел при падении пошла на их нагревание).


Практическая работа №3

Тема:«Расчет силы тока и напряжения».

Цель:Уметь применять формулы силы тока и напряжения при решении задач.

Краткая теория.

Электрическим током называется направленное (упорядоченное) движение свободных заряженных частиц. Заряд электрона(элементарный заряд) равен 1,6*10 -19 Кл. Величина заряда всех частиц, проходящих через сечение проводника за 1 секунду называется силой тока. I = q/t. Напряжение – это работа, совершаемая электрическим полем, при перемещении заряда 1 Кл на данном участке цепи. U = A/q. Физическая величина, характеризующая свойство проводника препятствовать электрическому току в нём, называется сопротивлением. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна сопротивлению проводника(закон Ома) I = U/R.


Задача№1.

Сила тока равна 0,5 А. Сколько времени понадобиться для переноса заряда, равного 7,7Кл?


Задача№2.

Вычислите количество электронов, прошедших через сечение металлического проводника за 1сек, при силе тока0,8мкА.


Задача№3.

При напряжении на резисторе, равном 110В, сила тока в нем 4А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока в нем стала 8А?


Задача№4.

При напряжении 0,2 В на концах проводника сила тока в цепи равна 50мА. Какая сила тока будет в цепи, если напряжение увеличить до 0,5В?


Практическая работа№4

Тема:«Расчет электрических цепей».

Цель:Уметь находить неизвестный параметр при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять формулы нахождения общего сопротивления при данных соединениях.

Краткая теория.

Сила тока в последовательно соединённых проводниках одинакова: I = I1 =I2. Общее напряжение в последовательной цепи равно сумме напряжений на её отдельных участках: U = U1 + U2. Полное сопротивление последовательной цепи равно сумме сопротивлений её участков: R= R1+ R2.

Напряжение на всех параллельно соединенных проводниках одинаково: U = U1 = U2. Сила тока в цепи равна сумме сил токов на её отдельных участках: I = I1 +I2.Полное сопротивление параллельно соединенных проводников можно найти по формуле:

1/R= 1/R1+ 1/R2. Для двух проводников эту формулу можно записать так:

R= R1* R2 / R1+ R2.


Задача№1.

Последовательно с нитью накала радиолампы сопротивлением 3,09Ом включен резистор, сопротивление которого 2,41Ом. Определите их общее сопротивление.


Задача№2.

Пять параллельно соединенных проводников имеют сопротивление по 20 Ом каждое. Чему равна общая сила тока, если напряжение в цепи 2В?


Задача№3.

При показании вольтметра Vравном 4,5 В показания вольтметраV1 равно1.5В. Какого показания амперметра, если сопротивление реостата составляет 20 Ом?


Задача№4.

Кусок проволоки разрезали пополам, затем две части соединили в жгут, получив двужильный провод. Как при этом изменится сопротивление провода?


Практическая работа №5


Тема:«Взаимодействие магнитов».

Цель:Научиться использовать закономерности электромагнитных явлений при решении качественных и практических задач.

Краткая теория.

Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг движущихся электрических зарядов. Тела, состоящие из железа или железосодержащих сплавов и соединений, в магнитном поле приобретают и длительное время сохраняют намагниченность и называются постоянными магнитами. Вещества, которые усиливают магнитное поле, называются ферромагнетиками. Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называются полюсами магнита: северным и южным. Разноимёнными магнитными полюсами тела притягиваются, а одноимёнными - отталкиваются. Известно, что вокруг Земли существует магнитное поле, которое обнаруживается компасом. Основной частью компаса является свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка. Магнитное поле можно обнаружить по его действию на проводник с током или на магнитную стрелку.


Задача№1.

Как с помощью компаса определить: есть ли ток в проводнике?


Задача№2.

Если магнит подковообразный, то железный гвоздь одним концом притягивается к одному полюсу, а другим – к другому. Почему?


Задача№3.

Будет ли отклоняться магнитная стрелка, если провод по которому идет ток, согнуть вдвое?


Задача№4.

Почему магнитное действие катушки, по которой идет ток, усиливается, когда в нее вводят железный сердечник?


Задача№5.

Можно ли на Луне ориентироваться с помощью магнитного компаса?


Практическая работа №6

Тема:«Световые явления».

Цель:Знать основные понятия и законы геометрической оптики, формулу тонкой линзы и уметь применять эти знания при решении различных задач.

Краткая теория.

Свет - это излучение, которое воспринимается органом зрения - глазом. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно. Луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. При падении на поверхность свет отражается, при этом выполняются законы отражения света: 1.Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.2.Угол падения равен углу отражения.

Изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую называется преломлением света, при этом выполняются законы преломления света: 1.Луч падения, луч преломления и перпендикуляр к границе раздела двух сред лежат в одной плоскости.2.Угол падения может быть больше или меньше угла преломления. Это объясняется различием оптической плотности данных двух сред. Отражение и преломление света используется в линзах для того, чтобы управлять световыми пучками. Различают следующие виды линз: выпуклые и вогнутые (по форме поверхностей), собирающие и рассеивающие (по характеру управления световыми лучами). Линзы могут давать увеличенные, равные и уменьшенные, действительные и мнимые, прямые и перевернутые изображения. Расстояние от оптического центра линзы до точки, в которой собираются лучи или их геометрические продолжения, называется фокусным расстоянием линзы F. Преломляющую способность линзы характеризует оптическая сила линзы D=1/F. Расстояние от предмета до линзы, расстояние от линзы до изображения и фокусное расстояние связаны формулой, которую называют формулой тонкой линзы: 1/d +1/f =1/F= D, где d - расстояние от предмета до линзы, f- расстояние от линзы до изображения. Увеличение линзы определяется соотношением: Г= f /d=H/h, где Г- увеличение линзы, H- размер изображения, h- размер предмета.


Задача№1.

Сквозь чистое стекло, смоченное водой, хорошо видны окружающие предметы. Почему резко падает видимость, если подышать на стекло?


Задача№2.

Угол между падающим и отраженным лучом составляет 600. Под каким углом к зеркалу падает свет?


Задача№3.

Оптическая сила линзы 5дптр. Вычислите ее фокусное расстояние. Какая это линза– рассеивающая или собирающая?


Задача№4.

Световой луч падает на стеклянную треугольную призму. Начертите примерный ход этого луча в призме.


Задача№5.

Найдите фокусное расстояние двояковыпуклой линзы, если действительное изображение предмета, помещенного в 15см от линзы, получается на расстоянии 30см от неё. Найдите увеличение линзы.























Практические работы для учащихся 7 классов

Простые механизмы. КПД механизмов

Пример 1. Плечи рычага, находящегося в равновесии, рав­ны 40 см и 10 см. Большая сила, действующая на рычаг, равна 20 Н. Определите меньшую силу.



Дано: СИ Решение:

l1 = 40 см 0,4 м По правилу равновесия рычага:

l2 = 10 см 0,1 м

F2 = 20 Н F1 l2l2

––– = –––. Откуда F1 = F2 –––.

F2l1 l1

F1– ?

0,1 м

Тогда F1 = 20 Н  –––––– = 5 Н.

0,4 м



Ответ:F1 = 5 Н.



Пример 2. Груз массой 15 кг равномерно перемещают по наклонной плоскости, прикладывая при этом силу в 40 Н. Чему равно КПД наклонной плоскости, если длина ее 1,8 м, а высота — 30 см?



Дано: СИ Решение:

m= 15 кг Апол

g =0,8 Н/кг = –––– 100%.

F = 40 Н Аз

l = 1,8 м Полная (затраченная) работа Аз= Fl.

h = 30 см 0,3 м

Полезная работа Ап = Fтяж.h.



 – ?Fтяж = gm; Fтяж = 9,8 Н/кг  15 кг  150 Н.



Ап = 150 Н  0,3 м = 45 Дж; Аз = 40 Н  1,8 м = 72 Дж.


45 Дж

= ––––––– 100% = 62,5 %.

72 Дж


Ответ:= 62,5 %.



Примеры решения типовых задач

Механическое движение

Пример 1. За какое время плывущий по течению реки плот пройдет 200 м, если скорость течения 0,5 м/с?

Дано: Решение:


s = 200 м Время движения плота равно:

= 0,5 м/с s200 м

t = ––– ; t = –––––– = 400 c.

t- ? 0,5 м/с

Ответ:t = 400 с.

Пример 2. Первые 10 с мотоциклист двигался со скоростью 15 м/с, а следующие 50 с со скоростью 25 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения.

Дано: Решение:

t1= 10c Чтобы найти среднюю скорость, надо знать весь

1 =15 м/с пройденный путь и время движения:

t2=10c

2 = 15м/с

s

ср = –––.

ср – ? t

Определим путь, пройденный за 10 с:

s1= 1t1; s1= 15 м/с 10 с = 150 м.

Найдем путь, пройденный за 50 с:

s1= 1t1; s1= 25 м/с 50 с = 1250 м.

Весь путь, пройденный мотоциклистом, равен:

s = 150 м + 1250 м = 1400 м.

Время, затраченное на прохождение всего пути:

t = 10с + 50 с = 60 с.

Следовательно, средняя скорость равна:

1400 м

ср = –––––– = 23 м/с

60 с

Ответ:ср = 23 м/с



Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества

Пример 1. При выстреле из орудия снаряд массой 20 кг вы­летает со скоростью 800 м/с. Чему равна скорость отката ствола орудия, если его масса 2000 кг? Начальная скорость орудия равна нулю.

Дано: Решение:

m1 = 20 кг Скорости, приобретенные телами при взаимодействии,

1 = 800 м/собратно пропорциональны их массам. Определим, во сколько

m2 = 2000 кг раз масса ствола орудия больше массы снаряда:

m2 2000 кг

––– = ––––––– = 100 (раз).

2 – ?m1 20 кг


Скорость ствола орудия должна быть меньше скорости снаряда в 100 раз:

800 м/с

2 = ––––––– = 8 м/с.

100

Ответ:2 = 8 м/с.



Пример 2.

Определите массу бетонной плиты, размеры ко­торой 120 х 50 х 10 см.

Дано: Решение:

m

V = 120  50  10 см3 Из формулы плотности = –––

V

бетон = 2200 кг/м3 определим массу:


m – ? m = V.


Объем плиты равен:

V = 120  50  10 см3 = 60 000 см3 = 0,06 м3.


Определим массу плиты:

m = 2200 кг/м3 0,06 м3 = 132 кг.


Ответ:m = 132 кг.

Пример 2. Какую мощность развивает подъемник, подни­мающий груз весом 24 кН на высоту 20 м за 2 мин?


Дано: СИ Решение:

P = 24 кН 24 000 Н Мощность определим по формуле:

h = 20 м

t = 2 мин 120 с A

N = –––;

t

N – ? При подъеме груза работа равна:


A = Ph; A = 2400 Н 20 м = 480 000 Дж.


Найдем значение мощности:


480 000 Дж

N= –––––––––––– = 4000 Вт = 4 кВт.

120 с


Ответ:N= 4 кВт.


Пример 3. Чему равна мощность трактора, если при ско­рости 3,6 км/ч его сила тяги 60 000 Н?


Дано: СИ Решение:

Fтяги = 60 000 Н Мощность равна

 = 3,6 км/ч 1 м/с A

N = –––;

t

N – ? Так как А = Fs, то мощность можно определить

по формуле:

АFs

N = ––– = –––– = F .

t t

Рассчитаем мощность:

N= 60 000 Н  1 м/с = 60 000 Вт = 60 кВт.


Ответ:N= 60 кВт.











Пример 3. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой бетонную плиту, масса которой 720 кг?


Дано: Решение:

m = 720 кг На плиту в воде действуют сила тяжести и архимедова

воды = 1000 кг/м3 сила. Чтобы удержать плиту, надо приложить силу,

бетона= 2400 кг/м3 равную разности этих сил:


F? F = FтяжFA.


Зная массу плиты, находим ее силу тяжести:

Fтяж = gm; Fтяж = 9,8 Н/кг  720 кг  7200 Н.

Архимедова сила равна весу вытесненной плитой воды. Находим объем плиты: m720 кг

V = ––––––––;V = –––––––––– = 0,3 м3.

бетона 2400 кг/м3

Так как объем вытесненной воды равен объему тела, нахо­дим массу воды:

m = водыV; m = 1000 кг/м3 0,3 м3 = 300 кг.

Вес воды равен:

P= gm; P= 9,8 Н/кг  300 кг  3000 Н.

Таким образом, выталкивающая сила равна 3000 Н. Следовательно,

F = 7200 Н – 3000 Н = 4200 Н

Ответ:F = 4200 Н

Механическая работа и мощность

Пример 1. Какая совершается работа при равномерном пе­ремещении ящика на 25 м, если сила трения 450 Н?

Дано: Решение:

s = 25 м Чтобы найти величину работы, на­до знать силу, которая

Fтр. = 450 Н перемещает ящик. Эта сила (сила тяги) при рав­номерном

движении равна силе тре­ния. Откуда работа равна:

А – ?

А = Fs; А = 460 Н 25 м = 11 500 Дж.


Ответ:А = 11 500 Дж.



Вес тела. Давление твердых тел

Пример 1. Чему равна сила тяжести тела, масса которого 4 кг?

Дано: Решение:

m = 4 кг Сила тяжести рассчитывается по формуле

g = 9,8 H/кг Fтяж = gm.


Fтяж – ? Подставив значение массы в эту фор­мулу, получим:

Fтяж = 9,8 H/кг  4 кг  40 Н.


Ответ:Fтяж = 40 Н.


Пример 2. Какое давление производит гранитная плита массой 400 кг, имеющая площадь опоры 20 дм2?


Дано: СИ Решение:

m = 400 кг Сила давления плиты на опору равна весу плиты:

S = 20 дм2 0,2 м2F = P; P= 9,8 Н/кг  400 кг  4000 Н.

Определим давление:

р – ? F 4000 Н

p = –––; p = ––––––– = 20 000 Па = 20 кПа.

S0,2 м2

Ответ:p = 20 кПа

Пример 3. Колонна массой 6 т производит на опору давле­ние 400 кПа. Определите площадь опоры колонны.

Дано: СИ Решение:

m = 6 т 6000 кг

F

р = 400 кПа 400 000 Па Из формулы р = –– определим площадь опоры:

S

S – ? F

S = –––.

p

Сила давления равна весу колонны:

F = P; P= 9,8 Н/кг  6000 кг = 60 000 Н.


Вычислим площадь опоры: 60 000 Н

S = –––––––––– = 0,15 м2.

400 000 Па

Ответ:S= 0,15 м2.



Давление жидкостей и газов

Пример 1. В цилиндре с маслом на поршень действует сила 40 Н. Чему равна сила давления на внутреннюю поверх­ность цилиндра площадью 8 дм2? Площадь поршня 2,5 см2. Вес масла не учитывайте.

Дано: СИ Решение:

F1 = 40 Н Определим давление поршня на мас­ло:

S1 = 2,5 см2 0,00025 м2

S2 = 8 дм2 0,08 м2F1 40 Н

p = –––; p = ––––––––– = 160 000 Па.

F2 – ? S1 0,00025 м2


По закону Паскаля такое же давление оказывает поршень на внутреннюю поверхность цилиндра. Находим силу давления:

F2 = pS; F2 = 160 000 Па  0,08 м2 = 12 800 Н = 12,8 кН.


Ответ: F2 = 12,8 кН.

Пример 2. Вычислите давление и силу давления керосина на дно бака площадью 50 дм2, если высота столба керосина в баке 40 см.

Дано: СИ Решение:

S = 50 дм2 0,5 м2 Определим давление керосина на дно бака:

h = 40 см 0,4 м

кер. = 800 кг/м3 p= керgh;


p – ? p= 9,8 Н/кг  800 кг/м3 0,4 м = 3200 Па.

F – ?

Вычислим силу давления керосина на дно бака:

F

p= –––; откуда F= pS.

S

F = 3200 Н/м  0,5 м2 = 1600 Н.


Ответ: F = 1600 Н.











Атмосферное давление. Архимедова сила

Пример 1.Выразите давление 450 мм рт. ст. в Па.


Дано: Решение:

p = 450 мм рт. ст. Воспользуемся формулой для определения давления

h = 0,45 м столба жидкости:

рт. = 13 600 кг/м3p= ртgh;


p= … Па p= 9,8 Н/кг 13 600 кг/м3 0,45 м  61 000 Па.


Ответ:p= 61 000 Па.



Пример 2. Тело объемом 2 м3 погружено в воду. Найдите архимедову силу, действующую на тело.


Дано: Решение:

V = 2 м3 Архимедова сила равна весу жид­кости в объеме тела.

воды = 1000 кг/м3 Определим массу вытесненной телом воды:

m= водыV;

FA ?

m= 1000 кг/м32 м3 = 2000 кг.

Вес вытесненной воды:

P = gm;


P= 9,8 Н/кг  2000 кг  20 000 Н  20 кН.


Итак, выталкивающая сила равна 20 кН.


Ответ:FA= 20 кН.



















































































































Примеры решения задач

по физике



7 класс



Практическая работа№1

Тема:Определение цены деления различных измерительных приборов.

Цель:Научиться определять цену деления различных измерительных приборов.

Данная работа проводиться с показа слайда с измерительными приборами: линейка, термометр, секундомер, мензурка, часы.

Краткая теория.

При изучении физических явлений используют значения физических величин или измеряют их на практике, используя различные физические приборы. Для измерения физической величины необходимо выбрать прибор, узнать его назначение и область применения. Для определения цены деления прибора выясните: какую физическую величину им измеряют и в каких единицах. Рассмотрите прибор, найдите интервал шкалы, для этого выберите 2 любых ближайших деления с цифрами, найдите их разность. Сосчитайте число делений в интервале. Для определения цены деления разделите интервал на число делений в интервале. Полученное число и есть цена деления. Наибольшая погрешность правильно выполненных измерений с помощью большинства приборов составляет половину цены деления.

Задание 1.

Определите предел измерения выбранного прибора, т.е. наибольшее значение измеряемой величины. Записать это значение в тетрадь.


Задание 2(Э)

а) Выберите любой измерительный прибор из предложенных в школьном кабинете физики. При выполнении этого задания дома можно выбрать бытовой измерительный прибор, например: весы, рулетка, таймер или часы, термометр и др. б) Определите цену деления, предел измерительного прибора. в) С помощью выбранного прибора определите значение физической величины. Результаты занесите в таблицу.


Задание 3(Э).

Определите толщину выбранной вами монеты, проведите для этого все необходимые измерения и вычисления.




Практическая работа№2

Тема:«Относительность движения».

Цель:Знать понятия относительности движения и покоя. Уметь составлять уравнение зависимости скорости от времени равномерного движения тела и строить график этой зависимости.

Краткая теория.

Механическое движение-это изменение положения тела с течением времени относительно тела отсчёта. Движение и покой понятия относительные. Тело отсчёта - это тело, относительно которого определяют положение других тел. Для определения положения тела необходима система отсчета. Система отсчета состоит из тела отсчёта, системы координат, связанной с этим телом, и часов. Скорость- это свойство тела, характеризующее быстроту его движения в данной точке траектории или в данный момент времени. Скорость изображается стрелкой. Имеет числовое значение и направление. Вычислить скорость можно разделив путь, пройденный телом за короткий промежуток времени, на это время υ= S/ t.

Скорость тела зависит от выбора системы отсчета.


Задача№1.

В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В каком состоянии находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?


Задача№2.

Какой будет траектория движения иглы швейной машины относительно: а) корпуса машины; б) куска сшиваемой ткани? Сделать рисунок.


Задача№3.

Человек, стоящий у окна вагона, движущегося со скоростью13м/с, заметил, что встречный поезд прошел мимо него за 8сек. Длина встречного поезда 200м. Определите его скорость.


Задача№4.

Сколько времени пассажир, сидящий у окна поезда, движущегося со скоростью 54км/час, будет видеть проходящий мимо него встречный поезд, скорость которого72км/час, а длина 150м?


Практическая работа№3.

Тема:«Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении».

Цель:Научиться отличать путь от перемещения, строить графики прямолинейного равномерного движения.

Краткая теория.

Линия, вдоль которой движется тело, называется траекторией. Путь - это длина траектории, по которой двигалось тело. Перемещение - это направленный отрезок, т.е. вектор, соединяющий нчальное положение тела, находящегося в движении, с его конечным положением. Для прямолинейного движения S = υ t. Уравнение движения, т.е. уравнение координаты тела, движущегося прямолинейно и прямолинейно, находится по формуле:

x = xо + υ t.


Задача№1.

Напишите уравнения движения тел, графики которых даны на рисунке (задача209, новый сбор)


Задача№2.

Построить график движения тела, движущегося прямолинейно и равномерно со скоростью5м/с, если в начальный момент времени тело находилось на расстоянии 10м от начала координат в положительном направлении оси координат.


Задача№3.

Путь или перемещение мы оплачиваем в такси? В самолёте?


Задача№4.

Расстояние между школой и домом равно 400м. Ученик прошел от школы до дома и обратно. Чему равен его путь и перемещение?


Практическая работа №4

Тема:«Решение качественных и количественных задач».

Цель:Закрепить навыки применения физических понятий и закономерностей, умения оформления решения качественных и количественныхзадач.

Краткая теория.

Действие тел друг на друга является двусторонним, т.е. носит характер взаимодействия. Отношение масс двух тел обратно пропорционально отношению модулей скоростей, которые они приобретут при взаимодействии. Масса является мерой инертности тела и определяется произведением плотности вещества на объём тела m = ρ V.


Задача№1.

Почему при выстреле пуля и ружьё получают разные скорости? Если плотно прижать ружье к плечу, то скорость движения ружья при отдаче уменьшится. Почему?


Задача№2.

Колба вмещает 272г ртути. Сколько грамм воды вместит эта колба?


Задача№3.

Почему с катера легче прыгнуть на берег, чем с легкой лодки?


Задача№4.

Почему при резком движении косы трава срезается, а при медленном – пригибается?


Задача№5.

При изготовлении зеркала на 1м2 стекла расходуется 2 г серебра. Определите толщину покрытия.


Практическая работа№5

Тема:Решение задач по теме: «Силы в механике».

Цель:Закрепить навыки применения формул силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела при решении качественных и количественных, а также комбинированных задач.

Краткая теория.

Сила характеризует действие одного тела на другое. Сила, с которой планета притягивает к себе тела, называется силой тяжести и определяется по формуле: Fт=mg.Сила тяжести всегда направлена от центра тяжести тела к центру планеты.

Вес покоящегося тела равен силе тяжести: Р= mg.

Силами упругости называют силы, которые возникают при деформации тел. Деформация-это изменение формы и размеров тела. Силу упругости определяется по формуле: Fупр = - kx. Сила упругости направлена против деформации, т.е. так, что стремится восстановить форму деформированного тела.

Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения. Она зависит от свойств соприкасающихся поверхностей и силы, с которой тело давит на поверхность. Сила трения для горизонтальной поверхности определяется по формуле:Fтр = μN илиFтр = μmg.


Задача№1.

Что легче: перенести тяжелый ящик с одного места на другой или передвинуть его по полу? Почему?


Задача№2.

Найдите силу тяжести, действующую на чугунную болванку массой 300г.


Задача№3.

Какой объем воды находится в сосуде, если на неё действует сила тяжести 600Н?


Задача№4.

Сколько весит бензин, объём которого 15л?


Задача№5.

Пружина длиной 2см при нагрузке 15 Н удлиняется на 3мм. Найдите длину пружины при нагрузке 200 Н?


Практическая работа №6

Тема:Решение качественных и количественных задач по теме «Давление».

Цель:Закрепить физическое понятие «давление» и зависимость давления от силы давления и площади опоры, а также умения и навыки решения качественных и количественных задач.

Краткая теория.

Сила давления перпендикулярна поверхности, на которую она действует. Давление – это физическая величина, численно равная отношению силы давления к площади поверхности, на которую она действует. Давление можно определить по формуле

p = F / S. Давление газа или жидкости на глубине h можно определить по формуле

p=ρ gh.Чем больше плотность жидкости, тем больше давление, с увеличением глубины давление увеличивается. Давление, оказываемое на жидкость или газ, передаётся по всем направлениям одинаково (закон Паскаля).


Задача№1.

Почему топкое болото перейти легче, если положить хворост?


Задача№2.

Какой из двух одинаковых по объему кубов – алюминиевый или медный - производит большее давление на опору? Почему?


Задача№3.

Какое давление производит на опору мраморная колонна объемом 7м3 , если площадь её основания 1,4м2?


Задача№4.

Если стрелять в пустой стакан, то пуля пробьет только два отверстия. При попадании пули в стакан, наполненной водой, он разбивается на мелкие части. Почему?


Задача№5.

На поршень ручного насоса площадью 4см2 действует сила 30 Н. С какой силой давит воздух на внутреннюю поверхность велосипедной камеры площадью 20 дм2?

Задача №6

В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4 м установлен кран, площадь сечения которого 30 см2. С какой силой нефть давит на кран?



Практическая работа№7

Тема:«Проверка закона Архимеда».

Цель:Закрепить навыки применения закона Архимеда для решения качественных и количественных задач.

Краткая теория.

На тело, погруженное в жидкость или газ, действует две силы: выталкивающая и сила тяжести. Выталкивающая сила равна весу жидкости или газа в объеме этого тела (закон Архимеда). Fарх= Fтяж = ρ gV. Если выталкивающая сила больше силы тяжести, то тело всплывает, если силы тяжести больше, чем выталкивающая сила, то тело тонет, если силы равны, то тело плавает. Можно сравнивать не силы, а плотности. Если плотность жидкости больше плотности тела, то тело всплывает, если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет, если плотности равны, то тело плавает. Вес тела, погруженного в жидкость или газ, меньше веса тела в воздухе на величину архимедовой силы. Разность выталкивающей силы и силы тяжести равна подъемной силе.

Fпод = Fвыт – Fтяж.


Задача№1.

В какой жидкости тонет лед, в какой - плавает железо?


Задача№2.

Почему стеклянная бутылка, наполненная водой, в воде тонет, а наполненная ртутью, плавает в ртути?


Задача№3.

Кусок металла весит в воздухе 20 Н, а в воде 17 Н. Вычислить плотность этого металла.


Задача№4.

Какую силу нужно приложить, чтобы поднять камень массой 20 кг, объемом 0,012м3, находящийся под водой?


Задача№5.

На пробку, погруженную в воду, действует архимедова сила 49 Н. Каков объем пробки, если её плотность 240 кг/ м3?



Практическая работа№8

Тема:Решение качественных и количественных задач по теме «Работа, мощность, энергия».

Цель:Закрепить навыки и умения применения физических понятий: работа, мощность, энергия, формулы их расчета при решении качественных и количественных задач.

Краткая теория.

Величина, равная произведению силы на расстояние, которое прошло тело под действием этой силы в направлении движения, называется работой и рассчитывается по формуле: A=Fs. Величину, характеризующую быстроту совершения работы, называют мощностью. Мощность – это работа, совершаемая за 1 секунду. Её можно найти, разделив работу на время.N = A/t.

Если тело может совершить работу, то оно обладает энергией. Энергия, которой обладают тела вследствие своего движения, называется кинетической энергией: Eк = mυ2/2.

Покоящиеся тела обладают потенциальной энергией. Величина Eп = mgh называется потенциальной энергией тела, поднятого над землей.

*Деформированное тело обладает потенциальной энергией, которая зависит от жесткости материала и величины деформации Eп = kx2 /2.


Задача№1.

Какую нужно совершить работу, чтобы тело массой 450 кг поднять на высоту 50см?


Задача№2.

Какова мощность двигателя подъемника, если из шахты глубиной 300м он поднимает2,5т руды за 1мин?


Задача№3.

Шар массой3т падает с высоты 8,5м. Чему равна потенциальная энергия шара. Опишите превращение энергии при падении шара.


Задача№4.

Что обладает большей потенциальной энергией: гранитная или бетонная плита, одинакового объема, поднятые на одну и ту же высоту? Во сколько раз?


Задача№5.

Стальной шар и стальная пластинка, имеющие одинаковые массы, полностью погружены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на эти тела?



Практическая работа№9

Тема:«Коэффициент полезного действия».

Цель:Закрепить навыки решения задач с применением формулы расчета КПД механизмов.

Краткая теория.

Различные машины и механизмы совершают работу, ради которой они были созданы. Эту работу называют полезной. При работе любого механизма, машины совершается дополнительная работа по преодолению силы трения и др. Полезная работа меньше полной. Величина, равная отношению полезной работы к полной работе, называется коэффициентом полезного действия (КПД).КПД = Апполн. КПД выражается в %.


Задача№1.

КПД подъёмного механизма 80%. Что это означает? Ответ поясните.


Задача№2.

Подъемный кран должен в течение 8 час рабочего дня поднять 300 т строительного материала на высоту9 м. Какова мощность двигателя, если КПД установки 60%.


Задача №3.

Ведро с песком массой 25 кг поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10 м, действуя на веревку с силой 200 Н. Вычислить КПД установки.


Задача№4.

Высота наклонной плоскости 1,2м, а длина 10,8 м. Для равномерного подъема по наклонной плоскости груза массой 180 кг потребовалась сила 250 Н. Определить КПД наклонной плоскости.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!