УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
- ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет: физика
Тема: «Практикум по решению прикладных задач»
Составил преподаватель: Макашова Л. С.
Липецк, 2017
Интегрированный урок по физике, математике и электротехнике 1 курс для специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)" на тему: «Практикум по решению прикладных задач».
Интегрированные уроки занимают особое место в профессиональном образовании, так как перспективная цель таких уроков – показать глубокую взаимосвязь разных наук. Дать целостное представление об окружающем мире.
На уроке прослеживается связь между такими предметами, как математика, физика и электротехника и одновременно осуществляется связь с профессией. Очень часто студенты на уроках задают вопрос: нужна ли мне та или иная тема для моей будущей профессии. И именно данный урок наглядно демонстрирует практическое применение производной в задачах связанных в большинстве своём с профессией «электрик».
Цели: решение прикладных задач, вычисление производной, применение производной в физике, электротехнике и при решении профессиональных задач.
Задачи урока:
Образовательные: формировать навыки применения теоретических знаний и практических умений, полученных на уроках математики, физики и электротехники для решения прикладных задач. Совершенствовать навыки работы в группе. Установить межпредметные связи, связь с профессией.
Развивающие: развивать умение анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты, выбирать наиболее вероятные ответы. Развивать ассоциативное мышление. Воспитывать эмоциональную устойчивость в экстремальных ситуациях, дать практику преодоления трудностей, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: совершенствовать навыки коллективной работы.
Тип урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов действий.
Вид урока: Комбинированное занятие.
Метод обучения: репродуктивный и частично-поисковый.
Форма проведения: групповая.
Комплексно - методическое обеспечение: раздаточный дидактический материал, мультимедийная система.
План урока:
I.Вводно-мотивационный этап
1.Приём «квадро»
2.Девиз урока
3. Сообщение темы и целей работы
II. Ступени мастерства
1.«Эстафета»
2.«Математика»
3.«Применение производной в физике»
4. «Применение производной в электротехнике»
5.«Слова – ассоциации»
III. Итоги урока
1. Итоговое слово представителей команд
2. Подведение итогов
3. Получение обратной связи
Ход урока:
Здравствуйте! Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? У всех есть рабочие принадлежности, все ли здоровы? Садитесь.
Тема нашего урока «Практикум по решению прикладных задач»
На сегодняшнем уроке мы должны решать прикладные задачи, вычислять производные, применять производные в физике, электротехнике и при решении профессиональных задач.
Вводно-мотивационный этап.
«Предмет математика настолько серьёзен
что полезно не упускать случаев, делать его
немного занимательны»
Блез Паскаль
1.Приём «квадро»
На слайде высвечивается утверждение: «Математика и физика не нужны будущему электрику». Каждая команда, после минутного обсуждения озвучивает мнение всей группы. Представитель команды аргументирует это мнение.
1- согласен
2-согласен, но……..
3-не согласен, но…….
4-не согласен
Очень часто студенты на уроках задают вопрос: нужен ли мне тот или иной предмет, нужна ли мне та или иная тема для моей будущей профессии. И именно данный урок наглядно демонстрирует практическое применение производной в задачах связанных в большинстве своём с профессией «электрик».
2.Девиз урока:
Да, математика и физика
нужны электрику и сантехнику,
механику и газовщику,
а что бы это доказать,
задачи будем мы решать,
на вопросы отвечать и связь
с профессией искать.
3.Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы будем закреплять полученные знания по физике и математике, решая задачи, выполняя практические задания. Закреплять знания будем по теме « производная», «применение производной в физике» и «применение производной при решении прикладных задач по физике». Проследим связь между предметами и профессией.
Электрик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Проанализируем, какие общие компетенции формируются при выполнении каждого задания.
II.Ступени мастерства
1.Эстафета
Проводится проверка основных формул по теме «Производная». Раздаются листы, на которых в столбик записаны формулы, в которых вместо ответа пустой прямоугольник. Преподаватель вручает её первому члену команды, тот заполняет пустую клетку в первой формуле, передаёт соседу, и так по кругу, пока не будут заполнены все пустые прямоугольники (время проведения две минуты, каждая правильная формула один балл). Обучающиеся проверяют свои ответы.
С' | |
X' | |
(Xn)' | |
(1/x)' | |
(kx+b)' | |
(cu)' | |
 | |
(u+v)' | |
(uv)' | |
(u/v)' | |
(sinx)' | |
(cosx)' | |
(tgx)' | |
(ctgx)' | |
(ax)' | |
(ex)' | |
(lnx)' | |
(logax)' | |
(sinf(x))' | |
(cosf(x))' | |
((f(x))n)' | |
( формирование ОК-6;ОК-4)
2.Математика:
Проверка умения правильно определять функцию и находить производную: задания на нахождение производной. Каждый член команды находит производную. Задания сдаются на проверку жюри, за каждый правильный пример выставляется 1 балл в индивидуальный зачёт, и общий балл суммируется из всех правильных решений выставляется команде.
f(x)=2 x+2cosx+
f(x)=2cosx×2x3
f(x)=lnx+ex+4x5
f(x)=tgx+6x4+lgx
f(x)=log3x+ 1/x + ctgx
f(x)=3sinx×ex
f(x)=6x/x7
f(x)=lnx × x5
f(x)=7x2+4ctgx+4/x
f(x)=(3x3+5)/5x
(формирование ОК-6,ОК-4)
"Просто знать - ещё не всё, знания нужно использовать".
Гёте
3.Применение производной в физике.
(сообщение студента): Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.
Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки XVIII в. С помощью тех же методов математики изучали в XVII и XVIII вв. различные кривые, нашли кривую, по которой быстрее всего падает материальная точка, научились находить кривизну линий. Большую роль в развитии дифференциального исчисления сыграл Л.Эйлер, написавший учебник “Дифференциальное исчисление”. Физическое приложение производной: при прямолинейном движении точки скорость

в данный момент

есть производная

от пути

по времени

вычисленная при

. Ускорение

в данный момент

есть производная

от скорости

по времени

вычисленная при
Каждой команде раздаются карточки задания на выявление умения применять производную при решении физических задач.
№1.Найдите скорость и ускорение в указанный момент времени для точки движущейся прямолинейно по закону:
а) s(t)=2t2-3t, t=1c
б) s(t)=t2+2t+1, t=3c
в) s(t)=2t2-3t+4, t=2c
№2.Закон изменения температуры Т тела в зависимости от времени t задан уравнением:
а) Т=0,2t2
б) T=0,5t2-2t
в) T=0,4t2+5t
C какой скоростью нагревается это тело в момент времени:
а) t=10с
б) t=5c
в) t=7c
№3.Тело массой:
а)100кг
б)10кг
в) 50кг
движется прямолинейно по закону:
a) s=5t2-t
б) s=3t2+t+4
в) s=4t2-6t
Найти кинетическую энергию тела (
) через:
а) 4с
б) 5с
в) 6с
Каждая правильно решённая задача оценивается в 1 балл.
(формирование ОК-1;ОК-3;ОК-4;ОК-6)
4.Применение производной в электротехнике:
(сообщение студента): Двадцатый век называют по-разному. И ядерным веком, и ракетным, и космическим. Но самым точным было и остаётся название - век электричества.
Доказывать это не нужно. Достаточно посмотреть вокруг. В наших домах, на транспорте, на заводах: всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока. В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q(t). Сила тока I есть производная заряда q по времени t.
I=
I=q'(t)
В электротехнике в основном используется работа переменного тока. Электрический ток изменяющийся со временем называется переменным. Цепь переменного тока может содержать различные элементы: нагревательные приборы, катушки, конденсаторы.
Получение переменного электрического тока основано на законе электромагнитной индукции, формулировка которого содержит производную магнитного потока:
Eинд. = - Ф'(t).
Опытным путем был установлен основной закон электромагнитной индукции: ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через контур.
Каждой команде раздаются карточки с задачами:
№1.Заряд протекающий через проводник, меняется по закону:
а) q=sin(2t-10)
б) q=sin(3t-30)
в) q=sin(4t-20)
Найти силу тока в момент времени:
а) t=5с
б) t=10с
в) t=5с
№ 2. Заряд на пластинах конденсатора колебательного контура изменяется с течением времени в соответствии с уравнением:
а) q=10-6Cos104Пt
б) q=2*10-6Sin104Пt
в) q=3*10-5 Sin 104Пt
Найдите амплитуду колебаний силы тока.
№ 3.Изменение силы тока I в зависимости от времени t задано уравнением:
а) I=2t2-5t
б) I=3t2-t-1
в) I=t2-5t+2
( I- в Амперах, t – в секундах)
Найдите скорость изменения силы тока в момент:
а) t=10c
б) t=15c
в) t= 20c
Каждая правильно решённая задача оценивается в 1 балла.
(формирование ОК-1;ОК-3;ОК-4;ОК-6)
5.Слова ассоциации
Каждой команде предложено придумать слова на каждую букву слова «производная» ассоциирующиеся с профессией «электрик»
( в это время эксперты проверяют решённые задачи и подводят текущие итоги).
П – провод, проводник
Р – реостат, резистор, ремонт, розетка
О – омметр, отвёртка, Ом
И – источник, интерес, индикатор, интуиция, инструкция
З – заземление, защита
В – вольтметр, вольт, вал, выключатель
О -
Д – диод, двигатель, дрель, датчик, дроссель
Н – напряжение, насос
А – ампер, амперметр, арматура
Я – якорь, ячейка
III.Итог урока
1.Итоговое слово представителей команд:
1-я команда
Мы электрики, а это значит-
должны уметь решать задачи и
с производными и с логарифмами,
законы физики должны мы понимать,
иначе электрической цепи нам не собрать.
2-я команда
Если ты пошёл в электрики,
должен чётко понимать,
без математики и физики
нам профессионалами не стать.
3-я команда
Нам электрикам нельзя
математику не знать,
физику не понимать,
потому что классными
специалистами хотим мы стать.
2.Итоговое слово преподавателя:
Жюри подводит итоговые баллы по группам, по каждому студенту.
Жюри объявляет итоги конкурса.
3.Получение обратной связи:
Ребятам предлагается оценить степень удовлетворённости собой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствующие точки 10 – бальной шкале на трёх разнонаправленных осях.
я
![]()
мы
Дело