СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по теме "Односоставные и неполные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум в соответствии с требованиями ФГОС по повторению односоставных и неполных предложений. 

Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме "Односоставные и неполные предложения"»

Технологическая карта

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения»

Класс: 8А

УМК: Т.А.Ладыженской

Цели как деятельность учителя: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Создать условия для мотивированной самостоятельной работы и самооценивания

Цели как деятельность ученика:

  • Систематизировать и обобщить изученный материал

  • Формировать умения оценивать себя, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать чужую. Развивать связную монологическую речь.

  • Закрепить полученные знания на практике.

Планируемые результаты: сформируется умение контрольно-оценочной деятельности у обучающихся, мотивированное стремление к достижению учебной цели.

Метапредметные:

Познавательные УУД – самостоятельно формулируют тему и познавательные цели; обосновывают выбор эффективных способов решения учебных задач.

Регулятивные УУД – контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценивают правильность выполнения действий, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные УУД – учитывают позицию одноклассников, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, работают в паре и в группе. Умеют формулировать собственное мнение, этично комментировать ответ товарища.

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

Оргмомент .

Актуализация знаний


Проблемный вопрос




























Мотивация

Эпиграф:

Работайте не покладая рук, насколько хватит силы.

(Жан де Лафонтен)

Учитель:

Как вы понимаете эту фразу?

Подчеркните грамматические основы. Укажите, какое это предложение по наличию главных членов?


Взаимопроверка

Проверка по эталону:

Работайте не покладая рук, насколько хватит силы.

/определённо-личное/, /безличное/

- Кто справился с заданием?

- У кого ошибки?

А вот слова нашего земляка, эвенка Улукиткана, героя книг Григория Федосеева: «Мать даёт жизнь, а годы – мудрость». (нужно учиться всю жизнь)

- Как вы это понимаете?

- Какое это предложение? О чём говорит тире?

- На следующем уроке – контрольная работа по изученному материалу. Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Цель?

.


Тема: Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения»

Цель: повторить сведения об односоставных и неполных предложениях, подготовиться к контрольной работе.


Есть очень поучительная басня Жана де Лафонтена «Земледелец и его сыновья».


Старик перед смертью сказал своим детям:

"В наследственной земле богатый клад зарыт, 
Продать ее - оборони вас Боже! 
Не знаю сам я, где он скрыт; 
Но вы, при помощи работы и терпенья, 
Его найдете без сомненья. 
Вы в августе, окончив умолот, 
Немедленно перепашите поле: 
Пускай соха везде пройдет, 
Копайте, ройтесь там на воле, 
Малейший в поле уголок 
Пройдите вдоль и поперек". 

Он умер. Сыновья все поле перерыли, 
Искали там и сям. На следующий год 
Оно дало двойной доход, 
Но клада так в земле и не открыли. 
Отец на свой особый лад 
Им показал,………….


_Что показал им отец?

(что труд есть тот же клад).


Ответы детей.


Эталон на слайде


Отец на свой особый лад

Им показал, что труд

Есть тот же клад.

- Какой вывод можно сделать для сегодняшнего урока?

Ответы детей

(трудиться, чтобы добиться успеха)




Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к имеющейся информации




Познавательные УУД:

Анализировать предложения, применяя имеющиеся знания


Регулятивные УУД:

Определять тему и цель урока.


Личностные:

Адекватно оценивать результаты своей деятельности.












Цель: активизация мыслительной деятельности


Познавательные УУД:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.



Личностные УУД: адекватно оценивать результаты своей деятельности, искать пути выхода из проблемной ситуации.





2.

Практикум


Формирование конкретного образовательного результата.




























































Закрепление во внешней речи




























































Закрепление во внешней речи






































Закрепление во внешней речи


















































Закрепление во внешней речи





Самооценивание.



  1. Повторение теории

Работа в парах (взаимопроверка)

Чтобы привести в систему знания об односоставных предложениях, расскажите друг другу правила.


  1. Самостоятельная работа

(можно пользоваться учебником, но тогда максимальный бал за каждый правильный ответ будет – 1б)

Карточка №1

1 задание. Выпишите односоставное(односоставные) определённо-личное предложение (предложения). Оцените по критериям.

  1. Красуйся, град Петров, и стой

неколебимо, как Россия.

  1. На балконе соседней дачи зажгли свет.

  2. Сегодня же меня здесь не будет.


2 задание. Выпишите односоставное (односоставные) неопределённо-личное предложение (предложения). Оцените по критериям.

  1. В этом магазине продают книги.

  2. В палате ещё долго вспоминали его рассказы.

  3. По серебристой росе вышли на луг и стар и млад.


3 задание. Выпишите односоставное (односоставные) обобщённо-личное предложение (предложения). Оцените по критериям.

  1. Умную голову почитают смолоду.

  2. Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье.

  3. Всюду родимую Русь узнаю.


4 задание. Выпишите односоставное (односоставные) безличное предложение (предложения). Оцените по критериям.

  1. Сложна жизнь в горах.

  2. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

  3. Не спится, няня.


5 задание. Выпишите односоставное (односоставные) назывное предложение (предложения). Оцените по критериям.

1) Жизнь прекрасна.

2) Всё больше заносит снегом окошки.

3) Поздняя осень.


Критерии оценивания:

Верно выписано предложение

1балл

Верно указаны признаки предложения

1балл

Выписано лишнее предложение

минус

1 балл

Максимально – 12 баллов


Взаимопроверка

Оценивание по критериям

Проверка по эталону


- В каком задании вы испытали затруднение?

- Какому правилу оно подчиняется?


  1. Обобщение в форме задания ЕГЭ


Карточка №2

Задание. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г,Д) цифры, соответствующие номеру правила из списка.

  1. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения. Обозначает действие определённого лица. Можно подставить местоимения я, ты, мы, вы.

  2. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении. И называет действие совершаемое каким-то неопределённым лицом.

  3. Определённо-личные и неопределённо-личные предложения , имеющие значение обобщённого лица.

  4. Односоставное предложение, в котором нет сказуемого, есть подлежащее, выраженное существительным в И.п. или сочетание числительного с существительным.

  5. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, есть сказуемое, выраженное безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с не или ни.

  6. Простое предложение, в котором не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста.


А) безличное предложение

Б) назывное предложение

В) определённо-личное предложение

Г) обобщённо-личное предложение

Д) неопределённо-личное предложение


Взаимопроверка

Самооценка по эталону

Эталон


А

Б

В

Г

Д

5

4

1

3

2

Maксимально – 5 баллов


- Кто допустил ошибки? ( следует дома ещё раз повторить правило)

- Какую цифру вы не выписали? Почему?

(Потому что это неполное предложение)

- Почему оно неполное?

- Для чего используют назывные предложения?(чтобы исключить речевые ошибки, сделать предложение лёгким, выразительным)

- При каких условиях ставится тире в неполных предложениях?

Мать даёт человеку жизнь, а годы – (дают) мудрость.

  1. Упражнение в форме ЕГЭ


Карточка №3

Задание. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетела песня. (2) «Кто это поёт?»-удивились дети. (3)Что-то незримо мягкое, нежное, чудное тронуло душу, проникло в сердце. (4)Сестра удивлённо подняла глаза на брата, он – на неё. (5)Это была любимая песня их матери. (6)Кто пел – они не знали, но замирали от каждого звука, от каждого перелива голоса. (7) Песня – нежность, песня – любовь…(8) Разве так бывает? (9)И тут Настя вспомнила слова матери: «Сказку нужно слушать ушами, а песню – сердцем. Тогда испытаешь настоящее блаженство».

Ответ: 4 9

Maксимально – 1балл

Взаимопроверка

Проверка по эталону.

Самооценивание по критериям

Вывод:

-Что такое неполные предложения?

Когда ставится тире в неполных предложениях?


Развитие речи.

Карточка 4

Задание. Поработайте редакторами и исправьте речевые ошибки. Исключите лишние слова, и у вас получится стихотворение Марины Ивановны Цветаевой. Как называются такие предложения? Какие знаки препинания нужно поставить?

Зверю дана берлога.

Страннику дана дорога,

Мёртвому даны дроги,

Каждому дано своё.


Женщине дано лукавить,

Царю дано править,

Мне дано славить

Имя твоё.

Взаимопроверка

Проверка по эталону

Самооценивание по критериям

Зверю - берлога,

Страннику - дорога,

Мёртвому - дроги,

Каждому - своё.


Женщине - лукавить,

Царю - править,

Мне - славить

Имя твоё.

Возможен вариант:


Зверю дана берлога,

Страннику - дорога

Мёртвому - дроги,

Каждому - своё.


Женщине дано лукавить,

Царю - править,

Мне - славить

Имя твоё.

Критерии оценивания:

Неполные предложения

1 балл

Верные знаки препинания

1 балл

Максимально – 2 балла


Вывод:

-Кто допустил ошибки?

- Для чего используются неполные предложения в речи?


Теперь подведём итог.

Посчитайте количество своих баллов. Поставьте себе оценку.

19 - 20 - «5»

16 - 18 – «4»

10 – 15 – «3»

0 - 9 - «2»

Вывод:

Эти баллы – оценка ваших знаний по теме, а умение применять эти знания в жизни поможет творческое задание.


Творческое задание. (Работа в группах)

Рассекреть засекреченные списки.


1 группа.

Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.

Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».

Без труда …………………………….

Птицу узнают в полёте, а человека ………

Что твёрдо выучишь, долго ……………..

Грамоте учиться ………………..


2 группа.

Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.

Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».

С книгой поведёшься - …………………

Больше узнаешь - ……………..

Век живи - ……………………….

Грамоте учиться - ……………..


3 группа.

Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.

Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».

Семь раз отмерь - ……………………

Повторенье - мать ……………………….

Хочешь есть калачи - …………………….

Учиться - всегда ……………


Ответы групп









Цель: самостоятельное выполнение заданий с опорой на изученный материал



Познавательные УУД: Поиск и выделение нужной информации. Анализ материала с целью выделения существенных признаков.


РегулятивныеУУД:

самоконтроль, взаимоконтроль и коррекция полученных результатов.



Коммуникативные УУД: комментировать ответы товарищей, с уважением относиться к чужому мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками.


Личностные УУД: адекватно оценивать результаты своего труда








































































































































Познавательные УУД:

Моделирование, преобразование модели













































Регулятивные УУД:

самоконтроль, самооценка










Цель: развитие творческих способностей обучающихся, мотивированное развитие личностных качеств.


Личностные УУД: оценивать свои достижения, определять свою мировоззренческую позицию.


Регулятивные УУД: в ходе представления своего проекта давать оценку его результатам

Коммуникативные УУД: понимать и принимать точку зрения товарища, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Организовывать учебное взаимодействие в группе.




3.

Рефлексия




Проверка достигнутых результатов


-Какие слова из басни Лафонтена говорят о результатах сегодняшнего урока?

Отец на свой особый лад

Им показал, что труд

Есть тот же клад.

-Какой клад вы сегодня нашли? (Знания)

-Кто не совсем удовлетворён своей работой? Поднимите одну руку.

- Кто доволен? Поднимите две руки и поаплодируйте себе.

- У кого есть ошибки в практической работе, вы дома ещё раз «перепашете поле знаний» и сделаете работу над ошибками. У кого ошибок нет – задание карточки №5.

Цель: создание ситуации успеха

Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Сделать работу над ошибками классной работы.

Карточка № 5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!