СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по теме "Социальная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме "Социальная сфера"»

Практикум по теме «Социальная сфера» 8 класс

1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют

1) социальными отношениями

2) социальной структурой

3) социальной нормой

4) социальной мобильностью

2. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

1) личный авторитет

2) этническая принадлежность человека

3) престиж семьи

4) социальный статус личности

3. Пётр после два­дца­ти лет ра­бо­ты на за­во­де стал на­чаль­ни­ком отдела. Это — пример

1) горизонтальной со­ци­аль­ной мобильности

2) социальной стратификации

3) вертикальной со­ци­аль­ной мобильности

4) социального неравенства

4. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса

2) социальной роли

3) достигаемого статуса

4) общественного престижа

5. Отличительным признаком нации как этнической общности является

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности

6. Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её

1) достигаемый статус

2) имущественное положение

3) предписаный статус

4) гражданские права

7. Способ раз­ре­ше­ния кон­флик­та через вза­им­ные уступ­ки сто­рон называется

1) конфронтация

2) посредничество

3) компромисс

4) подавление

8. Социальная мо­биль­ность — это

1) столкновение со­ци­аль­ных интересов

2) изменение ин­ди­ви­дом сво­е­го со­ци­аль­но­го статуса

3) наличие вза­и­мо­дей­ствия между со­ц. группами

4) основание для со­ци­аль­ной стратификации

9. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

   1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных конфликтах?

А. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты в об­ще­стве неизбежны.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты могут воз­ни­кать между от­дель­ны­ми лю­дь­ми и со­ци­аль­ны­ми группами.

   1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

11. Марина живёт с родителями и сестрой. Она учится в 8 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) наличие особых норм поведения

2) личные контакты членов группы

3) отношения родства

4) общий быт

Черты сходства

Черты отличия



12. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми меж­лич­ност­ных отношений: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ МЕЖ­ЛИЧ­НОСТ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) со­бе­се­до­ва­ние при приёме на работу

Б) ссора подруг

В) раз­го­вор ро­ди­те­лей с ди­рек­то­ром школы о по­ве­де­нии ученика

Г) дру­же­ская бе­се­да соседей

 

1) формальные

2) неформальные

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

 (А) При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к определённой эт­ни­че­ской общ­но­сти имеет важ­ное значение, по­ка­зы­ва­ет ду­хов­ную связь лич­но­сти с языком, культурой, мен­та­ли­те­том определённой национальности. (Б) В ста­тье 26 Кон­сти­ту­ции РФ указано, что каж­дый че­ло­век впра­ве опре­де­лять и ука­зы­вать свою на­ци­о­наль­ную принадлежность, и никто не может быть принуждён к опре­де­ле­нию и ука­за­нию своей на­ци­о­наль­ной принадлежности. (В) Опре­де­ле­ние на­ци­о­наль­но­сти по эт­ни­че­ской при­над­леж­но­сти отца или ма­те­ри неправомерно, это част­ное дело гражданина, объ­ект его культурных, язы­ко­вых и бы­то­вых предпочтений.

  Определите, какие по­ло­же­ния текста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мнение

  Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений. 

А

Б

В

 

 

 

14. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стра­не служ­бой Левада-Центр про­во­дил­ся со­цио­ло­ги­че­ский опрос. Пред­ла­га­лось от­ве­тить на вопрос: «Насколько важно для человека, его бу­ду­щей ка­рье­ры хо­ро­шо учить­ся в школе?» По­лу­чен­ные срав­ни­тель­ные дан­ные (в %) пред­став­ле­ны в таблице.

Найдите в при­ве­ден­ном спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Число тех, кто не счи­та­ет школь­ное об­ра­зо­ва­ние су­ще­ствен­ным фак­то­ром для жиз­нен­но­го успеха, оста­ет­ся неизменным.

2) Боль­шин­ство из тех, кто по­лу­чил хо­ро­шее школь­ное образование, сде­ла­ли успеш­ную карьеру.

3) Количество тех, кто считает, что образование, по­лу­чен­ное в школе, имеет не­ко­то­рое значение, с 2007 по 2010 сократилось.

4) Многие из тех, кто от­ри­ца­ет зна­че­ние школь­но­го образования, имели низ­кую успеваемость.

5) За де­ся­ти­ле­тие число тех, кто считает, что об­ра­зо­ва­ние не имеет ни­ка­ко­го зна­че­ния для даль­ней­шей карьеры, устой­чи­во сокращалось.


15. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.

2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.

3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.

4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.

5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.


16. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 (По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)


17. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?


18. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)


19. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.


20. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.






Практикум по теме «Социальная сфера» 8 класс


Ключи:

1. 2

2. 4

3. 3

4. 1

5. 1

6. 3

7. 3

8. 2

9. 3

10. 3

11. 1234

12. 1212

13. 212

14. 35

15. 45


16. Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;

2) нормы взаимоотношений внутри этноса;

3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;

4) динамика изменения поведения этноса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


17. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

В ответе должны быть указаны:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.


18. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)

В ответе могут быть указаны следующие факторы:

1) географическая среда;

2) традиции;

3) взаимоотношения с соседями;

4) культурные воздействия;

5) религия.


19. Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) Динамизм стереотипа поведения — это скорость изменения обрядов, обычаев и норм.

Примеры:

1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.

2. Изменение орудий труда в традиционном обществе протекало очень медленно, в индустриальном обществе этот процесс резко ускорился.

Могут быть приведены и другие примеры.



20. Пояснение.

В ответе должна быть указана черта: нормы отношений своего этноса считаются единственно правильными.

Цитата: «Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...»