ВПР. Задание 2: Определение вида подчинительной связи. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1. 1) яркие огни 2) огонёк стоял 3) долго плыли 4) плыть по реке 2. 1) поколения барсуков 2) мы отыскали 3) в этих местах 4) недавно определили 3. 1) на белом снегу 2) перед нами 3) одиноко светятся 4) опадают с рябин 4. 1) жёлтые цветы 2) проплывали облака 3) сначала прошли 4) привела к обрыву 5. 1) кучи досок 2) в самом верху 3) сердце радовалось 4) пели вверху 6. 1) в келье монастыря 2) белую ночь 3) свет сочится 4) растекается влетая 7. 1) отлично знаем 2) горные тропы 3) дерево упало 4) любил их 8. 1) великолепной пары 2) плавно скользила 3) дождавшись музыки 4) зал следил 9. 1) плывёт по небу 2) пропахшие краской 3) памятен день 4) медленно поднимаясь 10. 1) не мог не верить 2) ценят собак 3) обыкновенная дворняга 4)ищет неутомимо 11. 1) быстро исчезали 2) ветер стих 3) яркие блики 4) сидели у костра 12. 1) лесник приносил 2) замерзали свернувшись 3) ближайшая гора 4) любят делать пироги 13. 1) мало- помалу понял 2) умный щенок 3) подходит к нему 4) будем работать 14. 1) голубыми зигзагами 2) торопливо крестится 3) слушаю чириканье 4) радуга висит 15. 1) стремительно развиваясь 2) просить царя 3) кремлёвские стены 4) через него
Задание 3: Поиск грамматической основы предложения. Из данных предложений выпишите грамматическую основу. 1. В это время бывает пожалуй особе(н,нн)о тихо. 2. Как(то) осе(н,нн)им вечером случилось мне плыть по угрюм..й сибирский реке. 3. И оно (по)прежн..му обита..мо! 4. Такие звёзды мы мож..м увид..ть только в лесу и в м..роз на окне. 5. По мху были ра(з/с)броса(н,нн)ы жёлтые цветы. 6. За воротами заброше(н,нн)ого особняка нас ждал (не)обыкнове(н,нн)ой красоты вид. 7. Морской ветер влетая в окно ра(з/с)текает..ся по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. 8. Надо помоч.. молодым р..сти. 9. Гр..ц..озная Вар..нька плавно ск..льзила около отца. 10. Высоко(рослые) матросы быстро бегают (в)зад-(в)перёд по перекинутым с берега сходням.
Задание 4. Определение вида односоставного предложения. Определите вид односоставного предложения. Запишите ответ. 1. 3а четверть часа до з..хода со..нца вход..ш.. в рощу от..ск..ваеш.. себе место где(нибудь) возле опушки. 2. И опять пр..ходит..ся нал..гать на вёсла. 3. В этих местах произв..дили древес..ный уг..ль «жгли» его в земля(н,нн)ых ямах с н..сыпными кр..ями. 4. Подход..м ближе и вид..м р..бину. 5. 3..пахло земл..никой н..гретыми пнями. 6. Но нет. 7. Тихо выход..м. 8. И всё время пров..жу в горах. 9. Видно было что он когда(то) т..нц..вал пр..крас..но. 10. Белый пр..сторный город син..е море.
Задание 5. Распознавание предложения, осложнённого однородными членами 1. Среди предложений 3-5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [— = и =]. (3)Со..нце село но в л..су ещ.. светло. (4)Воздух чист и прозрачен. (5)Птицы болтливо лепеч..т и мол..дая трава бл..стит. 2. Среди предложений 5-7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [— = и =, = и =]. (5)И долго мы ещ.. плыли по тёмн..й как чернила р..ке. (6)Ущел..я и скалы выплывали надвигались и уплывали оставаясь (по)зади и т..ряясь в бе(с/з)конечн..й дали. (7)К счастью огонёк всё ст..ял и ст..ял (в)пер..ди переливался и манил... 3.Среди предложений 2-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ =,= ]. 2)В этих местах произв..дили древес..ный уг..ль «жгли» его в земля(н,нн)ых ямах с н..сыпными кр..ями. (3)От этого сформ..ровалась примерно тыс..ча бугров. (4)Благ..денствуют тут барсуки, стро..т свои креп..сти. 4. Среди предложений 13-15 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = − ∙ − ∙ и − ∙ − ∙ ]. (13)Перед нами огромные звёзды. (14)Такие звёзды мы мож..м увид..ть только в лесу и в м..роз на окне. (15)3десь они ра(з/с)кидистые зелёные. 5. Среди предложений 12-14 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ — = и =]. (12)По мху были ра(з/с)броса(н,нн)ы жёлтые цветы. (13)Нач..лись зар..сли брус..ники. (14)Тяж..лый глухарь выск..ч..л из-за кочки и побежал в мелк..лесье. 6. Среди предложений 7-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [ = —, — и —]. 7)За воротами заброше(н,нн)ого особняка нас ждал (не)обыкнове(н,нн)ой красоты вид. (8)(В)дали виднелись (не)убра(н,нн)ые поля золотой пшениц(и,ы) ра(з,с)броса(н,нн)ые тут и там одинокие дерев..я и кустарники. (9)На краю поля бл(е,и)стел ярко(зелёной) гладью пруд заросший тиной и водор..слями.
Задание 6. Распознавание предложения с обособленным согласованным распределенным определением. 1. Среди предложений найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления. (8)Вот и сами в..рхушки потускнели румя(н,нн)ое небо сине..т. (9)Л..сной запах усилива..щ..йся с наступлени..м сумерек манит. (10)Сле..ка пов..яло тёплой сыр..ст..ю. 2. (8)Всё это часто всп..мина..т..ся теперь и эта тёмная р..ка зат..нё(н,нн)ая ск..листыми г..рами и этот живой огонёк. (9)Но ж..знь т..ч..т всё в тех(же) угрюмых берегах а яркие огни ещ.. дал..ко. (10)И опять пр..ходит..ся нал..гать на вёсла.. 3. (5)Мы от..скали бугор давно облюбова(н,нн)ый барсуками. (6)Здесь был целый барсучий город. (7)Мы насч..тали в нём два..цать шес..ть нор утрамбова(н,нн)ую пл..щадку для солнеч..ных ванн а от бугра ух..дили (не)заросшие тропы. 4. (1)По берегам реки Койвы щетин..тся осока на пр..брежных озёрах (не)закрылись ещё л..дошки кувшинок. (2)Только вч..ра была видна паутина ра(з/с)т..нувш..яся дли(н,нн)ыми нитями... (3)И на тебе — снег! 5. (1)(С)начал.. мы прошли через песча(н,нн)ое поле з..росш..е бе(з/с)смертник..м и полын..ю. (2)Потом выб..жали нам (на)встречу зар..сли молоденьких сос..н. (З)Чистые лужи стояли на з..росш..й дорог.. и через эти лужи пр..плывали облака.
Задание 7. Распознавание предложения с обособленным обстоятельством. 1. Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления. (6)Лес пост..пе(н,нн)о темне..т п..гружаясь в бе(з/с)мятежный сон. (7)Алый свет вечерн..й з..ри медле(н,нн)о ск..льзит по к..рням и ств..лам дерев..ев подн..мает..ся всё выше и выше пер..ход..т от нижних веток к (не)подвижным, засыпа..щим в..рхушкам. (8)Вот и сами в..рхушки потускнели румя(н,нн)ое небо сине..т. 2. (З)Свойство этих ноч..ных огней — пр..ближат..ся п..б..ждая (не)проглядную тьму и св..ркать об..щать манить своею таинстве(н,нн)ой близ..ст..ю. (4)Кажется, что ещ.. (не)сколько ударов веслом,— и путь оконче(н,нн). (5)И долго мы ещ.. плыли по тёмн..й как чернила р..ке. 3. (9)А (не)давно в Германи.. (с/з)делав углеродный анализ зоологи опр..делили: барсуч..ему п..селению более тыс..чи лет. (10)И оно (по)прежн..му обита..мо! (11)Сколько ч..ловеческих селений смете(н,нн)о времен..м а поколения барсуков живут в счас..ливо выбра(н,нн)ом мест.., где их (ни)что н.. тревожит. 4. (8)Раньше других почу..ствовав пр..бл..жение снега она посп..шила окрасит..ся осе(н,нн)им цветом. (9)С грус..ным шор..хом оп..дают багровые розетки с р..бин и одинок.. светят..ся на белом но ещё (не)осл..пит..льном снегу. (10)Холода(то) настоящ..го ещё нет, и снег (не)сер..брит..ся. 5. (8)Под ней лежали древние дубы будто отлитые из чёрной стал..(4) . (9)А над водой отр..жаясь в ней жёлтыми и лиловыми леп..стками летали бабочки. (10)Дорога пр..вела нас к (не)высок..му обрыву. 6. (1)Стари(н,нн)ый дом стоял на (не)высоком обрыве у реки. (2)Сразу было видно, что в нём никто (не)живёт: деревя(н,нн)ые ставни заколоче(н,нн)ы (в)доль стены ра(з/с)росся никем (не)коше(н,нн)й бур(ь,ъ)ян. (3)Свале(н,нн)ые (по)середине двора кучи досок и щебня мешали нам пройти. (4)Иногда казалось что кто(то) ходит по двору гремя свя(з,с)кой ключей. 7. (6)Морской ветер влетая в окно ра(з/с)текает..ся по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. (7)Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю! (8)Тихо выход..м. (9)За воротами поворач..ваем (на)право и идём (с)начала (в)доль озера а (за)тем лесом - к морю. 8. (6)К сож..лению, (не)многие им вл..деют. (7)Напр..мер в лесу старик всегда пр..водил в порядок буйную горную р..стительность. (8)Тут сухое дер..во упало и падая, пр..давило молодую пор..сль, там снегом искр..вило.
Задание 8. Распознавание предложения с вводным словом. Среди предложений найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним. 1. (2)В это время бывает пожалуй особе(н,нн)о тихо. (3)Со..нце село но в л..су ещ.. светло. (4)Воздух чист и прозрачен. 2. (5)И долго мы ещ.. плыли по тёмн..й как чернила р..ке. (6)Ущел..я и скалы выплывали надвигались и уплывали оставаясь (по)зади и т..ряясь в бе(с/з)конечн..й дали. (7)К счастью огонёк всё ст..ял и ст..ял (в)пер..ди переливался и манил... 3. 12)(Не)сомне(н,нн)о долг..вечн..сть барсуч..ей крепости впеч..тля..т. (13)Но вообще(то) барсуков на земле осталось (не)много. (14)Нет таких крепост..й у пр..роды, которые ч..ловек не умел(бы) разрушить. 4. (11)Наконец мы вид..м лес хмурое небо в м..хнатых тучах, меж которыми (кое)где видна бледная просинь. (12)На берегах бело должно быть поэтому река каж..т..ся тёмн..й (не)пр..ветлив..й. (13)Перед нами огромные звёзды. 5. (14)Тяж..лый глухарь выск..ч..л из-за кочки и побежал в мелк..лесье. (15)Мы пр..были на Боровом озер.. два дня. (16)Пожалуй мы вид..ли всё и закаты и сум..рки и пута(н,нн)ицу р..стений в..зникавш..ю перед нами в свет.. костра. 6. (9)На краю поля бл(е,и)стел ярко(зелёной) гладью пруд заросший тиной и водор..слями. (10)(В)верху кажется в самой вышине пели стрижи ра(с,сс)екавшие воздух с веселым свистом. (11)Всё дышало покоем и сердце (не)вольно радовалось (не)обычайной красоте созда(н,нн)ой матушкой(природой).
Задание 9. Синтаксический анализ предложений. Выполните синтаксический анализ предложения. 1. (4)Благ..денствуют тут барсуки, стро..т свои креп..сти. 2. (2)Только вч..ра была видна паутина ра(з/с)т..нувш..яся дли(н,нн)ыми нитями.. 3. (8)Под ней лежали древние дубы будто отлитые из чёрной стал..
Задание 10. Основные грамматические нормы русского литературного языка. Найдите и исправьте ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
-
1) Большинство животных убегает при приближении людей.
2) С давних времён лес не только кормил и обогревал человека, но и учил бережно относиться к природе.
3) Иван Тургенев, восхищаясь красотой осеннего леса, воспевал её в своих произведениях.
4) Наши леса, произрастающих на территории всей страны, высоко ценятся во всём мире. 2. 1) Во время моего путешествия приходилось мне проплывать не только по спокойной водной глади, а также по бурным рекам.
2) Любуясь вечерним закатом на берегу реки, наш разговор был прерван.
3) Обь, одна из крупнейших рек в мире, имеет длину 3650 км.
4) Реки Сибири славятся как своей красотой, так и разнообразием природы. 3. 1) В местах производства древесного угля образовались примерно тысяча бугров.
2) В барсучьем городе мы увидели не только двадцать шесть нор, так и площадку для солнечных ванн.
3) Учёным известны барсучьи городки, существующие более тысячи лет.
4) Обустроив своё поселение, барсуки живут в нём на протяжении многих лет, если их никто не тревожит. 4. 1) На прибрежных озёрах видны ещё не закрывшиеся ладошки кувшинок.
2) Большинство рябин обладает высокой устойчивостью к морозам.
3) Подойдя ближе, мы увидели рябину.
4) Такие звёзды можно увидеть как в лесу, но и в мороз на окне. 5. 1) Пробыв на озере два дня, перед нами открылись чудесные картины природы.
2) Из-за кочки выскочит тяжёлый глухарь и побежал в мелколесье.
3) Мы увидели жёлтые цветы, разбросанные по мху.
4) Боровое озеро — необычайно красивое место. 6. 1) Благодаря своих речей Цицерон стал известен как выдающийся оратор.
2) Гордо улыбаясь, женщина показала нам спортивные награды своих сыновей.
3) Теннис сегодня завоевал любовь не только россиян, а также жителей других стран.
4) По приезде долгожданных гостей внезапно пошёл проливной дождь.