ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЧАСТИЙ
1. Из вариантов забредший - забрёвший, приобретший - приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй - в разговорной.
Такое же разграничение проводится в парах (на первом месте стоит современная литературная форма, на втором - устарелая или разговорная): вышибленный - вышибенный, заклейменный - заклеймлённый, изрешечённый - изрешетённый, обезопасенный -обезопашенный, пронзённый - пронжённый, обгрызенный - обгрызанный, спелёнатый - спелёнанный (спелёнутый)
2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший.
Реже встречаются параллельные формы без суффикса, например: мерзший, кисший.
Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: оглохший, прилипший, промокший, ослепший. В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увянувший – увядший и некоторые другие).
3. В современном литературном языке не употребляются формы на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: «вздумающий составить», «попытающийсяй уверить», «сумеющий объяснить».
Не употребляются также причастия в сочетании с частицей бы, так как от глаголов в форме сослагательного наклонения причастия не образуются, например: «проект, вызвавший бы возражения», «сотрудники, пожелавшие бы записаться в кружки -
самодеятельности».
4. Причастию, как глагольной форме, присущи значении времени, вида, залога.
1) Значение времени в причастии относительное: в одних случаях наблюдается соотносительность времен, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, например: видел детей, играющих на бульваре (видел в то время, когда они играли);
в других случаях время, выраженное причастием, соотносится с моментом речи, предшествует ему, например: видел детей, игравших на бульваре. Ср.: 1) В одной из комнат я нашел молодого парня, разбирающего за столом бумага. (Солоухин); 2) В эту ночь, как, нарочно, загорелись пустые сараи, принадлежавшие откупщикам (Герцен).
При прошедшем времени глагола-сказуемого причастие настоящего времени указывает на постоянный признак, причастие прошедшего времени — на временный признак. Например: Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса (ср.: ...который
стоит...).— Артем схватил тяжелый молот, стоявший у наковальни... (Н. Островский) (ср.: ...который стоял…).
Ср. также: На совещание прибыли все делегаты за исключением отсутствующих по болезни (совещание еще происходит). В работе совещания приняли участие все делегаты, за исключением двух, отсутствовавших по болезни (совещание уже закончилось).
Неточная форма времени причастия использована в предложении: «Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести» (предположение относится к прошлому, поэтому не подходит форма настоящего времени причастия предполагаемых; не подходит также форма предположенных, имеющая значение совершенного вида, тогда как по смыслу фразы нужно причастие несовершенного вида - от глагола предполагать, а не от предположить; правильная форма для данного случая – предполагавшихся). Наоборот, нужна форма настоящего, а не прошедшего времени причастия в предложении:
«Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта» (если оно не удовлетворяет, то, значит, оно еще существует, поэтому следовало сказать: Существующее до сих
положение…).
2) Значение зал о г а учитывается в формах причастий на –ся: в них возможно смешение возвратного и страдательного значений. Явно неудачно сочетание «коровы,отправляющиеся на убой» (вместо: коровы, отправляемые на убой).
В подобных случаях следует, где это возможно, заменять формы на -ся другими (обычно формами на -мый). Например, вместо «девочка, воспитывающаяся бабушкой» следует сказать: девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами-заочниками.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Обособленный причастный оборот обладает, как известно, большей смысловой нагрузкой по сравнению с тем же оборотом в случае его необособления. Ср.: Написанная мелким почерком, рукопись читалась с трудом (распространенное определение, выраженное обособленным причастным оборотом, содержит добавочное причинное значение).- Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом (необособленный причастный оборот имеет только определительное значение).
Необособленный причастный оборот теснее примыкает к определяемому существительному. Ср.: покрытое крупными морщинами лицо старика (устойчивый признак) — лицо его, покрытое крупными каплями пота (временный признак; играет также роль лексический состав обеих конструкций).
В предложениях с причастными оборотами возможны следующие ошибки:
1) Нарушение согласования между определяемым словом и определением-причастием, например: в тексте, составленным (Т.п.) вами – надо: в тексте (каком? П.п.), составленном вами.
Особый случай: обратите внимание на предложения, в которых причастный оборот распространяет сочетание типа часть книг, когда в зависимости от значения возможно различное согласование причастий. Ср.: Часть книг, предназначенная для выставки, уже получена (получены все книги, предназначенные для выставки).- Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена (получены не все книги, предназначенные для выставки). Такие варианты согласования встречаются в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание. Ср. также: количество электроэнергии, потребляемое... (подчеркивается количественная сторона) — количество электроэнергии, потребляемой... (характеризуется объект, о части которого идет речь); две тысячи рублей, взятых взаймы — десять тысяч рублей, взятые у сестры (Л. Толстой).
Различные смысловые оттенки имеются в сочетаниях: вижу свою страну освобожденной от рабства капитала — вижу свою страну, освобожденную от рабства капитала. В первом варианте указывается не только объект восприятия (страна), но и характер этого восприятия (вижу освобожденной); во втором варианте дается только определение предмета при помощи обособленного причастного оборота.
2) Разрушение причастного оборота – стилистическая ошибка, возникающая в результате нарушения порядка слов в причастном обороте. Неверно: приведенные факты в статье – верно: факты, приведенные в статье или приведенные в статье факты.
Причастный оборот может находиться или после определяемого слова (письмо, полученное от автора), или перед ним (полученное от автора письмо), но не должен включать в себя определяемое слово («полученное письмо от автора»). Чаще причастный оборот находится после определяемого слова. Причастия обычно сопровождаются пояснительными словами, необходимыми для полноты высказывания. Так, стилистически неудачны сочетания: «вошедших граждан просят уплатить за проезд» (ср.: вошедших в автобус граждан...); «поступившие рукописи посланы на рецензирование» (ср.: поступившие в редакцию рукописи...). Пояснительные слова могут опускаться, если их отсутствие оправдывается условиями контекста, смыслом самого предложения, ситуацией высказывания и т. д., например: Рассматриваемая работа имеет ряд положительных сторон (из рецензии); Все внесенные предложения заслуживают внимания (из речи на собрании); Намеченные планы выполнены досрочно (об этих планах речь шла раньше).
3) Неоправданное нанизывание причастных оборотов в тексте (в устной речи существенным недостатком является скопление форм на –ший и –вший, ведущее к неблагозвучию). Например, явно перегружена причастными конструкциями такая фраза: Моя подруга, не сумевшая поехать на юг и отдыхавшая в подмосковном пансионате, бывшем раньше пионерским лагерем и оказавшемся не вполне отвечавшим ее запросам, не очень довольна прошедшим летом. (Часть информации лучше дать в отдельном предложении; какие-то из оборотов заменить синонимическими конструкциями).
4) Одновременное использование параллельных синтаксических конструкций, т.е. использование при одном определяемом слове определения-причастного оборота и придаточного определительного как однородных единиц, например: Студенты, не сдавшие своевременно книги в учебную библиотеку и которые не заплатили штраф…
5) Построение конструкций, допускающих двоякую соотнесенность, когда возникает двузначность предложения, например: «Заявление председателя комитета, занимающегося этими вопросами…» (занимается председатель или комитет?). Возможные варианты правки: Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами – заявление, сделанное председателем комитета, занимающегося этими вопросами.
6) Неверное употребление форм времени, вида и залога (действительное-страдательное) причастий, например, «фильм, снимающийся/снимавшийся им» вместо «фильм, снимаемый/снятый им».
Причастные обороты используются для замены синонимичных придаточных определительных предложений в ряде случаев:
если высказывание имеет книжный характер, например:
Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым; Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки (Арсеньев).
если в сложном предложении повторяется союзное слово
который, в частности при последовательном подчинении придаточных предложений, например:
«На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения» (каждое из придаточных предложений или оба они могут быть заменены причастными оборотами).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ учени___7 «___» класса __________________
Упражнение 1. Образуйте полные и краткие формы страдательных причастий от данных глаголов; составьте небольшие предложения или словосочетания, учитывая оттенки в значениях слов:
Глагол | Полная форма | Краткая форма |
обвесить (покупателя на 100 г.) | | |
обвешать (елку игрушками) | | |
развесить (флаги) | | |
развешать (картины по разным местам) | | |
свесить (лестницу) | | |
свешать (разг.товар) | | |
помесить (глину) | | |
помешать (суп) | | |
перемесить (глину) | | |
перемешать (компоненты) | | |
замесить (тесто) | | |
замешать (в преступление) | | |
смешать (краски) | | |
выкатить (телегу) | | |
выкачать (воду) | | |
выстрелить (из ружья) | | |
застрелить (врага) | | |
пристрелить (раненого зверя) | | |
подстрелить (утку) | | |
прострелить (руку) | | |
настрелять (много уток) | | |
обстрелять (разведчиков) | | |
отстрелить (по особому разрешению лося) | | |
перестрелять (бандитов) | | |
пристрелять (оружие) | | |
расстрелять (предателя) | | |
Упражнение 2. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что приведены в скобках (лишнее зачеркнуть).
1. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.
Упражнение 3. Исправьте ошибки в употреблении причастий.
1. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна.____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город.
_____________________________________________________________________________________
4. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий.
_____________________________________________________________________________________
5. Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вот и совершилось давно ожидаемое нашим крестьянством: принят Закон о земле.
_____________________________________________________________________________
Упражнение 4. Исправьте ошибки при употреблении причастия:
1. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавшейся в глубь веков.________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар.
____________________________________________________________________________________________
4. В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Моряки, направляющиеся на судно, идущие в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________