Практикум «ВПР – Всегда готов!»
Контингент: обучающиеся 4 класса
Цель: обучение приемам саморегуляции обучающихся 4 класса.
Время проведения: 1 час 20 минут
Оборудование: листочки А6, А4, звездное небо, звездочки, спокойная музыка, мульт «Барашек», «Супер». «Жизнь», листы с качествами характера, цветные карандаши, клеющий карандаш, магниты, 2 воздушных шарика.
Вступление:
Нет такого человека, который никогда не испытывал бы тревоги, напряжения. Волноваться – это нормально.
В любом человеке заложен особый биологический механизм, позволяющий справиться с эмоциональной нагрузкой. Тревога означает, что ваш организм готов сразиться с возникающими трудностями, такое состояние временно и предназначено природой для экстремальных ситуаций. Но организм не может пребывать в нем долго и если человек сильно нервничает, переживает трудности, долгое время находится в напряженном состоянии, в итоге может произойти эмоциональный срыв, ущерб здоровью.
Скоро вам предстоит писать ВПР. Что значит для вас звукосочетание ВПР, какие эмоции вы испытываете? (ответы детей)
Испытывать тревогу – это нормально, давайте посмотрим как тревога влияет на ваш организм.
Упражнение «Рассерженный шарик».
Цель: показать воздействие тревоги и беспокойства на человека
Психолог надувает 2 шарика.
- Представьте, что надувной шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения, гнева, напряжения.
- Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него?
- Что случится, когда чувство раздражения, напряжения переполнят человека? (шарик взорвется, а у человека – произойдет эмоциональный срыв или какой-либо агрессивный поступок)
- А может ли человек, который переживает психо-эмоциональное напряжение или раздражение оставаться спокойным, продуктивно думать, что-то качественно, хорошо выполнять работу?
Психолог лопает свой шарик.
- Что случилось с шариком?
- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?
- Может ли такой способ выражения раздражения, снятия эмоционального напряжения быть безопасным? Почему?
-Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например, споры, конфликты, недовольства другими и собой.
Психолог надувает второй шарик, и крепко держит в руке, не выпуская воздух. Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – это чувства раздражения, тревоги, напряжения.
- А теперь я выпускаю из шарика немного воздуха.
- Вы заметили, что шарик уменьшился?
- Взорвался ли шарик. Когда вы выпустили из него воздух?
- Можно ли такой способ выражения чувств считать более безопасным? Почему?
- Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь?
- Какой вывод вы можете сделать после данного упражнения? На какие размышления оно Вас натолкнуло?
Вывод: этот воздушный шарик – показатель нервно-психического состояния человека, а способ выхода воздуха из него – ассоциация со способами регуляции своего эмоционального состояния.
Конечно, подготовка к ВПР, требует много сил, как физических (надо учить уроки), так и эмоциональных (волнение, как напишем ВПР). Поэтому каждый ученик должен уметь расслабляться и мобилизировать свои силы.
-Для чего надо уметь расслабляться? (ответы детей)
Как известно мышечное напряжение вызывает эмоции беспокойства разной силы. Если они сильны, то блокируют мыслительные процессы, мы плохо соображаем, медленно думаем.
-Для чего нужны приемы волевой мобилизации? (ответы детей)
Приемы помогают мобилизировать ресурсы организма, улучшить мозговое кровообращение, увеличить работоспособность и скорость мысли.
Предлагаю вам научиться способам снятия эмоционального и мышечного напряжения и приемам мобилизации ресурсов в период подготовки к ВПР.
Ход работы:
Упражнение « Мой страх»
Цель: дезактулизация страха перед написанием ВПР.
Психолог раздает листочки формата А6. Рисунок под диктовку.
Рисуем большой круг (это наш страх), большие глаза, большой нос, большой рот, зубы, волосы дыбором, большие уши.
Теперь мы будем делать наш страх смешным и победим его. Рисуем цветными карандашами сережки в ушах, на волосах много бантиков, на глазах реснички, губы растягиваем в улыбку, зубы закрашиваем красной помадой, на щеках рисуем сердечки. Показываем свой рисунок соседу. Рвем его и выкидываем в мусорное ведро.(мусорная корзина стоит в центре класса).
Вот мы и справились со страхом на рисунке, а теперь научимся справляться с ним в жизни.
Во- первых, мы выучим упражнения на снятие мышечного напряжения:
1.Упражнение «Лимон»
Представьте, что перед вами лежат 3 лимона. Берем 1 лимон, разрезаем его напополам. Берем половинку лимона в кулак и выжимаем его в стакан и при этом говорим «УХ», затем другой рукой выжимаем вторую половинку лимона в стакан. И так все лимоны.
2. Упражнение «Сосулька»
Руки тянем вверх, напрягаем все мышцы, а потом под воздействием солнца таем.
3. Упражнение «Муха
Руки на стол. Представьте, что вам на нос села муха, вам нужно без помощи рук прогнать муху.
4. Упражнение «Дождь»
Работа в парах, дождь в джунглях с разной силой интенсивности.
5. Просмотр мульт «Барашек»
Вывод: Я научился снимать мышечные зажимы, у меня все получится (хлопки 3 раза).
Во-вторых, мы выучим упражнения на релаксацию:
1. Упражнение «Дыхание» 4-4-4
2. Упражнение «Глаза»
Если устали глаза, то и организм устал. Рисуем глазами треугольник, круг, квадрат. Смотрим то далеко, то близко. Вверх, вниз, влево, вправо.
3. Упражнение «Храм тишины»
Психолог: Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города... Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны...или радостны... Обратите внимание на звуки, которые вы слышите... Обратите внимание на витрины магазинов... Что вы в них видите?.. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих... Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице... Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей... Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других... Вы видите на нем большую вывеску: “Храм тишины”... Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной...Побудьте в этом храме... в тишине...Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно...Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к “Храму тишины”. Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь.
Вывод: Я научился раслабляться, у меня все получится (хлопки 3 раза).
В третьих, мы выучим упражнения на мобилизацию своих ресурсов:
Упражнение «право-лево»
Рисунок левой рукой с закрытыми глазами, правой рукой с закрытыми глазами, левой рукой с открытыми глазами, правой рукой с открытыми глазами. Дорисовываем каля-баля.
Упражнение «голова»
Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад. Напишите свое имя головой.
Упражнение «ладонь»
Массаж каждого пальца. Кулак и ладонь.
Упражнение «брейн-джим», перекрестные движения.
Упражнение «ритм», повтори ритмический рисунок.
Упражнение «звезда»
Представьте звездное небо, там живет ваша счастливая звезда, протяните руку и достаньте звезду своего счастья. На обороте напишите «я смогу», на другой стороне свое имя, разукрасьте звезду и приклейте на наш общий небосклон.
Ролик «Вы - супер»
Вывод: Я научился приемам мобилизации сил, у меня все получится (хлопки 3 раза).
Вот мы и освоили основные приемы саморегуляции. И теперь я предлагаю создать вам образ ученика, который на 100% сдаст хорошо ВПР.
Упражнение «портрет»
Обучающиеся делятся на 4. Получают лист формата А4 и карточки с качествами характера. Задача: нарисовать ученика и указать качества, которые помогут ему хорошо написать ВПР. Время работы 5 мин. Время обсуждения 10 мин.
Заключение: В жизни нас ждет множество трудностей и волнений, но каждый из нас имеет ресурсы, чтобы все это пережить и преодолеть. Сегодня, мы с вами познакомились с некоторыми упражнениями, которые помогут вам справляться тревогами и волнениями.
Ролик «Я люблю тебя жизнь».