Классный час «Права и обязанности ребенка».
5-7 классы. Подготовила и провела Шувакина Р.Н.
Цели:
- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других.
1. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
Классный руководитель: Первым документом, регулирующим права детей, является Декларация о правах ребенка, которая была принята в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. Декларация 1959 года послужила основой для подготовки очень важного документа, регулирующего защиту прав детей во всем мире, - «Конвенции о правах ребенка», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Данная Конвенция - это не список прав ребенка, это перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав.
Ребята, какие права детей знаете вы? (ответы учащихся.)
Небольшой перечень прав ребенка, признанных Конвенцией:
- Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".
- Каждый ребенок имеет право на жизнь.
- С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.
- Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
- Ребенок имеет право на образование.
- Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребенка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
На доске записаны права. Нужно зачитать записи.
Право на жизнь
Право на медицинскую помощь
Право на достаточное питание и достаточное количество воды
Право на свободное перемещение, но у нас в области введен закон о том, что после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в присутствии родителей или законных представителей
Право на заботу и воспитание родителями
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
4. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Классный руководитель: Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя". Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Вопросы на доске:
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Классный руководитель: Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
Разыгрывается сценка:
"Насилие над личностью "
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.
(Садится за стол, начинает есть.)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. (Садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа.
(Обсуждение действий сына.)
Классный руководитель: Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников.
А какие права и обязанности есть у ребенка в школе? (Обсуждение.)
Учащиеся имеют право:
1. На защиту и уважение достоинства и неприкосновенность личности.
2. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки.
3. Свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.
4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (принятая форма).
5. На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а также общественных организаций.
6. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
7. На предварительное уведомление о контрольной работе.
8. На одну контрольную работу в течение одного дня.
9. На получение информации от администрации, учителей, органов самоуправления, касающейся успеваемости и поведения.
10. На объективную оценку своих знаний и умений.
11. На отдых во время перемен и каникул..
13. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.
14. На получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг
Учащиеся обязаны:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава школы.
2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.
3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.
4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников школы, учащихся, родителей, посетителей.
5. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.
6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.
7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.
8. Соблюдать тишину во время уроков.
9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей школьной форме (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.
А всегда ли вы выполняете обязанности школьника?
(Обсуждение)
Подведение итогов: Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.