СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права и свободы" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с технологической картой. Подробно изложен

Просмотр содержимого документа
«"Права и свободы" 9 класс»


Технологическая карта урока обществознания в 9 классе

Тема урока: «Права и свободы человека и гражданина»

Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина в России, раскрыть значение российских и международных правовых документов.

Задачи:

Образовательныеознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы реализации прав человека и защиты их в жизни.

Развивающиепродолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Оборудование урока

Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.

Методы обучения: проблемного обучения

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием Конституции РФ

Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2016.

Оборудование: Конституция РФ, учебник, памятка по классификации прав.

Основные понятия: права, Конституция.





Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; мета предметные, личностные)

Учебная деятельность ребенка

(учебные задачи)

Учебный материал

(тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов, позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности


1.

Этап целеполагания






Организация, мотивация учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации, постановка цели.   

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Пытаются решить проблему. Формулируют тему и цель урока.

1.Тема, о которой мы будем говорить, является очень актуальной и значимой для общества.

2.Она никогда не устареет и не потеряет своего значения.

3.Эта тема охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.

4.По ней можно судить о том, обеспечивает ли государство своим гражданам достойное существование –физическое, моральное, духовное.

(права человека)

Формулируют тему (Права и свободы человека и гражданина)
- Исходя из названия темы, сформулируйте цель урока. (изучить права и свободы человека и гражданина в России, познакомиться с документами о правах человека)

- Желаю успехов в достижении наших поставленных целей!




Приём ТРИЗ

«Цепочка»

Коллективная работа.


2.

Продуктивная деятельность




















Формирование УУД:

Личностные УУД:

- формировать умение проверять и оценивать результаты своей деятельности и одноклассников;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- развивать логическое мышление;

-развивать и совершенствовать приемы умственной деятельности;

- контролировать и оценивать процесс и результаты действия;

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- закрепить навыки работы с черновыми материалами сочинения.

Познавательные УУД:

-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

- уметь подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и вступать в диалог; уметь высказать свое мнение.

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- развивать умение работать в паре.

Маршрутные листы помогут нам изучить новый материал.(учитель раздаёт маршрутный лист каждому)

- Как вы думаете, какое самое главное слово в названии темы урока? (право)

Давайте попробуем сформулировать определение.

Находим определение в материале параграфа

Определение записывают в тетрадь.

-Дома необходимо выучить его наизусть.


Права человека

1-я группа. Пользуясь памяткой, выписать личные права из Конституции РФ

2-я группа. Пользуясь памяткой, выписать политические права из Конституции РФ

3-я группа. Пользуясь памяткой, выписать социально-экономические права из Конституции РФ


Контроль знаний, обсуждение между группами

Зачитывают право. Приводят пример.


Сравнить статьи Конституции РФ со статьями Всеобщей декларации прав человека.(стр.учебника 126)

(зачитываем)


.




Учебник, тетрадь



































Работа по учебнику



















Работа по учебнику





Работа с тестами Конституции
















Организационный приём





Работа с маршрутными листами



























выполнение письменной работы.


работа с таблицей

сравнение результатов с памяткой по правам человека














3.

Рефлексивная деятельность

(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)


Оценка уровня полученных знаний на уроке (по пятибальной шкале)


Самооценка, оценка класса, оценка учителя.

Учащиеся вспоминают тему и задачи урока, соотносят с планом работы, оценивают меру своего личного продвижения к цели.

Подведение итогов урока.

Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.

Вывод по уроку:

  1. Познакомились с правами человека в Конституции РФ.

  2. Выполнили классификацию прав на личные, политические, социально-экономические.

  3. Привели примеры к классификации прав


Домашнее задание п.14, стр120-129(записывают в дневник), выучить определение.

Приём «Я - мы - дело»

«Я»

- С каким настроением работал?

- Доволен ли собой?
«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?
«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?

- Для чего нам материал, изученный сегодня?


Приём «Я - мы - дело»
































Приложения


Маршрутный лист 1 группа


1.

Найти определение понятия права



Зачитать классу



Вместе с одноклассниками сформулировать короткое и понятное определение. Записать его в тетрадь.



Выучить и рассказать соседу по парте.


2.

Найти в учебнике (стр.121)выражение «каталог прав», что означает это выражение?


Контроль знаний, обсуждение между группами

3.

Найти в учебнике (стр.121) выражение « права человека закреплены законом», что это значит?


4.



Пользуясь памяткой, выписать личные права из Конституции РФ


Контроль знаний, обсуждение между группами

5.

Выполните тест


6.

Выполните проверку


Контроль знаний, обсуждение между группами

7.

Оцени уровень полученных знаний на уроке

(по 8пятибалльной шкале)



8.

Запиши д/з. П.14, вопросы для самопроверки



Маршрутный лист 2 группа

№ п/п

Задание

Отметка выполнения

+ (-)

1.

Найти определение понятия права



Зачитать классу



Вместе с одноклассниками сформулировать короткое и понятное определение. Записать его в тетрадь.



Выучить и рассказать соседу по парте.


2.

Найти в учебнике (стр.121) выражение «естественные, неотчуждаемые права», что означает это выражение?



Выписать в тетрадь примеры таких прав


Контроль знаний, обсуждение между группами

3.

Найти ответ на вопрос: имеет ли свобода границы?(стр.122)


4.

Пользуясь памяткой, выписать политические права из Конституции РФ


Контроль знаний, обсуждение между группами

5.

Выполните тест


6.

Выполните проверку


Контроль знаний, обсуждение между группами

7.

Оцени уровень полученных знаний на уроке (по пятибальной шкале)



8.

Запиши д/з. П.14, вопросы для самопроверки



Маршрутный лист 3 группа



1.

Найти определение понятия права



Зачитать классу



Вместе с одноклассниками сформулировать короткое и понятное определение. Записать его в тетрадь.



Выучить и рассказать соседу по парте.


2.

Найти в учебнике (стр.121)выражение «права человека носят всеобщий характер», что означает это выражение?


Контроль знаний, обсуждение между группами

3.

Найти в учебнике перечень общечеловеческих документов. Выпишите их в тетрадь


4.

Пользуясь памяткой, выписать социально-экономические права из Конституции РФ


Контроль знаний, обсуждение между группами

5.

Выполните тест


6.

Выполните проверку


Контроль знаний, обсуждение между группами

7.

Оцени уровень полученных знаний на уроке (по пятибальной шкале)



8.

Запиши д/з. П.14, вопросы для самопроверки




Памятка по правам человека

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.





Памятка по правам человека

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.








Памятка по правам человека

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.


Тест


  1. Неотчуждаемыми правами, принадлежащими человеку в силу рождения, называют права

А)естественные

Б) позитивные

В) юридические

Г) политические

2. К личным правам человека и гражданина не относится

А)право на жизнь

Б) право на честь и достоинство

В) право избирать

Г) право на неприкосновенность частной жизни

3. К политическим правам человека и гражданина не относится

А)право на тайну переписки

Б) право избирать

В) право на участие в референдуме

Г) право на создание политической партии

4. К политическим правам и свободам гражданина относятся

А)право избирать и быть избранным в органы государственной власти

Б) право объединяться в общественные организации

В) свобода совести

Г) свобода манифестаций

Д) право на неприкосновенность частной жизни

Ответ_________________

5, Установите соответствие между правами человека и их видами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРАВО ВИДЫ ПРАВ

А)владеть имуществом 1.гражданские(личные)

Б) на участие в управлении своей страной 2. политические

В) на свободу мысли 3. социально-экономические

Г) свободно участвовать в культурной жизни общества 4. культурные



Сравнительная таблица прав

Декларация прав человека

Конституция РФ

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.


Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина

не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.


Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.


Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Маршрутный лист личные права











































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Личные права)



статьи

Содержание статьи

пример



















































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (политические права)



статьи

Содержание статьи

пример



















































МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Социально-экономические права)



статьи

Содержание статьи

пример





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!