Конвенция о правах ребёнка
- это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее.
- в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.
Декларация прав ребенка
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя;
- гражданство;
- любовь;
- понимание;
- материальное обеспечение;
- социальную защиту;
- возможность получать образование;
- развиваться физически,
- нравственно;
- духовно в условиях свободы и достоинства.
Согласно Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства
Гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56);
при этом предусмотрены:
- лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).
Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Волк, проникнув в домик козлят, съел их
- Нарушена статья 6 Конвенции о правах ребенка. Право на жизнь, выживание и свободное развитие
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли его в тёмный лес
- Нарушена статья 9 Конвенции о правах ребенка . Право на общение с обоими родителями
« Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.
Нарушены статьи: Статья 23 Конвенции о правах ребенка . Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка . Право на достойный уровень жизни.
Статья 28 Конвенции о правах ребенка . Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Лиса обманула Журавля и подала ему еду так, что Журавль остался голодным.
Нарушены статьи:
Статья 23 Конвенции о правах
ребенка . Каждый, даже
неполноценный ребенок должен
вести полноценную и достойную
жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство.
Статья 27 Конвенции о правах
ребенка . Право на достойный
уровень жизни.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.
Нарушены статьи:
Статья 23 Конвенции о правах ребенка. Каждый, даже
неполноценный ребенок должен
вести полноценную и достойную
жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство.
Статья 27 Конвенции о правах
ребенка. Право на достойный
уровень жизни.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Девушку заставляли трудить с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. Даже отдохнуть ей было некогда
Нарушены статьи:
Статья 27 Конвенции о правах ребенка .
Право на достойный
уровень жизни.
Статья 28 Конвенции о правах ребенка .
Право на образование.
Статья 31 Конвенции о правах ребенка .
Право на отдых и досуг.
Статья 32 Конвенции о правах ребенка .
Право на защиту
экономической эксплуатации и
выполнение опасной для жизни работы.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Иван-царевич, узнав, что Царевна-лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг её кожу.
Нарушена статья 16 Конвенции о правах ребенка . Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала
Нарушены статьи 12
и 13 Конвенции о правах
ребенка . Право свободно
выражать свои взгляды
и мнения
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Ст. 16 Конвенции о правах ребенка : ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Ст. 23 Конвенции о правах ребенка : неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Ш. Перро «Золушка»
Ст.31 Конвенции о правах ребенка : право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Ст. 19 Конвенции о правах ребенка : защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Русская народная сказка «Морозко»
Ст.32 Конвенции о правах ребенка : право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Г.Х Андерсен «Гадкий утенок»
Ст. 8 Конвенции о правах ребенка : право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Общий правовой статус человека и гражданина РФ
- В зависимости от содержания прав и свобод человека и гражданина их можно подразделить на:
- а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) экономические, социальные и культурные права.
Личные права и свободы:
- право на жизнь – ст.20;
- право на достоинство личности – ст.21;
- право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
- право на частную жизнь – ст.23 и 24;
- право на неприкосновенность жилища – ст.25;
- право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
- право на пользование родным языком – ст.26;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
- право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
- право на свободу мысли и слова – ст.29
Политические права и свободы:
- право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
- право на объединение – ст.30;
- право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
- право обращений – ст.33
Экономические права:
- право на экономическую деятельность – ст.34;
- право частной собственности – ст.35;
- право частной собственности на землю – ст.36;
- право на свободу труда;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
- право на отдых – ст.37
Социальные права:
- право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38
- право на социальное обеспечение – ст.39
- право на жилище – ст.40
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41
- право на экологическую безопасность - 42
Культурные права:
- право на образование – ст.43
- право на свободу творчества – ст.44
- право на участие в культурной жизни – ст.44
Конституционные обязанности человека и гражданина:
- обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57
- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58
- обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59
- обязанность нести военную службу
- обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17
- обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38
- обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43
- обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44
- Первичное закрепление новых знаний
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья.
а) таких различий нет.
Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; в) члены правительства.
б) родители.
Согласно ст. 18, родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.
в) на государство.
Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
б) может мешать образованию и вредить здоровью.
Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.
Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости.
в) чувства достоинства и значимости. Согласно ст. 40, ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.
ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.
б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
- Основание:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
Пункты 2 и 3 ст.15 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях РФ различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права.
Пункты 2 и 5 ст.18 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях РФ различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
- Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы. Целесообразно разработать:
- - Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правового просвещения детей в образовательных организациях РФ до 2230 года;
- - Программу государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правового просвещения детей в образовательных организациях РФ до 2230 года;
- - План мероприятий по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания детей в образовательных организациях РФ до 2230 года.
- Основание: пункты 2 и 3 ст.15 и пункты 2 и 5 ст.18 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168).