СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правда Мармеладовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правда Мармеладовой»

«Правда» Сони Мармеладовой.   (по роману  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

«Правда» Сони Мармеладовой. (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель:  показать, в чём видит Ф. М. Достоевский источник обновления жизни, постичь характер Сони и раскрыть её роль в судьбе Раскольникова.

Цель:

показать, в чём видит Ф. М. Достоевский источник обновления жизни, постичь характер Сони и раскрыть её роль в судьбе Раскольникова.

Задачи:  • раскрыть значение образа Сони через её «правду» (идейное содержание);   • выявить художественные приёмы построения образа героини.

Задачи:

• раскрыть значение образа Сони через её «правду» (идейное содержание); • выявить художественные приёмы построения образа героини.

Формы работы:  • проблемный диалог;   • комментарий учителя;   • обсуждение фрагментов фильма .

Формы работы:

• проблемный диалог; • комментарий учителя; • обсуждение фрагментов фильма .

« Преступление и наказание » представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают  Родиона Раскольникова  на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся основной причиной преступления. Человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Сонечка Мармеладова.
  • « Преступление и наказание » представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают  Родиона Раскольникова  на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся основной причиной преступления. Человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Сонечка Мармеладова.
Родион Р аскольников  и  Соня  Мармеладова — два главных  героя  романа, подобные двум встречным потокам. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал писателя. Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Ф. М. Достоевского. Согласно мнению русского поэта, философа, публициста П. С. Соловьева, среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены с этим учением. Давайте ещё раз перечитаем страницы романа и убедимся в справедливости этого утверждения.

Родион Р аскольников  и  Соня  Мармеладова — два главных  героя  романа, подобные двум встречным потокам. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал писателя. Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Ф. М. Достоевского. Согласно мнению русского поэта, философа, публициста П. С. Соловьева, среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены с этим учением. Давайте ещё раз перечитаем страницы романа и убедимся в справедливости этого утверждения.

   В романе Достоевского «Преступление и наказание»  есть один персонаж, которого становится безумно жалко – это Софья Мармеладова. Юная девушка пожертвовала собой ради спасения собственной семьи, но до конца масштабы этой жертвы никто не смог оценить. Просто все видели лишь внешнюю сторону новой жизни Мармеладовой, а ее душа никого не интересовала.

   В романе Достоевского «Преступление и наказание»  есть один персонаж, которого становится безумно жалко – это Софья Мармеладова. Юная девушка пожертвовала собой ради спасения собственной семьи, но до конца масштабы этой жертвы никто не смог оценить. Просто все видели лишь внешнюю сторону новой жизни Мармеладовой, а ее душа никого не интересовала.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами. Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца, во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный человека.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами. Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими.

Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца, во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный человека.

Ее путь – самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее «ребенком, справедливой», несчастной. Ее великодушие показалась уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирает у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софии Семеновне.

Ее путь – самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее «ребенком, справедливой», несчастной. Ее великодушие показалась уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирает у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софии Семеновне.

2007 г. Кадр из фильма «Преступление и наказание»

2007 г.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»

Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, потому что почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необычная девушка, которую он назвал «красивой», – узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет беспощаднее никого теперь в целом свете», чем  Раскольников . И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют «девицей страшного обращения»! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная?

Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, потому что почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни.

Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необычная девушка, которую он назвал «красивой», – узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет беспощаднее никого теперь в целом свете», чем  Раскольников . И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют «девицей страшного обращения»! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная?

Фрагмент фильма «Преступление и наказание»

Фрагмент фильма «Преступление и наказание»

А Лужин, не страдая от нищеты, мелочный и подлый считает Соню аморальной, развращающей общество девицей. Видимо, ему никогда не понять, что только сожаление и желание помочь людям, избавить их от тяжелой судьбы объясняют поведение героини. Вся ее жизнь – сплошное самопожертвование. Тем же содержанием наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина. Лужин – классический тип буржуазного дельца, мерзавца, самовлюбленного тирана, который унижает людей, карьериста и скряги. Для героев Достоевского характерна высшая степень выражения чувств. У Дуни – это всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость.

А Лужин, не страдая от нищеты, мелочный и подлый считает Соню аморальной, развращающей общество девицей. Видимо, ему никогда не понять, что только сожаление и желание помочь людям, избавить их от тяжелой судьбы объясняют поведение героини. Вся ее жизнь – сплошное самопожертвование. Тем же содержанием наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина.

Лужин – классический тип буржуазного дельца, мерзавца, самовлюбленного тирана, который унижает людей, карьериста и скряги. Для героев Достоевского характерна высшая степень выражения чувств. У Дуни – это всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость.

 «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием» (из Записных книжек Достоевского)

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием»

(из Записных книжек Достоевского)

Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой:  • имя   • портрет   • поступок идея самопожертвования

Приёмы раскрытия образа Сони Мармеладовой:

• имя • портрет • поступок

идея самопожертвования

Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности. «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова. Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с ней, как это сделал Мармеладов. Рядом проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека.

Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности. «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова. Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с ней, как это сделал Мармеладов. Рядом проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека.

Главной правдой жизни для Сони стала любовь к ближнему, которой она научилась из библии. Это покажется невероятным, но эта девушка читала библию Раскольникову – и смогла тронуть его душу. Вдруг стало ясно, что миром правит любовь и сострадание к ближнему, а без этих чувств мир превращается в пустыню. 

Главной правдой жизни для Сони стала любовь к ближнему, которой она научилась из библии. Это покажется невероятным, но эта девушка читала библию Раскольникову – и смогла тронуть его душу. Вдруг стало ясно, что миром правит любовь и сострадание к ближнему, а без этих чувств мир превращается в пустыню. 

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдания, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдания, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира.  Убеждённый, что в любом обществе невозможно избегнуть зла потому, что оно исходит из души человека, Ф. М. Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира.

Убеждённый, что в любом обществе невозможно избегнуть зла потому, что оно исходит из души человека, Ф. М. Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

В наше время Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть человеческая, душа человека, жили и будут жить всегда, пока «мир стоит», даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-либо раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о «вечной Сонечке». В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл романа, созданный гениальным писателем-психологом. Жизнь невыносима в обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда.

В наше время Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть человеческая, душа человека, жили и будут жить всегда, пока «мир стоит», даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-либо раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о «вечной Сонечке». В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл романа, созданный гениальным писателем-психологом.

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда.

   К сожалению, в современном мире люди все чаще предают друг друга, забывают о существовании высших идеалов и светлых чувств, поэтому мы все больше утопаем в грязи и мраке. Просто нужно быть внимательными к окружающим людям, относиться к ним с уважением – и мир станет лучше!

   К сожалению, в современном мире люди все чаще предают друг друга, забывают о существовании высших идеалов и светлых чувств, поэтому мы все больше утопаем в грязи и мраке. Просто нужно быть внимательными к окружающим людям, относиться к ним с уважением – и мир станет лучше!

В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь». Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник И. Глазунов

В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь». Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник И. Глазунов

Домашнее задание:  подготовиться к сочинению по роману Ф. М. Достоевского  «Преступление и наказание»

Домашнее задание:

подготовиться к сочинению по роману

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!