Л.Н.Толстой «После бала».
Урок учителя СОШ №5 г. Пролетарска, Ростовской области Разделишиной А. Д..
Тема урока : « Правда о душе человека» по рассказу Льва Толстого «После бала».
Цели урока : - - помочь учащимся понять связь Л. Толстого с имением
«Ясная поляна»
помочь учащимся 8 кл. освоить содержание рассказа «После бала», понять жизненные источники рассказа, особенности композиции ;
провести наблюдения над языками средствами ,с помощью которых писатель противопоставляет картины,события ;
дать возможность учащимся высказать свою точку зрения на прочитанное, чтобы поняли ответственность за содеянное,определили нравственные проблемы рассказа ;
продолжать формировать гуманистические чувства учащихся.
Тип урока : первичное ознакомление с материалами о Л.Н.Толстом и содержанием рассказа « После бала».
Учащиеся получили опережающее задание читать материалы учебника , приготовить презентацию к биографии Льва Толстого , прочесть рассказ «После бала».
Структура урока ( или ход урока).
Слово учителя: слайд №1 , портрет Л.Толстого художника Крамского.
В 1857 году в одном из писем Толстой писал : «...Чтобы жить честно,надо рваться,путаться,биться,ошибаться,начинать и бросать,и опять начинать,и опять бросать и вечно бороться...» Они объясняют многие слова и поступки этого великого человека , чья жизнь ( около 60 лет) прошла в Ясной поляне , которая теперь является замечательным Домом-музеем Льва Толстого. Здесь , в рощицах и на берегах озера, Л.Толстой был счастлив, здесь создал самые замечательные произведения.
Слайд №1.
Презентация группы учащихся « Экскурсия по Ясной Поляне» :
№1 — портрет писателя
№2 — гениалогическое дерево рода Толстых
№3 — герб рода Толстых
№4 — слова о Ясной Поляне
№8 — Лев Толстой - студент Казанского университета
№9 — повесть «Детство»
№12 - «Севастопольские рассказы»
№13 — возвращение в Москву , сотрудник «Современника»
№14 — флигель для школьников.
Вывод : значит,в условиях покоя,тишины и красоты создавались обдуманные , серьёзные произведения, в том числе рассказ «После бала».
Учитель: вычитайте из учебника,чем были полны произведения Толстого в конце 19-го- начале 20-го века:
- чтение (про себя 2 минуты) по учебнику стр.325-326 1-3 абзацы;
Обратимся к сюжету рассказа «После бала» , сайд №17 .
а) первый ученик : « ...Иван Васильевич в молодости любил Вареньку Б. , трепетал от чувства на балу у губернского предводителя и вдруг увидел , как отец Вареньки участвует в жутком истязании беглого солдата. Он не смог отделить образ Вареньки от образа её отца и «любовь с того дня пошла на убыль...»
б) второй ученик : «...Я считаю,что сюжет рассказа не сложен : молодой аристократ охладел к любимой девушке, которую обожал ( ведь её образ дан его словами ) после того , как увидел её отца-полковника, оставшегося внешне таким же, как и на балу, распоряжающимся жестоким наказанием солдата.
Работа по учебнику: сюжетная основа рассказа. Учебник стр.323 3-й абзац:
а)сообщения слабо успевающих ребят о сюжете рассказа;
б) сообщения учащихся о трансформации названия рассказа.
в) сообщение ученика : « Художественное произведение- не собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов. Создавая художественное произведение, Лев Толстой стремился не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но и выразить их так , чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя»;
г) сообщение ученика : « ...Каждая часть , каждый эпизод рассказа , их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идей писателя . Помогают восприять произведение как единое целое...».
Вывод — запись в тетрадях : Известно, что первоначально рассказ назывался по-другому , «Рассказ о бале и сквозь строй» , потом « Дочь и отец». Писатель назвал рассказ «После бала», потому что хотел обратить внимание читателя на события после бала, на состояние героя именно после бала , потому что в начале рассказа он говорит о том, что изменить жизнь может совсем незапланированное событие, действие (стр.328 «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или ,скорее, утра). Это «после» имело важное этическое, нравственное значение для писателя
Групповая работа по содержанию рассказа «После бала» , устные выводы :
а) с чего начинается рассказ , от чьего лица ведётся рассказ ?
«...Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича , пожилого человека, вспоминающего прошлое. Он среди равных богатых аристократов ( у него и у
брата был крепостной лакей Петрушка , он сам говорит , что богат, иноходец был -конь ) . Иван Васильевич рассказывает о восемнадцатилетней Вареньке и говорит , что и в пятьдесят лет она замечательная красавица. Значит, прошло много лет. Иван Васильевич-пожилой человек, и с высоты этого возраста он теперь описывает события и даёт им оценку;
б) как построен рассказ, т.е. какова композиция ?
« У нас возникает какое-то доверие к герою, когда читаем вступление , а его обещание поведать об одном утре заставляет читателя с интересом и вниманием следить за развитием событий . Мы улавливаем и сразу видим деление рассказа на две неравные части , на двух последовательных и контрастных картинах , эпизодах ...»
в) краткий пересказ сцены бала у губернатора с цитированием ( кадр из фильма, вальс Свиридова из к/ф «Метель»;
г) краткий пересказ эпизода наказания татарина с цитированием по стр.335. Кадр из фильма.
Вывод с записью в тетрадях: такое изображение называется антитезой, т.е., контрастные, противопоставленные картины
Давайте послушаем, как ещё две группы работали над языковыми средствами рассказа и сравним их :
Первая часть. «Краски» бала (кадры презентации):
а) зала у предводителя : бал был чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, музыка звучит беспрерывно;
б) хозяева бала: губернский предводитель (добродушный старичок, богач-хлебосол, камергер) и его жена (в бархатном пюсовом платье с брильянтовой фероньеркой...как портреты Елизаветы Петровны;
в) Варенька — высокая, стройная, грациозная и величественная...какой-то царственный вид... ласковая весёлая улыбка, блестящие глаза;
г) полковник : красивый, статный, свежий старик, лицо очень румяное с белыми бакенбардами и та же ласковая улыбка , как и у дочери;
д) Иван Васильевич : танцевал я хорошо и был не безобразен...
Вторая часть. «Краски» экзекуции :
а) описание улицы.: была самая масленичная погода, был туман, «со всех крыш капало» , «всё было мило и значительно» ,что-то большое ,чёрное и была другая какая-то жестокая , нехорошая музыка;
б) солдаты : много черных людей, кузнец в засаленном полушубке, солдаты в чёрных мундирах. И не переставая звучала неприятная, визгливая мелодия;
в) Наказываемый. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, дёргаясь всем телом … под сыпавшимися на него ударами... опрокидываясь назад...;
г) полковник. Он тот же ,и его красота выглядит кощунственно : не отставая от него (наказуемого) шел твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный... Это был её отец со своим румяным лицом и белыми бакенбардами, грозно... злобно... самоуверенный;
д) Иван Васильевич . « Мне было до такой степени стыдно, будто я был уличён в самом постыдном поступке».
Выводы с записью в тетради.
Был использован множественный эпитет , который создал картину радости на балу и эпитеты, создавшие мрачную картину наказания солдата.
Богатый, беззаботный студент, весёлый и бойкий, катавшийся с барышнями и больше всего любивший вечера и балы с их сиянием и мазурочной музыкой, Иван Васильевич вдруг увидел , что есть и другая, страшная жизнь со страданиями, которые остановить он был не в силах. И как звуки мазурки умерли в его душе, заглушенные флейтой и барабаном, так и любовь к Вареньке умерла. Да вот так , в масляничную неделю, почти сразу...
Используя опорные слова ,сделайте вывод о том , какие чувства вызывают в последней картине образы полковника и наказуемого солдата. Учитель предлагает опорные слова :
-высокий военный в фуражке...
-шёл твёрдой подрагивающей походкой...
-румяное лицо...
-твёрдым шагом...
-рука в замшевой перчатке
и
-спина его представляла что-то пёстрое, мокрое...
-сморщенное от сострадания лицо,
-спотыкающийся, корчащийся человек.
Обобщение: образ полковника вызывает неприязнь и гнев , а образ солдата — сострадание.
Вывод по изученному на уроке материалу : рассмотрев две части рассказа , мы пришли к выводу о том , что они контрастны. На первый взгляд, изменились оба героя — на балу они были веселы, радостны, а после бала один из них злобен, гневен , а другой растерян Хотя надо отметить , что полковник не изменился, он совершенно искренен везде, и это ставит в тупик Ивана Васильевича . Контраст усиливается, когда рассказчик видит , как рукой в замшевой перчатке , недавно ласково прикасавшейся к дочери, полковник бьёт по лицу слабосильного солдата и делает вид , что не знает Ивана Васильевича.
Догадаться , что офицер носил маску доброго человека, а оказался злодеем и подлецом — нетрудно. Полковник, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы . Этого Иван Васильевич понять не может. Чтобы подчеркнуть трагизм происходящего , Толстой использует одни и те же детали в описании ,и это позволяет читателю выявить сущность и характер героев , понять, что изменило жизнь главного героя-Ивана Васильевича и как он её прожил. Это художественный приём — антитеза.
Итоги урока , учитель : Итак, сегодня на уроке мы коснулись некоторых аспектов биографии великого писателя, его творчества, узнали жизненные истоки рассказа «После бала», коснулись его содержания, попытались методом сравнения найти и понять средства художественной выразительности и приёмы, используемые автором для создания картин и характеров в рассказе.
Домашнее задание : стр.337 — читать ; ответить на вопросы стр.340 №3-14.
Оборудование и подготовка к уроку.
На крайней доске напоминание о предыдущем домашнем задании :
-прочитать материалы о Толстом , стр.325-326 ;
-читать рассказ « После бала» ;
-подумать над композицией ;
-краткий пересказ двух главных эпизодов.
Компьютер: : - для показа презентации, подготовленной учащимися ;
-для прослушивания фрагмента вальса Свиридова к к/ф «Метель»;
-для просмотра иллюстраций к рассказу «После бала» художников Б.Кустодиева, Л.Пастернака, Д.Твардовского.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс». 2009 год.
Учитель Разделишина А.Д.