СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правиа поведения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила поведения

Этикет-класс

Пояснительная записка

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Элементарные основы нравственности и культуры поведения ученика закладываются, безусловно, в семье, но жизнь показывает, что не все дети умеют прилично вести себя. Они грубы и развязны с взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности. Отсюда следует, что систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с детства. Именно в детстве закладываются и корректируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед педагогами задачу, дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе.

 

Просмотр содержимого документа
«Правиа поведения»

Правила поведения

Этикет-класс

Пояснительная записка

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением. Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Элементарные основы нравственности и культуры поведения ученика закладываются, безусловно, в семье, но жизнь показывает, что не все дети умеют прилично вести себя. Они грубы и развязны с взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности. Отсюда следует, что систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с детства. Именно в детстве закладываются и корректируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед педагогами задачу, дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе.

Цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня.

Задачи:

​ формировать навыки поведения в обществе;

​ воспитывать чувства коллективизма;

​ формировать основы этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

​ формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;

​ совершенствовать умение регулировать своё поведение;

Ход мероприятия

Педагог читает стихотворение Агнии Барто. «В театре»

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и в венке.

Я сижу дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка,

Вдруг вижу – нету номерка…

Может он под стулом где-то

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.


– Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

– Как вы считаете, о чём пойдёт сегодня речь?

– Почему нам стоит об этом поговорить?

– Какие правила бывают?


Ответьте, пожалуйста на вопросы

1.Как называется перерыв между уроками? (перемена)
2.Здание, где дети получают знания? (школа)
3. «Дом по улице идёт, на работу всех зовёт, не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках»? (автобус)
4.Подземное средство передвижения? (метро)
5.В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит? (поезд)
6.Помещение, где смотрят спектакли (бывает кукольный)? (театр)
7.Где делают покупки? (магазин)
8.В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сот подряд, квадратными глазами, друг на друга глядят? (улица)
9.Помещение, в котором, чтобы посмотреть на предметы, надо заплатить деньги – купить билет? (музей)
-Молодцы! Справились быстро и правильно. А теперь внимательно посмотрите на эти слова и назовите их? (ребята называют)


-Хорошо. А как вы думаете, что их объединяет? Что у них общего? 
(дети отвечают)
- Правильно. Все эти слова объединяет то, что везде находится много народу. А называют такие места одним словом - «общественное место» 

 -Мы сегодня с вами поговорим о правилах поведения. Как нужно, можно, как нельзя вести себя в общественных местах

-А сейчас, давайте, вспомним, как же ведут себя в школе, в частности на перемене. Я вам прочту стихотворение Б.Заходера «На перемене». А вы внимательно слушайте, и подумайте, правильно ли Вова ведёт себя на перемене.

Перемена, перемена! -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.

Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!

Ну, а тут - опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!

- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!

Вопросы для обсуждения:

-Правильно ли поступил мальчик?

-А как надо вести себя на перемене и вообще в школе?
-Правильно.
Вести надо себя спокойно:
1. Не бегать по коридорам и классам.
2. Не кричать, а разговаривать спокойно.
3.Не портить школьного имущества (не царапать стены, парты, двери, не рисовать на них).
4. Не надо драться, толкаться, играть в мяч.
5.Слушать и уважать учителей и воспитателей.

Хорошо. А теперь отгадайте загадку.

- «С тремя глазами живёт, по очереди мигает, как мигнёт- порядок наведёт, что это такое?» (светофор)

(вешаю плакат-светофор – с заданиями)

-Правильно, чтобы не было аварий на дорогах, перекрёстках. Но светофор –этот не простой- он с заданиями. Посмотрите - вы видите 3 кружка. Какого они цвета? (ответы детей)

-Правильно- красный, жёлтый, зелёный. Что они означают?
(дети читают заранее выученные стихотворения)
1.Красный- нельзя переходить!
« Если в окошке красный горит, 
Стой, не спеши!- он говорит,
Красный свет- идти опасно!
Подожди постой немножко!
Не рискуй собой напрасно!»
2.Жёлтый- приготовиться к переходу.
«Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко, 
Подожди, постой немножко!»
3.Зелёный- приготовиться к переходу
« Если в окошке зелёный горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.»

-А теперь давайте посмотрим, что же приготовил нам светофор.
(дети выбирают кружок с заданием, если не справился, то помогают другие)
Задания на кружках
1.Красный кружок
Вопрос: Как правильно переходить через дорогу и улицу?
(отв. детей)
-Правильно. Сначала посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть направо.
А на перекрёстке- по светофору; по специальной дорожке «зебре» (вывесить знак)

2.Жёлтый кружок
Ситуация: «Вдоль по улице гонялся
С клюшкою мальчишка.
Хорошо, что жив остался
В синяках, да шишках»
Вопрос: Что не правильно сделал мальчик?
(ответы детей) 
-Можно ли играть на дороге? (ответы детей.)

-А где надо играть? (ответы детей.)

-Правильно, в местах специально отведённых для игр (детская площадка) 3.Зелёный кружок
Ситуация: 
Молодой человек приглашает вас покататься на машине: «Садись! Я тебя вокруг школы прокачу. Дам порулить.»

Ваши действия? 
(ответы детей.)
- Правильно. Нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми. Надо сразу бежать в школу и рассказать воспитателю. -Молодцы! С заданиями светофора справились. 
А как называется дом на колёсах? (ответы детей) -Правильно. Сейчас проверим, знаете ли вы, как надо вести себя в транспорте (автобусе) Вам надо будет дополнять мои предложения. Готовы? Поехали.

1. «Если ты будешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…» (ответ: - это будет мешать другим пассажирам)
2. «Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то…» (ответ: будет грязно, др. пассажирам - будет не удобно, не приятно.
3. «Если ты будешь отвлекать водителя разными вопросами, то...» (ответ: может случиться авария)
4. «Если в автобус войдёт старушка или женщина с маленьким ребёнком, то…» (ответ: вы должны уступить место)
5.« Если в автобусе много народу и вам ни как не пройти дальше, вы…»
( ответ: попрошу вежливо, что бы меня пропустили)
-Правильно. Надо везде вести себя так, чтобы никому не мешать, и не создавать себе проблемы, и окружающим вокруг людям.
Молодцы! Я вижу, что вы внимательно слушали наши беседы. Поэтому, справились быстро и легко.

– А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, но в них пропущенные слова. Ваша задача добавить пропущенное слово.


Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погроме …(здравствуй)


Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)


Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)


Если невежей быть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте …(любезны)

Будьте …(добры)


Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну …(извините)


Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (до свидания)


Когда я что-то подарю,

Мне говорят:(благодарю)


Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:(Спасибо)


– Необходимо быть вежливым и при встрече с людьми? Здороваться?

–Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?

(Здравствуй, привет, доброе утро)

– А со взрослыми? (Здравствуйте)

– Зачем нам надо быть вежливыми в общественных местах?

– К чему приводит иногда ваша невежливость?

– Из всего сказанного какое правило можно сформулировать?

(Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними. Благодари тех, кто сделал что-то хорошее, извиняйся за свои неправильные поступки.)

Практические задания.

– Сейчас я зачитаю ситуации, которые часто встречаются в жизни.

Задание 1:

В музее

Класс идёт на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло, ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них только сделал замечание, но ребята на это никак не отреагировали. А когда пришли в класс, и учитель на уроке истории спросил, что они видели в музее и как это можно связать с сегодняшней темой, многие не могли ничего ответить.

– Проанализируйте поведение детей во время экскурсии. Как ребята вели себя?

– Какие правила нужно выполнять, находясь в музее?

– Почему нельзя громко разговаривать?

– Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?

– Почему нельзя трогать руками экспонаты?

– К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?

– Что вы можете предложить этим ребятам из класса? Какие правила нужно им напомнить?

ПАМЯТКА

1. Сдерживай свои эмоции (восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.

2. Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай свой вопрос.

3. Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.


Задание 2:

После спектакля

Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля; толкаются у выхода. У гардероба, впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься?». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.

- Кто из ребят вёл себя правильно, а кто нет?

- Что значит вежливо и деликатно вести себя?

- Как бы поступили вы в этой ситуации?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ:

1. Приходите в нарядной одежде.

2. Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть, не спеша раздеться, купить программку и занять свои места.

– Как правильно пройти к своим креслам? Для начала найдите ряд, указанный в билете. Чтобы пройти к своим местам, Вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если Ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше.

3. Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.

4. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет.

5. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило.

6. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала».

– Если Вам не понравился спектакль. Тогда стоит покинуть театр еще в антракте (но не во время действия!).

АНТРАКТ - краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.

ФОЙЕ – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антрактов.

– На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от посещения театра.

Задание 3:

В кино

Ребята всем классом пошли смотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили Чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много людей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся её потерять. А Зина не видела, что происходит на экране и всё время спрашивала соседку Лиду.

Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось очень смешно.

- Было ли смешно другим детям в зале?

- Найдите нарушение правил в общественных местах в этой ситуации?

– Правила этикета при посещении кинотеатра менее строги, чем при посещении театра, но они всё же существуют.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КИНОТЕАТРЕ:

1) Свободный стиль одежды: здесь вполне уместны джинсы и свитер. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

2) В кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, напитки, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

3) Занимать свои места следует после приглашения в зрительный зал.

4) Во время киносеанса не следует громко разговаривать (в том числе и по мобильному телефону), долго и громко смеяться или мешать просмотру фильма другим образом. Мобильный телефон перед началом киносеанса следует отключить или поставить в бесшумный режим.

– А какие правила поведения в транспорте вам известны?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТЕ:

1) В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

2) Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, — пользуйся не руками, а голосом.

3) Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

4) Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье или одежду пассажиров.

5) Держитесь за поручни в салоне.

6) Запрещается высовывать голову и руки из окон.

– Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо».

– Когда мужчина и женщина входят в автобус, женщина всегда входит первой, а мужчина помогает, поддерживает за локоть.

– Когда выходят из автобуса, троллейбуса, мужчина выходит и подает руку женщине.

– Постарайтесь запомнить и всегда действовать в соответствии с правилами, находясь в общественных местах.

Итог урока:

– О чём мы с вами сегодня разговаривали на уроке и для чего?

– Пригодится ли это вам в жизни?





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!