Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
По УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-22
Фисак Виолетта Олеговна
Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Игры на уроках русского языка
Игры на уроках математики
Игры на уроках литературного чтения
Введение
Пояснительная записка
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
С. Т. Шацкий
В школе ребёнку придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения. Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, — это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.
Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Игры на уроках русского языка
«Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
«Словарные слова»
Цель: активизировать знания детей о словарных словах.
-Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо,
ОГОРБУЗ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
«Приставка»
Цель: закрепить полученные знания о приставках.
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
«Суффикс»
Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.
На доске написаны слова:
Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.
Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
«Однокоренные слова»
Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.
Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.
Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.
«Эхо»
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.
Если было задано на дом, познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.
«Конкурс пародистов»
Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Фраза | Тембр |
Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Корову заведем, молоко пить будем. | Старческий, зловещий, хриплый, низкий Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый Ласковый, нежный, мурлыкающий |
«Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.
С помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха), турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).
Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
«Орфографическое лото»
Цель: повторить словарные слова.
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.
Игры на уроках математики
«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
«Эхо»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
«Кто ушел?»
Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.
Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
«Знают все свои места!»
Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.
Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та.
За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.
После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
«Передай кубик»
Цель: закрепить знание ряда чисел.
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2-3 раза.
«С листками календаря»
Цель:
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
«Микрокалькулятор»
Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.
Мы устали от сложения
И тетрадки спрятали,
Дайте нам для ускорения
Микрокалькуляторы.
Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.
Примеры на карточках:
Команда 1 Команда 2
5 – 3 8 + 2
6 – 4 10 – 3
8 – 1 7 + 2
3 + 4 8 – 6
7 + 3 9 – 7
У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.
«Парная игра»
Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.
Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).
«Зрительный диктант»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.
Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
Игры на уроках литературного чтения
«Подбери пару»
Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Маот – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
«Придумай предложение»
Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:
Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»
3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»
4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д
«Сочини рассказ»
Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д
Например:
1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д
«Подбери синоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.
Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»
Ученик: «Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»
Педагог: «Волк злой. А как еще его можно назвать?»
Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»
Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»
Ученик: «Веселый, забавный, потешный»
«Подбери омоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например: коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:
Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»
Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»
Педагог: «Что означает слово «ключ»?»
Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»
Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.
«Подбери антоним»
Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.
Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:
Ночью темно, а днем…
Компот жидкий, а кисель…
Мороженое холодное, а чай…
Слон большой, а муравей…
Башня высокая, а избушка…
Камень твердый, а глина…
Шоколад сладкий, а перец…
Сказки бывают смешные и …
Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».
«Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все закончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою булку.
«Сочини стихотворение»
Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.
«Замени слово»
Цель: обогащение словарного запаса,
на доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто спользуемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.
ветер разноцветные парашютики
листья волшебные зеркала
лужи небесные кораблики
деревья озорной шалун
трава седеющие пряди
облака сказочные красавицы
Дети могут предлагать свои образные сравнения, и это только приветствуется.
«Что такое хорошо, и что такое плохо»:
Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь
показываю, например, стакан, 1 группа детей ищет достоинства, чем хорош, а 2 группа – недостатки.
1 группа | 2 группа |
Стакан красив, на нем яркая наклейка. | Хрупкий, его легко разбить. |
Он прозрачный, виден цвет жидкости. | У него нет ручки. Горячий чай трудно держать |