СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила дорожного движения – детям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила дорожного движения.Формирование знаний по правилам дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Правила дорожного движения – детям»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №8 «Гномик» пос. Прудовой Ершовского р-на Саратовской обл.»

















Правила дорожного движения – детям


Формирование знаний по правилам дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста посредствам взаимодействия с семьями воспитанников














Синицына О..В., воспитатель












посёлок Прудовой






Содержание

Актуальность....................................................................................................................................2

Идея проекта.....................................................................................................................................2

Новизна проекта...............................................................................................................................2

Адресация проекта...........................................................................................................................2

Участники проекта...........................................................................................................................3

Цель проекта.....................................................................................................................................3

Задачи проекта..................................................................................................................................3

Ожидаемый результат проекта.......................................................................................................4

Сроки реализации проекта..............................................................................................................5

Описание проекта............................................................................................................................5

Тип проекта......................................................................................................................................7

Условия реализации проекта..........................................................................................................7

Участники проекта...........................................................................................................................8

Предполагаемый результат.............................................................................................................8

Заключение.......................................................................................................................................8

Список литературы........................................................................................................................10

Приложения....................................................................................................................................11































«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский



Актуальность проекта.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, воспитателями в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Идея проекта. Ведущей педагогической идеей является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе двустороннего взаимодействия педагогов с родителями.

Новизна проекта заключается в творческом подходе решения данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения во взаимосвязи с родителями. Разработана система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге.

Адресация проекта. Проект адресован детям младшего дошкольного возраста, а так же

представленный материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений, родителями, кого серьезно волнует проблема детского дорожного травматизма, кто заинтересован в решении проблемы сохранности жизни и здоровья детей.

Данный опыт работы может послужить справочным материалом, позволяющим доступно разъяснять детям дошкольного возраста правила дорожного движения.

Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Целью проекта является обеспечение накопления представлений и формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Задачи проекта:

Для детей

Социально-коммуникативное развитие

  • Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

  • Воспитывать навыки личной безопасности. 

  • Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их. 

  • формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;

  • Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр

Позновательное развитие

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

  • Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.

  • Продолжать знакомить и формировать умение распознавать некоторые виды транспорта

  • Формировать умение определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери)

Художестввенно – эстетическое развитие

  • Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные

  • особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной

  • деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)

  • Формировать у детей фантазию, творческие и умения и навыки

  • Формировать умение правильно держать и использовать карандаш, клей, кисть

Физическое развитие

  • Закреплять основные виды движений соответствующие возрасту;

Речевое развитие

  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. 

  • Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; «пешеход»; «водитель»; «пассажир», со светофором.

Развитие свободного общения, связной речи в процессе освоения  основ дорожной безопасности

через беседы, рассказывание, отгадывание загадок.

Слушание и обсуждение художественных произведений, отгадывание загадок

Для воспитателя

  • Совершенствовать предметно-развивающую среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения. 

  • стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

  • разработать формы активного взаимодействия с детьми и родителями по формированию знаний по дорожному движению.

Для родителей

  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей. 

  • проанализировать знания и уровень компетентности родителей по формированию навыков безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения;

Ожидаемый результат:

От детей

От педагогов

От родителей

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

1.Овладение навыками проектной деятельности.

2.Повышение профессионального мастерства.

3.Внедрение системы работы по формированию безопасного поведения через обучение детей правилам дорожного движения через их родителей.

4. Распространение передового педагогического опыта по данной проблеме.

5. Создание необходимой предметно - развивающей среды


1. Обогащение уровня педагогических знаний родителей.

2. Активное вовлечение родителей в работу ДОУ по формированию безопасного поведения через обучение детей правилам дорожного движения.

3. Участие родителей в обогащение развивающей среды, проведение совместных мероприятий.

4. Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах

Сроки реализации. По времени проведения: краткосрочный (1 неделя) 

Описание проекта.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации задач проекта в разнообразной деятельности с детьми.

Проект включает 3 этапа:

-1 этап. Подготовительный. Осуществляется за неделю до начала проекта.

Включает:

1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
6. Создание дидактических игр.
7. Подбор материала для продуктивной деятельности.
8. Анкетирование родителей.

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД: Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор «Транспорт». Светофор, рули, сумка с билетами. Стол — макет дороги с пешеходным переходом. К нему маленькие машины. Наглядно-дидактические пособия: плакат по безопасности дорожного движения, картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых)

- 2 этап. Содержательный. Осуществляется в период реализации проекта.

Проведение комплекса мероприятий включает в себя:

Работа с детьми

Содержание.

  1. Диагностика знаний детей ПДД.

1 Беседы: «Мы пешеходы». Рассматривание плаката «Правила поведения на дороге», сюжетных картинок и беседа по теме «Как перейти улицу».

2 Сюжетно-ролевые игры: «Починим автомобиль», «Шофер».

3 Дидактические игры:«Светофор», «Красный, жёлтый, зелёный», «Четвёртый лишний», «Собери машину» .

4 Чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный», «стихи, загадки о правилах дорожного движения и др.

5 Коллективная аппликация « Машины едут по дороге».

6 Настольный кукольный театр и беседа по содержанию.

7 Наблюдения на прогулке за проезжающими машинами.

8 Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».

9. Рисование «Светофор»

Работа с родителями

Традиционная:

  • изготовление стендов с наглядной информацией (папа-передвижка);

  • консультация;

  • участие родителей в укреплении материально-технической базы группы;

  • тематическое родительское собрания (собраниевключает показ родителям занятий и игр по изучению Правил дорожного движения);

  • анкетирование;

9. Памятка для родителей «Все начинается с малого»;

10. Буклет для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить»;

11. Рекомендации «Формирование у детей специальных навыков».

Нетрадиционная

  • Интерактивный клуб

Активное обсуждение и «мозговой штурм» родителей и воспитателей в интернет - группе WhatsApp

  • Клуб интересных встреч «К нам гости пришли»

В нашей группе есть родители, профессии которых так или иначе связаны с дорогой (врач, автомеханик, дорожный рабочий, водитель). Мы приглашаем их в группу для организации совместной деятельности. Дети гордятся своими родителями. И, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» - отвечают: «Как мама - медсестрой или как папа - водителем». Каждый хочет, чтобы пригласили именно его маму или папу. Поэтому мы приглашаем всех желающих. Если их работа не связана с дорожным движением, то они ведь все пешеходы. Эти мероприятия вызывают у детей гордость за своих родителей, уважение к людям труда, расширяют кругозор.

  • Мастерская «Мы-исследователи»

Совместно с родителями в игровой форме дети учатся находить выход из нестандартной ситуации. Пытаются ответить на вопрос «А что произойдёт, если…»

Автосервис «Большие помощники»

Совместно с родителями дети изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр игры по теме. А также занимаются трудовой деятельность: ремонтируют машины, подклеивают книги.

  • Издательство «Дорожная азбука»

В рисунках, нарисованных дома, совместно с родителями, дети передают своё отношение и свои знания по правилам дорожного движения. А в детском саду вместе с воспитателем дети проводят выставки рисунков. Такая работа развивает речь детей, их воображение и фантазию, творческие и умения и навыки

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе детского сада выигрывают все.

- 3 этап. Итоговый. Осуществляется в последний день реализации проекта.

Содержание.

1. Выставка рисунков и поделок по ПДД.

2. Изготовление буклетов «Знай правила дорожного движения», «Велосипед и безопасность».

3. Изготовление памяток: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».

4. Обобщение положительного опыта. Предоставление результатов работы над проектом.

Тип проекта: информационно - групповой

Условия реализации проекта



Внешние ресурсы



Внутренние ресурсы



Кадровый потенциал


- Родители



- Педагоги МАДОУ

- Специалисты




Материально-техническое обеспечение


- Оборудование уголков безопасности в группах

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса



-Приобретение и изготовление необходимого дидактического материала

- Обеспечение условий для предупреждения травматизма



Специальные службы


- инспектор ГИБДД, родители соответствующих профессий


Специалисты

Ресурсное обеспечение:

- работа по управлению деятельностью участников проекта.

- уголок безопасности в групповых помещениях;

- игрушечная дорожно-транспортная площадка;

- выносные макеты дорожно-транспортных средств;

- методические и дидактические пособия.

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети, родители. 

Предполагаемый результат:

- дети усвоили навыки безопасного поведения на дороге;

- педагоги овладели навыками проектной деятельности, повысили профессиональное мастерство;

- родители обогатили уровень педагогической грамотности по вопросам безопасного поведения детей на дороге;








Заключение

«Ребенка обучи - дашь миру человека».

В. Гюго

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители не знают, как рассказать детям о данной проблеме. В связи с этим большое значение приобретает связь родителей и воспитателя.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей, поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МАДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Надеемся, что данная система работы  вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Ниже приведем результаты проделанной работы (см. Приложение 1 ).

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Об эффективности данного проекта можно говорить по полученным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках и т. д.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.


Список литературы

Методическая литература:

1. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»;

2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. — М. : Просвещение, 2001.

3. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М.

4. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.

5. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М. : Детская литература, 2002.

6. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. — М. : Просвещение, 2007.

7. Майер А.А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008.№3

8. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.

9. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;

10. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам -  о правилах дорожного движения».

Интернет-ресурсы:

1. Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014

2.  Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014






















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анализ опроса родителей

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Анкетный опрос родителей показал:


Необходимость продолжения работы в данном направлении:























Приложение 2

Диагностика на выявление уровня знаний по ПДД.

Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволит получить более точные результаты. По результатам решения заданий заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД.

Методика. Ребенку предлагается лист с заданием, дается время, чтобы рассмотреть рисунок. Затем педагог зачитывает вопрос, на который необходимо дать ответ. Если ребенок затрудняется ответить, ему оказывается помощь.

Задания могут предлагаться в любой последовательности. Возможно изменения вопроса (задания), его дополнения на усмотрение воспитателя.

После решения всех заданий, заполняется диагностическая карта.

Для оценки параметров используется оценочная шкала О.А.Сафоновой

4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.

3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания. 2 балла – помощь педагога значительна.

1 балл – ребенок не справляется с заданием. Баллы суммируются, и выводится средний балл.


Определение уровня развития.


Уровень развития

Средний балл

Высокий уровень

3,5 – 4балла

Средний уровень

2,4 – 3,4балла

Низкий уровень

1,4 – 2,4балла










Диагностическая карта по обучению детей младшей группы ПДД

Дата_______________


Ф.И

ребенка





Ориентация в пространстве



Различение и называни е цветов

Виды транспорта

Терминология

Правила поведения

Уровень развития


Легковой


Грузовой

Пешеход

Водитель

Проезжаячасть

Тротуар








































































Приложение 3

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ... Загадки
1.Близко – широка,
издалека – узка. 
(ДОРОГА)
2.Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. 
(СВЕТОФОР) 
3. Железная сова 
На ветке, у дороги,
Три глаза разноцветных
Смотрят очень строго. 
(СВЕТОФОР)
4. Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель. 
Кто это? 
(РЕГУЛИРОВЩИК)
(РЕГУЛИРОВЩИК!)
6. Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает. 
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)
7. Железные звери 
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами - горят. 
(МАШИНЫ)
8. Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно. 
(ШОФЁР) 
10. Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили. 
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД) 
11. Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? 
(АВТОМОБИЛЬ) 
12. Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Одноногий светлячок. 
(ФОНАРЬ)





























Приложение 4

Консультация для родителей «Дети на дорогах» 

Уважаемые мамы и папы! 

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города – очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых. Лихо, давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера.
Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.


Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести
себя на дороге?»


На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. 

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? 

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. 
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. 

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание.что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. 

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. 

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. 
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. 

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. 

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия. 

Уважаемые родители!

Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

Берегите ребёнка!
































Приложение 5

Беседа «Начните с себя».

Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок, так или иначе, соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь, вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.

Следующие правила наиболее важны:

* По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;

* Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;

* Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;

* Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.;

* Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.
Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.














Приложение 6

Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»


1.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?________________________________________________
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая: 
— беседы с ребенком; 
— чтение детской литературы по данной теме; 
— практические навыки поведения на дороге; 
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка: 
— используете жизненный опыт; 
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему; 
— на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему: 
— достаточно часто; 
— редко; 
— никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения: 
— организация выставки литературы по данной теме; 
— проведение лекториев для родителей; 
— встречи с инспектором ГАИ; 
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.); 
— размещение информации в уголке для родителей; 
— индивидуальные беседы; 
— родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении: 
— на высоком; 
— на среднем; 
— на низком.



Приложение 7

Памятка родителям по правилам дорожного движения «Все начинается с малого».
Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. 
Родителям необходимо знать следующее: 
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны 
2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу- 
3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины — направо. 
4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончиться. 
6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части. 
7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра. 
8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими. 
9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации. 
10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы. 
11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам. 
12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей. 
Будьте для них примером в соблюдении Правил!




Буклет «В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить»* правила дорожного движения;


* элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
* транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
* средства регулирования дорожного движения;
* красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
* правила движения по обочинам и тротуарам;
* правила перехода проезжей части;
* без взрослых выходить на дорогу нельзя;
* правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Для этого вам нужно:
1. с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
2. для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
3. объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
4. когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
5. указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
6. научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке);
7. когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки;
8.закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
9. развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
10. развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
11.не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
12. читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.



Рекомендации по формированию у детей специальных навыков. 

1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях. 
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. 
3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством родителей. 
4. Навык предвидения опасности. Ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводите, находясь на тротуаре, в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. 
Неоднократно покажите ребенку с тротуара: 
•стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль; 
•стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль; 
•стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт; 
•кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт; 
•движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него; 
•движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него. 
Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. 
Следует выработать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». 
Обращайте внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы: не видя транспортных средств, и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста».
5.Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребенок должен повернуть голову «налево-направо» и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребенок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, следует посмотреть «налево». Дойдя до середины проезжей части, надо по-смотреть «направо». 
Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт. 
Научите ребенка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает едущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл. 
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. 
Научившись считать «секунды», ребенок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения. 
Научите ребенка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включен указатель поворота). 
Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного слабее, чем у детей с нормальным зрением. 
Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния до транспортного средства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток зрения более частным и тщательным поворотом головы и просмотром улицы «налево» и «направо».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!