СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила дорожного движения достойны уважения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила дорожного движения достойны уважения»

Конспект внеурочного занятия


Класс: 2

Тема: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Направление внеурочной деятельности: социальное

Цель: Развитие дорожной грамотности школьников, профилактика и предупреждение детского дорожного травматизма.

Задачи:

образовательная: сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы;

развивающая: • развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;

воспитательная: • актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к их соблюдению.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни.

Метапредметные: уметь находить различные варианты решения проблем, чтобы предотвратить ДТП; уметь различать дорожные знаки на проезжей части, и соблюдать их; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

Оборудование: плакаты по правилам дорожного движения, рисунок-модель светофора (по количеству детей), памятки пешехода, грамоты победителям, набор кружочков (красный, желтый, зеленый) у каждого ученика.

Структура внеурочного занятия


Структура
занятия

(в зависимости от вида и формы занятия)

Ход внеурочного занятия

Анализ

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Организация начала занятия
Время:

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

-Приветствуют.




Занятие началось за две минуты до звонка. Парты в классе были расставлены так, чтобы учащимся было удобно работать в команде. Присутствовали все дети класса.

Подготовка к основному этапу занятия

Время:

- Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете тему нашего занятия:

Эту ленту не возьмешь

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит.

- Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода?

- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)

- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)




-Дорога






Нет


Да


Нет


Нет


Да


Нет


Нет


Да

Заинтересованность детей средняя, присутствует доброжелательный настрой ребят на внеклассном занятии.

Была проведена разминка для включения ребят в работу.

Основной этап

Время:

Вступительная беседа.

- В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.

Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.

Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.

А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.

Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в конце учебного года.


- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?


- Кого можно назвать пешеходом?




- А кто такой пассажир?


- А кого называют водителем?

- Как можно назвать водителей, пешеходов, водителей одним словом?

- Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.

Помощники дорожного движения.

-Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни.

- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?

- Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них.

1) Дорожные знаки

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения.

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Много знаков надо знать!

Надо знаки уважать!

- Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению. Сейчас мы посмотрим, как вы знаете дорожные знаки.

1) Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки.

Только здесь не тротуар,

Дело все в дорожном знаке.

2) Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике, ребята

Со всех ног бегут куда-то.

3) Шли из школы мы домой

Видим – знак над мостовой.

Круг, внутри- велосипед,

Ничего другого нет.


4) Что за «зебра» на дороге?

Все стоят, разинув рот,

Ждут, когда мигнёт зелёный.

Значит, это - ...


5) В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой.

Что-то роет, строит что-то,

Здесь…


6) Белый круг с каемкой красной-

Значит, ехать не опасно.

Может и висит он зря?

Что вы скажете друзья?


Регулировщик.

– Регулировщик всегда приходит на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стоит на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка? (Жезл.)

- Почему же именно жезл? Когда-то жезл представлял из себя длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас же маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.

Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения. Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора.

Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх - значит подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом - это значит можно переходить улицу.


Светофор.

- Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем - светофором.

У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень быстро

С пешеходом разговор:

Свет зелёный – проходи!

Жёлтый – лучше подожди!

Если свет зажегся красный-

Значит,

Двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай.

Наберись и уважай

Правила движения. (Я. Пишумов)


- Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?

…Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик.»

- Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут

Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)


Конкурс – игра «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

(Учитель читает стихи, ребята должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.)


Бурлит в движенье мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет?


Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет – предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет?


Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет?

Зеленый свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!


- А сейчас вас ждет очень интересная работа. (Каждому ученику выдаётся лист с изображением светофора. Нужно раскрасить светофор правильными цветами и в правильной последовательности.


Викторина. (Ребята заранее разделены на 2-3 команды. Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые надо ответить, как можно скорее. Если команда затрудняется ответить, право хода переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон)


Вопросы.

- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).

- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).

- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).

- Что такое проезжая часть?



- Где безопасно переходить проезжую часть?






- В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?


- Что обозначает красный свет светофора?

- Что обозначает желтый свет светофора?

- Человек, совершающий пешком движение по улице.

- Проезжая часть дороги с твердым покрытием.

- С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе?

- Обозначенное место для перехода проезжей части улицы.

- Кого мы называем пассажирами?

- Можно ли разговаривать с водителем во время движения? Почему? (нет, чтобы не отвлекать водителя)

- Можно ли во время проезда в транспорте высовываться из окна? (нет)

- Можно ли вставать ногами на сиденье? (нет)

- Можно ли ходить по автобусу во время движения? (нет)

- Можно ли в автобусе громко разговаривать, петь? (нет)

(подводятся итоги, победители награждаются дипломами)

































(Нет! Не только водители, но и пешеходы!)


(Все люди и большие, и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.)

(Это люди, которые находятся в транспорте.)

Ответы учащихся.






















(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)



















(Пешеходная дорожка)






(«Осторожно дети!»)



(Велосипедистам проезд запрещен)




(Переход)





(Дорожные работы)





(Движение запрещено)







(Жезл)






































































(Показывают красный сигнал.)






(Показывают жёлтый сигнал)







(Показывают зелёный сигнал)






























(Зеленым)


(Тротуар)



(Регулировщик)


(Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).


(пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).



(красный, желтый, зелёный)


(стоп)

(внимание)

(пешеход)



(шоссе)


(с 14 лет)


(переход)

(людей, которые едут в транспорте)




нет


нет


нет


нет



В начале мероприятия дисциплина была хорошей. Дети интересовались, какое мероприятие им сегодня предстоит.

Для решения поставленных задач ребятам приходилось взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать эрудицию и все свои умения.

Обобщение и систематизация информации

Время:

- Правда, ребята, если бы каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше было бы слёз и боли. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:

(на доску вешаются правила для пешехода, каждому раздаются памятки)

Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

Переходи только на зелёный сигнал светофора.

Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.

Всегда обрати внимание на знаки и сигналы светофора….

- В заключении поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья …»

- Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.

• Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)

• Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит? (Это я, это я, это все мои друзья!)

• Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат.)

• Кто из вас идет вперед

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

• Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Дети молчат.)

• Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)

• Кто ГАИ помогает,

За порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья!


Отвечают. Решали занимательные логические задачи.


Можно отметить высокую активность большинства учащихся класса. На протяжении всего занятия наблюдался положительный эмоциональный настрой.

Настроение у детей было приподнятым, задания они выполняли с удовольствием и интересом.

Рефлексия
Время:

. -На столах у вас лежат смайлики, выберите соответствующий, вашему настроению.

Спасибо за занятие.

Оценивают.

Во время рефлексии большинство ребят отметили радость от совместной деятельности, от приобретения новых знаний, просили провести еще что-нибудь завтра.