Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Южно-Сахалинска
Рекомендована методическим объединением учителей начальных классов Протокол № __ от ____2018 г. | Согласована НМС МБОУ СОШ № 5 Протокол № 1 от28.08.2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 5 ______________Жуковская С.Е. Приказ № …_____- п От _______ 2018года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по правилам дорожного движения ( для 2-х классов)
на 2018 – 2019 учебный год
срок реализации 1 год
составлена на основе:
- авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2008).
Классный руководитель:
Шемякина Т.Е.
2018г.
Содержание
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3.Тематическое планирование для 2 класса.
Введение.
На дорогах нашей Сахалинской области ежегодно погибает более 700 человек, 5000 получают травмы и увечья. Сводки о ДТП, которые ежедневно поступают в Управление ГИБДД УВД Сахалинской области просто устрашающие. Суммированные цифры складываются в картину катастрофы, перед которой бледнеют потери, связанные со стихийными бедствиями. Каждый год в стране в автопроисшествиях исчезает в мирное время население целого города масштаба районного центра: погибает около 25 – 30 тысяч человек и 900 человек получают ранения.
Особенно страшно, когда жертвами ДТП на дорогах становятся дети. Среди основных нарушений, допущенных детьми, преобладают:
Переход проезжей части в неустановленном месте;
Неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, ограничивающих видимость на дороге;
Нарушение правил управления велосипедистами;
Неподчинение сигналам регулирования.
Статистика….
В условиях интенсивности движения транспорта по улицам и дорогам с каждым годом наблюдается все большее и большее количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
В комплексе мероприятий, проводимых в стране и в городе по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы профилактической работы. В ПДД определены строгие требования, как к водителю, так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить безопасность движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это «права», но пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас сдать экзамен и получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов происходит чуть меньше половины всех автоаварий.
Обучение детей ПДД начинается в дошкольном образовательном учреждении, а если ребенок не посещает детский сад? В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа.
1. Пояснительная записка.
Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений 2 классов 1975 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.
Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Из Занятия проводятся один раз в неделю по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 45 минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.
Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.
Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.
Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.
Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.
Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение в дошкольных образовательных учреждениях игр и бесед с малышами, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов.
На занятиях учащиеся
приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции водителей транспорта.
2. Календарно - тематическое планирование по ПДД
2 «В» класса на 2017 -2018 учебный год
Учитель: Шемякина Т.Е., педагогический стаж 1 год
Количество учебных недель – 34 недели
Количество уроков в год – 34 урока , количество часов в неделю – 1час
№ темы | Темы занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | |
По плану | Фактически |
1 | О транспорте | 2 | | |
2 | Дорога | 3 | | |
3 | Дорога за городом | 1 | | |
4 | Части дороги | 1 | | |
5 | Дорожные знаки | 2 | | |
6 | Внимание! Опасность! | 4 | | |
7 | Мы здесь живем | 1 | | |
8 | Будем уважать людей | 1 | | |
9 | Мы пешеходы | 2 | | |
10 | Пешеходный переход | 1 | | |
11 | Светофор регулирует движение | 2 | | |
12 | Мы переходим улицу | 1 | | |
13 | Перекресток | 1 | | |
14 | Регулировщик | 1 | | |
15 | Мы - пассажиры | 2 | | |
16 | Будем уважать водителей | 1 | | |
17 | Мы едем в машине | 1 | | |
18 | Мы покупаем велосипед | 2 | | | |
19 | Проверим себя | 1 | | |
20 | Практические занятия по ПДД с ииспользованием автобуса | 4 | | |
| Всего: | 34 | | |