Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23»
Правила дорожные знать каждому положено
(КТД в параллели 4-х классов с использованием ИКТ)
Подготовили и провели: учителя начальных классов
Тюрина Л.С.
Наумкина С.А.
Юматова М.И.
Толоконцева О.Е.
Парамонова Н.А.
Саранск, 2014
Цели:
актуализация правил дорожного движения (в интересной игровой форме повторить основы правил дорожного движения, напомнить о важности и необходимости их соблюдения: в каких местах правильно переходить дорогу, как грамотно пользоваться общественным транспортом, как подчиняться законам светофора и регулировщика, вспомнить о роли дорожных знаков);
развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции.
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном - о правилах дорожного движения. Наша гимназия и дома, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой. Это - проспект. Если мы прислушаемся повнимательнее, то услышим гул от движения автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с проспектом проложена дорога для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить проспект. Вы ездите с мамами на транспорте. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения. Наш праздник так и называется – «Правила дорожные знать каждому положено».
Ученик:
Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука – над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ученик:
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их на зубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ученик:
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше не пускает.
Обождал шофер немножко.
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт!»
Ученик:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
Ученик:
Наш домик – светофор.
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Ученик:
Мы три чудесных света,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Ученик:
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен светофор.
Ученик:
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
Ученик:
По сигналу светофора
Через улицу идем.
И кивают нам шоферы:
«Проходите, подождем».
ХОРОМ: На красный свет – дороги нет,
На желтый – подожди.
Когда горит зеленый свет,
Счастливого пути.
Ведущий:
А вот история про тех, кто не соблюдает правила дорожного движения
Исполняется песня (на мелодию «Пластилиновая ворона»)
Давайте вспомним сказку,
А может, и не сказку,
Простой типичный случай
Из жизни городской.
О том, что помнить нужно
О правилах дорожных,
Когда шагаешь в школу
Или идешь домой.
Возьмем сюжет известный
Из сказки интересной:
Кто раньше доберется
До бабушки больной?
На сцену выходят герои из сказки Красная Шапочка и Волк (под музыку) их представляют два ведущих:
Ведущий 1:
Вот Шапочка Красная,
Девочка умная, прекрасная,
Достойна вашего уважения,
Соблюдает правила движения.
Ведущий 2:
И серый Волк зубастый.
Себя считает крутым.
ВОЛК:
Я не крутой, а суперклассный.
Ведущий 2:
Учиться хорошо не желает,
Правил дорожных не соблюдает.
ВОЛК:
Куда идешь ты Шапочка,
Прилежная девочка, лапочка?
Красная Шапочка:
Я к бабушке своей иду,
Пирожки и маслице несу.
К ней напрямик лежит дорога,
Но опасностей там много.
А есть еще одна: по ней
Путь безопасней, но длинней.
Пойду по длинной я дороге.
ВОЛК:
Иди, иди. Устанут ноги.
Я ж покороче дорогу найду.
И к бабке твоей побыстрей добегу.
Красная Шапочка:
Смотри осторожней,
Не попасть бы в беду.
Исполняется песня на мелодию «Если долго, долго, долго….» из к/ф «Про Красную Шапочку»
Если ты шагаешь в школу
По тропинке, по дорожке,
Будь внимательным немножко,
Правил ты не забывай,
И наверно, и конечно,
И возможно – можно- можно,
Безопасную дорогу
Для себя ты выбирай!
У-У! Думай получше, выходя в дальний в путь!
У-У! Правил дорожных ты смотри не забудь!
У-У! И девчонка, и мальчишка,
У-У! Хоть торопишься ты слишком,
У-У! Правил все ж не нарушай,
У-У! Правил все ж не нарушай!
ВОЛК:
Подумаешь, дорога!
Подумаешь, машины!
Чего боятся люди?
Машины ведь не мины.
Вон на бугорочке
Уже видна избушка.
Там за перекрестком
И живет старушка.
Ведущий:
Волк побежал наискосок….(раздается визг тормозов)
ВОЛК:
Ой, еле ноги уволок.
Не пойму, где перейти,
Где дорогу мне найти.
Ведущий:
Серый волк, ты – пешеход.
Вспомни ты про переход.
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Только этот переход
От беды тебя спасет.
Ведущий 2:
Всем кто вышел погулять,
Напомним мы заранее:
На дороге – не в лесу,
Здесь нужно внимание!
ВОЛК:
А это, что за истукан трехглазый?
Я не видал его ни разу.
Ведущий:
Три глаза есть у светофора.
Подчиняйся им без спора.
Красный свет – прохода нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати.
ВОЛК:
Пусть другие люди ждут,
Пока зеленый свет дадут.
Я не буду ждать напрасно,
Проскочу - ка я на красный.
( Визг тормозов, грохот. Волк, прячась за участниками, очень быстро надевает на руку заранее подготовленный реквизит – не большой кусок картонной трубы, обернутый бинтом, и тут же появляется со « сломанной рукой»).
Ведущий 2:
Он на красный свет бежал
И в аварию попал.
Хорошо, что цел остался.
Волк (шепелявя):
Лишь зубов не досчитался.
Хоть и раньше прибегу я.
Не чем будет, есть бабулю.
Ансамбль исполняет заключительную песню на мелодию «Пластилиновая ворона»:
Когда спешишь ты в школу,
Опаздываешь очень,
А может, и не очень,
А может быть, чуть-чуть,
Одно ты помнить должен:
Средь всех дорог на свете
Ты выбирай, конечно,
Лишь безопасный путь.
Одно ты помнить должен:
Средь всех дорог на свете
Ты выбирай, конечно,
Лишь безопасный путь.
Игра со зрителями:
- Быстрая в городе езда?
- Правила знаешь движения?
- Вот в светофоре горит красный свет, можно идти?
- Ну, а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу?
- Сел в трамвай, но не взял билет так поступать полагается?
- Старушка, преклонные очень года, ты место в трамвае уступишь ей?
Игра вторая:
( Если согласны с правилом, то отвечают хором: «это я, это я, это все мои друзья», а если нет, то молчат.)
- Кто из Вас идет вперед,
Только там где переход?
- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
- Кто, из Вас идя домой,
Держит путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет –
Это значит « Хода нет»?
Ведущий:
А вот еще одна история.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Действующие лица:
Буратино (Б.)
Папа Карло (П.К.)
Лиса Алиса (Л.А.)
Кот Базилио (K.Б.)
Карабас Барабас (Кар.)
Мальвина (М.)
Пьеро (П.)
Звучит музыка. Выходят лиса Алиса и кот Базилио.
Л.А. Привет!
К.Б. Мяу, Алиса!
Л.А. Базилио, ты новость слышал?
К.Б. Какую?
Л.А. Старый Карло, на свою голову, из полена выстругал мальчишку!
К.Б. Что-о?
Л.А. О-о, какие у тебя манеры! Все приличные коты спрашивают «Мяу?». Так вот, не успел он его закончить, как тот вырвался из рук и убежал на улицу!
К.Б. Так он же ничего не знает, может попасть под машину, упасть, да и вообще...
Л.А. Дурачок Базилио, он глупый и непослушный! Нам это очень даже на руку!
Вбегает папа Карло с синяком, кричит. Появляется Буратино с рогаткой, целится в него. Алиса и Базилио падают и ползут к кулисам.
П.К. Ну, сорванец! Брось, говорю, свою рогатку! Смотри, какой у меня синяк!
Б. А ты на мой нос посмотри! Из-за тебя теперь буду со сломанным ходить?! (Показывает на забинтованный нос)
П.К. А я-то в чем виноват? Ну скажи, в чем?
Б. Расскажи всем, кто меня Правилам дорожного движения не научил? (Целится рогаткой.)
П.К. Когда бы я тебя учил? Ты же убежал сразу! А?
Б. Стоять! Пока ты меня пилил, сколько у тебя времени было? Отвечай! Теперь как мне жить без носа! Вот тебе и вам теперь за это достанется! (Стреляет в зал из рогатки.)
П.К. Помогите! А-а-а! Б-б-буратино, с-с-сынок, я сам ничего не помню, то есть не знаю! Ребята (обращается в зал), спасите!
Б. Тах-тах-тах! Сейчас всем достанется!
П.К. Я вспомнил! Буратино, у меня в заветном сундучке лежат дорожные правила и знаки, все до одного отдам! Знания дороже всего.
Алиса и Базилио ползут из-за кулис к центру сцены, в это же время Буратино достает сундук, сдувает с него пыль и рассматривает содержимое.
Л.А. Котик, нам чудо как повезло... У меня, Базилио, появилась идея! (Подмигивает)
Б. Ты кто такая? (Достает рогатку.)
Л.А. Ну успокойся, мы — твои друзья. Меня зовут Алиса Патрикеевна, а его — Базилио, можно просто котик. Тебя интересуют Правила движения? Ведь так?
Б. А как вы догадались?
Л.А. О-о-о! Друзья всегда понимают с полувзгляда. И приходят на выручку. Я смотрю на твои картинки и уже знаю, что ты хочешь, чтобы они превратились в настоящие знаки. Да?
Б. Да! А как это сделать?
К.Б. У нас есть дорожные семена! Если их посадить ровно в полдень на волшебную поляну, во-о-н туда, то из них вырастут настоящие знаки!
Б. А если нос посадить, он вырастет?
К.Б. (Сомневаясь.) Может, и вырастет. Давай попробуем!
Буратино воткнул нос, а когда вытащил его, он превратился в жезл. Алиса и Базилио хихикнули, но начали убеждать Буратино, что лучше носа они еще не видели и мечтают не только о таком носе, но и таком же хвосте.
Б. (Довольный собой.) Давайте свои дорожные семена, я пойду их сажать.
Л.А. Буратино, только ты пообещай, что во всем будешь слушаться только нас!
Б. Конечно, друзья!
К.Б. Не забудь полить хорошенько! (Буратино сажает, поливает.)
Л.А. Базилио, ты даже не представляешь, как нам повезло с этим полосатым сопляком!
К.Б. Алиса, он не совсем полосатый, но ужас какой деревянный! Хи-хи! Что же мы с ним будем делать?
Л.А. Сейчас он вырастит знаки, и мы посадим его на перекресток!
К.Б. Зачем?
Л.А. А он будет оказывать платные услуги!
К.Б. Ой, Патрикеевна, ну ты напридумывала! Какие такие услуги?
Л.А. Кошачья твоя мозга, нешишачья твоя башка! (Кот зарычал.) Услуги платные! Ты только представь: идет или едет на велосипеде Пьеро и не знает, что мы с тобой на дороге яму выкопали. Тут Буратино раз (!) и знак ему ставит «Дорожные работы», а за то, что Пьеро в яму не свалился, он с него одну золотую монету возьмет! И мы потом их у Буратино на ириски выменяем. Клево я придумала?
К.Б. Ну Алиса... хитрая голова!
Л.А. Базилио, твоя помощь тоже нужна будет! Сейчас, как только знаки полезут, их нужно будет из земли тянуть, пошли.
К.Б. Буратино, ты водички-то не пожалел?
Б. Сделал все как надо, старался! Ой, смотрите, полезли!
Звучит музыка (тема чуда). Буратино, Алиса и Базилио вытягивают знаки на сцену.
Л.А. Ну вот и настал решающий момент, теперь ты, Буратино, торжественно превращаешься в главного РДС! (Музыка.)
Б. Че-е? (Хватает рогатку.)
К.Б. Это значит: Главный Регулировщик Дорожной Ситуации!
Б. Ну тогда ладно, а то я подумал, что вы меня обидеть хотите.
Л.А. Никаких обид! Бери знаки, садись, а мы с Базилио пока ноготки поточим, яму выкопаем.
Б. Бери, садись. Командиры тут нашлись! Какой брать-то? А, возьму самый красивый, он мне под штаны подходит («Движение прямо»).
Едет на самокате под музыку Мальвина, машет рукой, кричит «Спасибо» и уезжает. Буратино кидается вслед за ней.
Б. Что такое «Спасибо»? Я же ей помог, почему она денег не платит?!
Л.А. Это мы не учли...
К.Б. А давай, Алиса, мы еще одну яму выкопаем! Тогда они первую будут объезжать, а вторая их сама поймает! А за то, что они в первую не попали, Буратино будет брать золотую монету. (Обрадовались и побежали копать.)
Б. Вы копайте, а я себе другой знак подберу, теперь к рубашке. Вот этот! («Дорожные работы».)
Едет на самокате Пьеро, останавливается, смотрит грустно.
П. Копают... И знак «Дорожные работы», значит, надо это место объехать. Правда, ребята? (Обращается к залу.)
Поехал, падает и начинает горько плакать.
Б. (Подбегает.) Ты видишь, как я тебе помог?
П. (Плачет.) Чем же ты мне помог?
Б. Ну как чем? Ты один раз вместо двух упал! Так что с тебя одна золотая монета, я тут платные услуги оказываю!
П. (Плачет.) У меня нет ни одной, все мои деньги отобрал Карабас Барабас, и если я не уеду сейчас отсюда, то Карабас Барабас меня догонит и еще раз накажет!
Б. А у него много денег?
П. Да-а-а. (Плачет.)
Б. Не реви, а то сейчас целое море наплачешь! Или иди, реви вон в ту яму, нечего тут сырость разводить! А я пока почитаю «Правила дорожного движения», чтобы с умом знаки поставить. Так, это — «Пешеходная дорожка», это — «Пешеходный переход», это — «Дети». Вот, нашел — «Выезд на набережную».
П. А почему на набережную?
Б. Ты реви, не отвлекайся, сейчас сам поймешь. Вон видишь, твой Карабас — толстый кошелек, в автомобиле едет. (Пьеро наплакал море.)
Алиса и Вазилио подслушивают. На сцену выезжает Карабас, оглядывается, обращается к залу.
Кар. Вы, гадкие букашки, не видели, тут кто-нибудь проезжал? А? Наверное, вы меня обманываете! Что за знак: «Выезд на набережную»? Никогда здесь ее не было! Наверное, Пьеро знак поставил, чтобы меня с толку сбить. (Едет, падает в воду.) Ой-ой-ой, тону, спасите, мой кошелек!
Алиса и Базилио кидаются за кошельком, начинают друг друга отталкивать, драться. На шум сбегаются все действующие лица.
П.К. Что за шум?
Кар. Мои деньги!
П.К. Карабас Барабас, наверное, ты опять обижаешь маленьких! Этот кошелек не твой, эти деньги ты отнял у своих кукол, я знаю!
Л.А. Эх, не успели!
К.Б. Эх, не успели!
П.К. Карабас, на тебя все ребята смотрят. Какой ты злой и жадный! А вы (обращается к Алисе и Базилио) опять за свое? Буратино, я надеюсь, ты не успел с ними подружиться?!
Б. Да... я... только чуть-чуть... (Папа Карло качает головой.)
П.К. Карабас Барабас, при всех отдай деньги куклам.
Кар. Не отдам!
П.К. Ребята (обращается в зал), давайте мы грозно порычим на Карабаса Барабаса, чтобы он испугался и вернул деньги! (Рычат.)
Карабас Барабас бросает кошелек, убегает, за ним бегут Базилио и Алиса.
М. Как важно, чтобы всегда побеждало добро! Ой, Пьеро, и ты уже не плачешь?!
П. Нет! Я первый раз в жизни улыбаюсь! Мне стало радостно от мысли, что если мы отдадим эти деньги папе Карло, то он сможет купить всем ребятам «Дорожную азбуку». Тогда они будут соблюдать Правила дорожного движения и никогда не будут путать дорожные знаки! Ведь всем будет хорошо, если наступит порядок на дорогах!
М. А еще я хочу добавить, что за порядком на дороге следит специальная служба ГИБДД — Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения.
П. Я даже знаю песню! И могу ее спеть.
П.К. Для этого нужно, чтобы ребята тебе помогли. Ребята, давайте все дружно споем.
Исполняется песня на мотив песни из сказки про Буратино.
П. Дорог в России нам не счесть,
И служба там такая есть,
Вы вспомните, и прямо тут Какая служба на маршрут Наметит знаки там и тут? Скажите, как ее зовут?
Зал проговаривает: ГОС.. АВТО... ИН-СПЕК-ЦИЯ!
М. Я с радостью пою для вас,
О, вы, шагая дружно в класс,
Старайтесь сильно не зевать
И правила движенья знать!
И тут помогут вам везде
Сотрудники ГИБДД!!
Ведущий: Слово сотруднику ГИБДД
Фильм о правилах дорожного движения
Исполняется заключительная песня на мотив
« Мы едем, едем, едем…»
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи, веселые друзья.
И слаженно, и звонко
Поет наш дружный хор,
Мальчишкам и девчонкам
Поможет светофор.
Тра-та-та, тра-та-та, вот какая красота,
На велосипеде или на мопеде,
И в машине, и в трамвае
Правила мы соблюдаем.
Да! Всегда их соблюдаем!
Мигнет нам красным глазом
Железный постовой,
На тормоз жмем мы сразу:
Сигнал — «На месте стой».
А желтый загорелся —
Готовься снова в путь,
Но только на дороге
Внимательнее будь.
Би-би-би! Би-би-би!
По дороге не беги.
Есть для пешеходов много переходов.
И по «зебре» полосатой
Проходите вы, ребята.
Проходите вы, ребята!
Зеленый глаз мигает,
И снова путь открыт,
Мы сразу понимаем,
Что он нам говорит.
Мы снова едем с песней,
Мы дружим с давних пор
С тобою, наш чудесный,
Наш добрый светофор!
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Это нужная игра,
На велосипеде мы без страха едем
И, конечно, без сомненья,
Знаем правила движенья,
Знаем правила движенья!
Список литературы:
Газета “Педсовет” – №11, 2003.
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.
Классные часы. 4 класс. I полугоде / Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.-112с.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 2 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 4 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
Получаева А.А. Сценарий праздника для начальной школы «Правила дорожные знать каждому положено»// Завуч начальной школы.-2009.-№4-с.135-141
Родительские собрания в начальной школе: Часть 2/ Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.