СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила организации домашней среды для ребенка с нарушением зрения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила организации домашней среды для ребенка с нарушением зрения.»

Правила организации домашней среды для ребенка с нарушением зрения.
Очень важно правильно организовать жизнь ребенка с нарушенным зрением в семье. Необходимо тщательно продумать, как сделать так, чтобы невидящему или плохо видящему малышу было удобно, спокойно, безопасно в своем доме. Благоприятные условия внешней среды снижают утомляемость ребенка.
Особое значение для ребенка с низким зрением имеет рациональное освещение. Лучшим видом освещения считается дневной свет. В помещении, где ребенок находится постоянно, использование дневного света должно быть максимальным, так как он наиболее комфортен для зрения. Кроме того, дневной свет оказывает положительное общебиологическое воздействие на организм, положительно влияет на психику и эмоциональное состояние ребенка. Необходимо использовать и дополнительное искусственное освещение (например, в игровом уголке ребенка, на столе, где он играет, рассматривает картинки). Причем, не следует бояться смешения дневного и искусственного освещения, это не вредит зрению. В хорошо освещенном помещении ребенок чувствует себя увереннее, бодрее.
Большое значение также имеет правильный выбор родителями мебели и ее расположения. По возможности следует приобретать мебель с закругленными углами, либо закрывать их и другие выступы толстой мягкой тканью. Вся мебель должна быть расставлена в квартире, в комнате ребенка максимально удобно для него. Постарайтесь расставить мебель так, чтобы оставалось как можно больше свободного места, позволяющего ребенку самостоятельно и без страха передвигаться и ориентироваться.
У ребенка должна быть своя комната или свой уголок, где стоят его кровать, детские стол и стул, шкаф или ящик для игрушек, шкаф для белья и одежды. Все эти предметы должны быть легко доступными для ребенка, удобными и безопасными для его самостоятельного пользования. Например, низкая и достаточно широкая кровать или кушетка, легко открывающиеся и закрывающиеся дверцы шкафа, полки - на уровне роста ребенка и т.д.
Стол ребенка ставится около окна так, чтобы свет падал слева. Дополнительное освещение (настольная лампа или светильник, закрепленный на стене) тоже располагается слева. Свет должен падать на поверхность стола, а не попадать ребенку в глаза. Для ребенка с остаточным зрением или слабовидящего, который при рисовании, рассматривании картинок низко наклоняется, лучше использовать светильники на гибких подставках. Это позволяет изменять высоту источника света с учетом комфортности для ребенка. Нужна также подставка для рассматривания картинок.
Родители должны знать, что при некоторых заболеваниях органа зрения яркий свет, напротив, противопоказан. Рекомендации по поводу необходимого для их ребенка уровня освещенности помещений родители могут получить от врача-офтальмолога (окулиста).
Полированную поверхность стола рекомендуется закрыть листом зеленой матовой бумаги или не блестящим пластиком. Не стоит класть на поверхность стола лист стекла, как это иногда делают. Возникающие блики затрудняют зрительное восприятие ребенка, отвлекают его, к тому же, стекло может быть небезопасным. С подоконника рядом со столом ребенка надо убрать все предметы, мешающие прохождению дневного света (аквариум, горшки с большими комнатными цветами, стопки книг, игрушки и др.). Не рекомендуется закрывать окна темными, плотными занавесками. Чтобы устранить слепящее воздействие света в солнечные дни, следует занавесить окна светлыми шторами, расположенными по бокам оконных проемов, или использовать жалюзи. Необходимо следить за чистотой стекол в окнах, т.к. запыленные стекла задерживают проникновение световых лучей, снижая уровень освещенности до 40%.
Большое значение для зрительного комфорта ребенка с нарушением зрения имеет и окрашенность стен, и цвет мебели, и внутреннее оформление помещения, в котором он находится. Так, для лучшего отражения света стены следует окрашивать в светлые тона, мебель предпочтительна цвета натурального дерева и не полированная.
Не следует развешивать на стенах слишком яркие, пестрые картины, репродукции с большим количеством изображенных объектов, множество разных безделушек, украшений. Это затрудняет узнавание ребенком этих предметов, перегружает его зрительное восприятие. Украшением стен могут служить картины, репродукции хорошего исполнения, с четко выписанными и легко зрительно воспринимаемыми изображениями; яркие, красивые и также легко узнаваемые безделушки (например, фигурки животных). Причем, если в семье незрячий ребенок или имеющий очень низкое зрение, необходимо украсить помещение легко осязательно воспринимаемыми предметами, а также рельефными изображениями, которые доступны осязательному восприятию и осмыслению. Расположить их следует на доступной для ребенка высоте (на стенах, полках).
Необходимо сделать так, чтобы квартира была безопасной для ребенка. Так, все розетки, электропровода должны быть закрыты или недосягаемы для него. Электроприборы и бытовая техника должны включаться и использоваться только взрослыми членами семьи, а после окончания их использования выключаться и убираться в недоступные для ребенка места. Стеклянная посуда и все бьющиеся предметы, а также колющие, режущие предметы, лекарства, различные химические, моющие и чистящие средства и т.п. также должны убираться после их использования на свои места, недоступные для ребенка. Постепенно, по мере взросления ребенка, его необходимо знакомить с электроприборами, бытовой техникой и другими опасными предметами, показывать и объяснять, для чего они нужны, учить правильно и безопасно ими пользоваться под контролем взрослых.
Еще одно правило, которое надо соблюдать, если в семье есть ребенок с нарушенным зрением: все предметы в доме должны иметь определенные места. Так, не следует переставлять мебель, ставить посередине комнаты, на кухне, в коридоре, прихожей сумки, коробки и тп, разбрасывать одежду, обувь и т. д. Соблюдать это правило важно, особенно, если ребенок совсем не видит или имеет очень низкое зрение.
Наткнувшись неоднократно на эти предметы, ударившись о них, споткнувшись о лежащий не на своем месте предмет, упав, маленький ребенок начинает бояться ходить по комнате, по квартире самостоятельно.
Перестановку мебели, если в этом есть необходимость, следует делать в присутствии ребенка, показывая ему, куда какие предметы переставлены. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок не смог удариться об углы мебели, о выступы стен или подоконников, всех предметов, находящихся на уровне глаз или головы ребенка. Для этого закройте их, как и углы мебели, мягкой тканью (наклеив ее).
Двери (из комнат в коридор, на кухню) должны быть либо всегда открыты, либо всегда закрыты и открываться, когда необходимо. Обо всех изменениях, которые происходят в расположении предметов в вашем доме, ребенка необходимо предупреждать и показывать эти изменения (подвести ребенка, например, к закрытой двери, показать, как она открывается и закрывается, обратить внимание ребенка на звук, который
он слышит, когда открывается дверь и т.д.). Окно должно быть закрыто, а если вы его открыли, проследите, чтобы рядом не стояло предметов, с которых ребенок мог бы дотянуться до него, взобраться на подоконник.
Проследите, чтобы пол в вашей квартире был в хорошем состоянии: без щелей, впадин, выступов, торчащих гвоздей, без торчащих оторванных кусочков линолеума, не был скользким. В противном случае возникает опасность падения и травмы ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!