ИЗО 6 класс
Тема урока: Правила построения перспективы. Воздушная перспектива: создаем пейзаж.
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием перспективы, её видами (линейная и воздушная), научить применять законы перспективы в рисовании пейзажа.
2. Развивающая: развивать навыки работы с пространством, композицией, цветом; развивать наблюдательность, творческое мышление и умение работать в команде.
3. Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие природы, интерес к изобразительному искусству, аккуратность в работе и навыки сотрудничества.
Оборудование:
- Для учителя: проектор, презентация с примерами пейзажей и схемами перспективы.
- Для учащихся: альбомы, карандаши, ластики, акварельные краски или цветные карандаши, большие листы бумаги (для групповой работы).
План урока:
1. Организационный момент (2-3 минуты):
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
2. Создание проблемной ситуации (5 минут):
- Учитель показывает два изображения пейзажа: одно с правильной перспективой, другое — с нарушенной (например, деревья и дома не уменьшаются к горизонту, цвета не меняются).
- Вопросы учащимся:
- Что не так со вторым изображением?
- Почему оно выглядит неестественно?
- Как исправить ошибки?
- Формулировка проблемы: Как правильно изобразить пространство на плоскости, чтобы пейзаж выглядел реалистично?
3. Изучение нового материала с использованием технологий (10 минут):
- Учитель демонстрирует через проектор:
- Основы линейной и воздушной перспективы (схемы, анимации).
- Примеры пейзажей известных художников с разбором использования перспективы.
- Использование графической программы:
- Учитель показывает, как можно быстро построить перспективу с помощью цифровых инструментов (например, нарисовать линию горизонта, точку схода и уменьшающиеся объекты).
4. Групповая работа (20 минут):
- Класс делится на группы по 3-4 человека.
- Задание для групп: создать большой пейзаж на листе формата А2 или А1, используя законы перспективы.
- Усложнение задания:
- Каждая группа получает свою тему пейзажа (например, городской, сельский, горный, морской).
- В пейзаже должны быть не менее 5 объектов (например, дорога, деревья, дома, горы, река), которые должны быть правильно расположены с учётом перспективы.
- Группа должна использовать как линейную, так и воздушную перспективу.
- Распределение ролей в группе:
-Художник-композитор: отвечает за общую композицию и расположение объектов.
- Художник-перспективист: отвечает за правильное построение перспективы.
- Художник-колорист: отвечает за цветовое решение и воздушную перспективу.
- Художник-деталист: добавляет мелкие детали (траву, облака, тени и т.д.).
- Группы могут использовать как традиционные материалы (краски, карандаши), так и цифровые инструменты (если есть возможность).
5. Физкультминутка (2-3 минуты):
- Упражнения для расслабления кистей рук и глаз.
6. Завершение работы (5 минут):
- Группы завершают свои пейзажи, добавляют последние штрихи.
7. Итог урока (10 минут):
- Презентация работ: каждая группа представляет свой пейзаж, объясняет, как они использовали законы перспективы.
- Обсуждение:
- Что получилось лучше всего?
- Какие трудности возникли при работе в группе?
- Как удалось решить проблему с перспективой?
- Рефлексия:
- Что нового узнали о перспективе?
- Как работа в группе помогла справиться с заданием?
- Оценка работы групп, похвала за старания.
8. Домашнее задание:
- Нарисовать пейзаж своего двора или улицы, используя законы перспективы (традиционно или цифрово).
- Уделять внимание распределению ролей в группах, чтобы каждый ученик был задействован.
- Поощряйте сотрудничество и обсуждение внутри групп.
- Если нет возможности использовать большие листы бумаги, можно разделить пейзаж на части, которые потом объединяются в одну композицию.
Пример проблемной ситуации:
- Учитель показывает изображение пейзажа, где дорога не сходится к горизонту, а деревья одинакового размера. Учащиеся должны заметить ошибки и предложить способы исправления. Это мотивирует их глубже изучить законы перспективы.