1.Включение в учебную деятельность. Цель: Психологический настрой на урок, организация рабочее место | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись от души – До чего ж мы хороши. | Самоконтроль за организацией рабочего места, настраиваются на работу | Регулятивные: саморегуляция, умение организовать рабочее место |
2.Актуализация знаний учащихся Цель: Вспомнить и воспроизвести имеющуюся информацию о радуге, дожде. | - Вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках. А поможет нам вспомнить загадка. Что за чудо-коромысло, После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветная дуга Солнечная …. -
-Как появляется радуга? -
– Какие виды дождя знаете? -
-Сколько цветов у радуги? -
-Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги? -
-В какое время года мы чаще всего видим радугу? | Фронтальная работа Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Самоопределение к деятельности. | - Давайте перенесёмся в лето. А куда именно, узнаете, отгадав загадку. На полянку вы пришли. Вот трава, а вот цветы. Порхают бабочки вокруг. Зовём мы это место…(луг) - Что можно увидеть на лугу? -Что услышать или какие звуки можно услышать на лугу? - Кто может издавать такие звуки? - Каких насекомых вы знаете? - Что у них общего? - Как всегда на урок окружающего мира к нам пришли наши верные друзья и помощники. Догадались, кто это? - Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место, и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? - Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? - Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Откройте учебник на странице 46, прочтите тему урока. Правильно мы её назвали? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что узнаем на уроке? | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы Дети читают тему урока и учебные задачи в учебнике на с.46 Задачи формулируют дети: -
Познакомиться с растениями луга. -
Познакомиться с насекомыми луга. -
Познакомиться с правилами поведения на лугу. | Коммуникативные: высказывание своего мнения. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: постановка целей и задач урока. |
IV. Изучение нового материала Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала | Посмотрите, дети, я нарисовала луг (на доске картина ) Нравится ли он вам? Может здесь чего-то не хватает? Давайте добавим ярких красок этой картине. Я буду загадывать вам загадки, а картинками-отгадками мы будем заселять наш луг. 1. На лугу растут сестрички. Жёлтый глазок, белые реснички …. Ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице. Чай из ромашки с сахаром и сливками вызывает крепкий, спокойный сон( ромашки) - Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений. 2. Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет ………. . 3. Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. клевер Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой. 4.Звать его нам нечего, Он и так придет. Расцветет доверчиво, прямо у ворот – Солнцем налитой – лютик золотой. (Учащиеся раскрашивают лютик на лугу). Учитель: Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое. - Что же появилось на нашем лугу? Как это назвать одним словом? Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом. - Кто знает, какая польза от цветов? (лекарственные растения -Какие цветы вы еще знаете? - Муравьишка принес вам загадку о необычном цветке. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел… | Ответы детей. Дети отгадывают загадки, раскрашивают картинку этого цветка ромашки колокольчик клевер -Цветы Василёк, одуванчик, таволга, зверобой, ландыши, тюльпан, ирис бабочка | Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, владение монологической формой речи. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение ориентироваться в тетради, работать по ней. Предметные: развитие речи, расширение кругозора. |
VII. Продолжение работы по теме урока Цель: Дать представление о жизни бабочки, показать взаимосвязь жизни бабочки и цветка. Познакомить с правилами поведения в природе. VIII. Закрепление Цель: Обеспечить глубокое понимание и усвоение знаний, определить пробелы, внести необходимые коррективы | Сообщение о бабочках Бабочки – чешуекрылые насекомые. Крупные крылья бабочек покрыты мельчайшими чешуйками. Эти чешуйки бывают ярко окрашены, расположены на крыльях в строгом порядке и образуют рисунок крыла. Возникновение бабочки. Из яйца отложенного бабочкой выходит маленькая гусеница, которая быстро растёт, поедая листья. И наконец, гусеница превращается в толстого червяка длиной около 10 см. Выросшая личинка вьёт кокон и окукливается внутри него, т.е. образуется куколка. Затем куколка лопается и из неё выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки, а потом начинает летать. Питание у различных видов бабочек происходит по разному: одни питаются цветочным нектаром, другие - выделениями тлей, а некоторые - вообще не едят! Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена. У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Работа по учебнику - На стр.46 учебника изображены 3 бабочки. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка. Перед вами на экране 3 названия. Рассмотрите этих бабочек. Определите название бабочки по её внешнему виду. – Как вы думаете, где на этом рисунке Голубянка? – Как вы догадались? - Какую из них можно назвать пестрянкой? - Почему её так назвали? – Какая бабочка осталась? - Встречаются бабочки названия которых вы не знаете. А где можно узнать название бабочек? - Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? – Почему бабочки не могут жить без цветов? – Почему цветы не могут жить без бабочек? - Правы ли вы, мы узнаем об этом прочитав на стр.47 интересную информацию, которую подготовила для нас Мудрая Черепаха. - Давайте, на наш луг тоже поселим бабочек. - Каким стал луг после того, как мы раскрасили цветы и бабочки? (нарядным, праздничным) На стр. 46 учебника рассмотрите два рисунка. Опишите, что вы видите на рисунке слева. А что вы скажите про рисунок справа? - Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут дети, изображенные на рисунке слева? А на рисунке справа? - Какие выводы вы сделали для себя? Как нужно относится к природе? Назовите правила поведения на лугу. Тест: (правильное утверждение показываем зелёный смайлик, если не правильное -красный) -
Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-) -
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+) -
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+) -
На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (-) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-) -++-- | Слушают сообщение подготовленного ученика Открывают учебник на стр.46 Ответы детей - Голубянка – голубого цвета - Зорька - Они питаются их нектаром -Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян. Открывают учебник на стр.47 и читают информацию Раскрашивают картину. Дети рассматривают рисунки и описывают их. Словесные рисунки учащихся. Дети делают выводы. Называют правила поведения на лугу. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: умение отвечать и задавать вопросы по изученной теме. Личностные: формировать личное позитивное отношение к окружающему миру. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: умение отвечать и задавать вопросы по изученной теме. Познавательные: логические, анализ и синтез объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |
IX. Итог урока. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся X. Рефлексия. | -Какова тема нашего урока? - Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Оцените свою работу на уроке смайликами | Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам | Коммуникативные: -умение принимать решение. Регулятивные: умение подводить итог своей деятельности. Личностные: способность к самоанализу и самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |