Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Вам знакомы эти герои? (Это Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.) - А что они принесли с собой? (У Муравьишки - цветок, а Мудрая черепаха принесла бабочку.) - Ребята, попробуйте угадать, о чём и о ком Муравьишка и Мудрая черепаха хотят поговорить на уроке сегодня? ( Наверное о цветах и бабочках.) - А вы догадались: какой это цветок? (Цветик – семицветик.) - Правильно, ребята, это волшебный цветок, который поможет нам совершить необычное путешествие. Но сначала давайте повторим то, о чём узнали на прошлом уроке. Работа в группах. Вспомните правила работы в группе. 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял, переспроси. Возьмите листочки жёлтого цвета. Выполнив правильно тест, у вас должно получится слово. (Смотри приложение № 1, № 2, № 3, № 4.) - Какие слова у вас получились? (Зима, весна, лето, осень.) - Какое сейчас время года? - А какое время года вы любите больше? - Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают совершить путешествие, оказаться летом ..., а где, догадайтесь сами. Прочитайте загадку. Загадка. На полянку вы пришли. Вот трава, а вот цветы. Порхают бабочки вокруг. Зовём мы это место…(луг) - Правильно, сегодня мы отправимся на луг. Там наши друзья познакомят нас с некоторыми растениями и насекомыми. И так отправляемся в путешествие. Сценка. «Внимательный сын»: - Стойте, подождите, меня зовут Серёжа. У моей мамы завтра день рождения. Я решил ей подарить букет луговых цветов. «Любитель» прекрасного: - Ой! И меня не забудьте. Я – Миша. Больше всего на свете я люблю ловить бабочек. Вот, видите, я даже сачок с собой взял. «Юный эколог»: - Остановитесь! Здравствуйте, ребята, я – юный эколог. Экология – это наука, которая изучает влияние деятельности человека на окружающий мир. Нельзя рвать цветы и ловить бабочек. Вы погубите природу! Учитель. - Ребята! Как нам их рассудить? Кто прав? Кто же нам поможет? Кто всегда приходит к нам на помощь на уроках окружающего мира? Ну, конечно, наши друзья: Муравьишка и Черепаха помогут нам сегодня ответить на вопрос… Учитель открывает на доске тему урока и сообщает цели урока. - Ребята! Воспользуемся волшебным цветком и отправимся в путь. Закройте глаза. Учитель. - Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли Быть по - моему вели. Вели, чтобы мы очутились На летнем лугу. - Давайте представим, что мы очутились на лугу. Откройте глаза. Внимание на экран. (Демонстрация слайд-шоу «Луг».) - Что вы увидели? Какие звуки услышали? (Травы, цветы, бабочки, пение птиц.) - Давайте пройдёмся медленно по лугу И скажем «здравствуй» каждому цветку. Нам надо над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать или топтать, А чтоб увидеть добрые их лица, И доброе лицо им показать. Учитель открывает доску с изображением луга. - Ребята! Что случилось? Чего - то здесь не хватает. Посмотрите. (Кто-то уничтожил все цветы, не летают бабочки.) - Красив ли этот луг? (Нет, луг не нарядный.) - Давайте украсим луг цветами и научимся определять их названия. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо найти. Учитель. Читает загадку. - Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. - Кто знает как они называются? (Колокольчики.) Настя прочитает стихотворение об этом цветке. С места ученики читают стихи, а затем прикрепляют на доску цветы. Колокольчик. Колокольчик! Колокольчик! На лугу со всех сторон. Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. Учитель. - Спроси телёнка и барашка - Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно "Красной кашкой" Его зовут за вкус и цвет. Клевер. Денис прочитает стихотворение о клевере. С колокольчиком, с ромашкою Клевер весело цветёт, И его «пчелиной кашкою» Называет наш народ. Учитель. Шла я лугом по тропинке, Видела солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи. Ромашка. Стёпа прочитает стихотворение о ромашке. Знакомые с детства, родные ромашки Мы видим на каждом лугу. Как белые звёзды, средь розовой кашки Они развернули свои лепестки. Вся в белое наша полянка одета, Ромашки! Ромашки! Я знойного лета Без вас и представить себе не могу! Учитель. - Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений. Учитель. - Как называется этот цветок? Слайд на доске. - Название "лютик" происходит от слова "лютый" - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое. Лютик. Женя прочитает стихотворение о лютике. Звать его нам нечего, Он и так придёт, Расцветёт доверчиво Прямо у ворот – Солнцем налитой Лютик золотой. - Что это за цветок? Слайд на доске. Незабудка. Учитель. - Этот цветок – символ России. Название этих цветов имеют одинаковый перевод в 9 странах мира. Об этом растении существует очень много легенд. Учитель. - А какие ещё цветы можно встретить на лугу? Рассказы учеников о васильке луговом и фиалке трёхцветной. Сообщения приготовили Вова и Алёша. - Все знают синий василёк, который растёт на хлебных полях, но не всем известно, что бывают совсем другие васильки - лилово-красные. Это василёк луговой. - Фиалка трёхцветная (анютины глазки) - это изящное растение цветёт на лугах с мая до осени. Учитель. - А кого ещё можно встретить на лугу, ребята, вы узнаете, отгадав загадку: Я так изящна и легка, Как брошь на шапке у цветка. Слетела, сделала виток И снова села на цветок. Цветок за украшение Мне дарит угощение. (Бабочка.) Учитель. - Ребята, а давайте попробуем представить, что вы превратились в бабочек. Встаньте со своих мест. Утром бабочка проснулась, (поморгать глазами) Улыбнулась, потянулась (посмотрели направо, налево) Раз – росой она умылась,(закрыли глаза руками) Два – изящно покружилась, (смотрим на указательный палец, рисуем в воздухе 8) Три нагнулась и присела, (сели на корточки и посмотрели вниз) На четыре – улетела. (встали на носочки, посмотрели вверх) Учитель. - Бабочки - одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Крылья бабочек очень хрупкие. - С чем можно сравнить эту хрупкость? Проведём опыт. - Посмотрите, у вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке. - Что произошло? (лепесток сломался и раскрошился) - Ребята, тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочки ломаются, она не может перелетать с цветка на цветок и погибает. Образ бабочки связывается у нас с ярким цветом, солнцем и цветами. Поэтому люди придумали бабочкам красивые имена: - Рассмотрите этих бабочек. - Как вы думаете, где на этом слайде Голубянка? - Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета). - Кто догадался, где бабочка - Лимонница? - Почему она получила такое название? (Лимонница – жёлтая, как лимон). - Какая бабочка осталась? - Почему её так назвали? (Пестрянка – пёстрая). - Каких ещё бабочек можно встретить на лугу? Рассказ учеников: Минаева Вовы и Саркисяна Владислава. - Крапивница - одна из самых известных бабочек. Только многие называют её неправильно - шоколадница. Правильное название - крапивница - дано бабочке потому, что её гусеницы кормятся листьями крапивы. - Бабочка адмирал украшена красными полосами. За эти полосы бабочка и получила своё имя: в старину у адмиралов на брюках были красные лампасы, а через плечо они носили красные ленты. Учитель. - Давайте, на наш луг тоже поселим бабочек. - Каким стал луг? (Нарядным, праздничным.) Учитель. - Ребята проверим, как вы запомнили названия цветов и бабочек. Откроем свои рабочие тетради с.30-31. Соединим названия цветов и бабочек с их изображением. Если не знаете, воспользуйтесь атласом-определителем. Стр. 61, 72, 138, 139. Дети выполняют задание в течении 3 мин. Взаимопроверка задания. Учитель спрашивает 2 учеников. Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали. Учитель. - Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты. Ребята, почему бабочки и цветы всегда рядом? - Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет.) - Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром.) - Почему цветы не могут жить без бабочек? ( Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян. ) - Кто догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Выходят «заботливый сын», «любитель» прекрасного и «юный эколог». Учитель. - Ребята, кто же оказался прав в нашем споре? Почему? Дети читают стихи: Бабочка, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты. - Давайте, поможем Серёже, правильно найти подарок маме, Мише сделать украшения из бабочек. От каждой группы ответственный представляет творческие работы. (Стёпа прочитает стихотворение.) Василька срывать не стану И ромашки золотой, Лучше сразу всю поляну Увезу к себе домой. Прихвачу тихонько поле И в росе блестящий луг. Поселю их в нашей школе, Подарю тебе мой друг. И когда чуть-чуть взгрустнётся, Снег весь мир заполонит, Одуванчик улыбнётся, Колокольчик зазвенит. Не завянет медуница, Не погаснет мой букет. Наше лето сохранится На рисунке много лет. ( с.46 - 47 ) Учитель просит рассмотреть два нижних рисунка и сравнить их. Примерные рассказы детей. (Описание рисунка слева): но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы. (Рассказ по рисунку справа): но вот на луг пришли дети. - Ах, как чудесно! – сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Учитель. Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. (Словесные рисунки детей). - Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка. (Рабочая тетрадь, с.33) (Букет цветов, бабочку.) - Что стало с цветами? (Они завяли.) - Что произошло с бабочкой? (У неё сломались крылышки.) - Правильно ли поступили дети? (Нет.) - А что принесли дети со второго рисунка? (Фотографии, рисунки.) - Поведение этих детей на лугу изменило жизнь луга? (Нет.) - Правильно ли вели себя дети на лугу на первом рисунке? Чего они не знали? (Они не знают правила поведения на лугу.) - Давайте попробуем объяснить, как нужно вести себя на лугу? - Прочитаем правила поведения на лугу. 1. Не срывай цветок - он завянет. 2. Не лови бабочку - она погибнет. 3. Красоту можно воспринимать сердцем. Дети читают вывод в учебнике на с.47. - Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты! Учитель. - Наш урок (путешествие) подходит к концу. Вспомним, чему мы учились на уроке? - Как мы объясним своим друзьям, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Учитель. - У вас на столах лежат карточки с изображением "солнышка" и "тучки". - Кто сегодня на уроке сделал для себя открытие, активно работал на уроке, кому на уроке было интересно - поднимите солнышко. - Кому урок не подарил хорошего настроения - тучку. - Вы молодцы! Спасибо за урок! |