СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила русского языка с использованием приёмов мнемотехники (ч.1)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В "Правилах русского языка с использованием приёмов мнемотехники (ч.1)" изложены темы "Безударные гласные в корне слова", "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова", "Чередование гласных в корне слова". Материал хорошо иллюстрирован. 11 листов А4.

Просмотр содержимого документа
«Правила русского языка с использованием приёмов мнемотехники (ч.1)»

Зри в корень!

Проверяемые написания

Ничего не растет без корня. Так и слова! Есть слова, в которых находятся проверяе­мые орфограммы, т.е. буквы (как гласные, так и со­гласные), написание которых можно проверить ударе­нием, подбором однокоренных слов, подбором слож­ного или сложносокращенного слова (педагог-пединститут, аромат - ароматерапия), изменением формы слова. Таких слов в русском языке большинство. Вначале поговорим о безударных гласных в корне.

Безударные гласные в корне



Правило 1. Правильно подбирайте проверочное слово.


Ударение над гласной может сделать букву яс­ной!

  1. ДОлина – это дол, подол (низ) платья, а не даль. Запо­минаем: «Шла по ДОЛине, зацепилась поДОЛом за куст».

  2. БлагослОвить - от сочетания «благое слово», а не «сла­ва». Запоминаем: «БлагоСЛОВи меня, скажи хоть СЛОВо!»

  3. ОбнАжить - от слова «нагой», «наг» (голый). Вспом­ним строчку из стихотворения: «Он гол и наг».

  4. ПокАяние - от «каюсь», «раскаиваюсь». «Каюсь, прими мое чис­тосердечное покаяние».

Запомните еще несколько слов с проверяемыми гласными в корне:

ОблОкотился о стол и лОктем задел вазу.

Купить рыболовные снАсти и полностью оснАститься.

На Руси в старину о подрАжателях говорили: «Он идет по той же дрА­ге (дороге)».

Разболелось горло (глОтка) - не могу глотать, пищу поглОщать.

У этого укрОтителя любой зверь станет крОтким.

Получаю наслАждение от слАдостей.

ЛЕгавая собака лЕгла, и лошадь лЯгнула её по лЯжке.

ВоплОтить в жизнь мечты ребенка, плоть от плОти своей.

Правило 2. Не проверяйте глагол глаголом с суффиксами -ива-, -ыва-.

ОпОздать (пОздно), нельзя проверять глаголом опаздывать.

ГовОрить (разговОр), но уговаривать.

ВылОмать (лОмка), но выламывать.

ТОрмозить (тОрмоз), но затормаживать.

ВыворОтить (заворОт), но выворачивать.

ВынОсить (нОска), но вынашивать.

РаскрОить (крОйка), но раскраивать.

ПроглОтить (глОтка), но проглатывать.

ЗатОпить (тОпит), но затапливать.

РаздвОить (двОе), но раздваивать.

Раскормить (корм), но раскармливать.

РаскОлоть (кОлет), но раскалывать.

КОнчать (закОнчить), но оканчивать.






Правило 3. Не проверяйте с помощью однокоренных слов корни с чередующимися гласными (надо запомнить 20 корней с чередо­ванием).




Правило 4. Разграничивайте слова, которые в устной речи совпадают по звучанию.



ВОТ ОНИ:

  1. ЗалИзав рану, залЕз на дерево.

  2. ЗапИвать таблетку, а затем запЕвать песню.

  3. ОбвЕвает ветер косы, обвИтые вокруг головы.

  4. ОбЕжать друзей, стремясь никого не обИжать.

  5. ОтвАрив картофель, отвОрить дверь.

  6. ПолАскав котенка, прополОскала белье.

  7. ПосЕдевший мужчина сИдел в кресле.

  8. ЗаскрИпели перья, скрЕпляя подписями договор.

  9. УмОлять о том, чтобы не умАляли его заслуги.

  10. СплОтить коллектив, оплАтив его труд.

  11. Жена прорЕживала всходы и полИвала грядки, а муж, зарЯдив ружье, пАлил из него.

  12. ПосвЯтить поэму просвЕщению.

  13. СтАрожил деревни стОрожил амбар.

  14. УвИдать, как увЯдают цветы.

  15. У моря, где бушуют вАлы, гуляют вОлы.

  16. ПрожИвая на стипендию, надо тщательно жЕвать пищу.

  17. ЧАстота уборки влияет на чИстоту в доме.

  18. Не смог раскОлоть орех и раскАлился добела.

  19. СтЕсненный в средствах, не могу позволить себе купить книгу, тИс­ненную золотом.

  20. Не позвОляй шалостей, когда вАляешь шерсть.

  21. ПодрАжая взрослым, оделся легко и теперь дрОжал от холода.

  22. ПрекрАщай укрОщать.

  23. СвЕла по лестнице дома, где свИла себе гнездышко.

  24. БИчевать пороки бИчом, а баржу бЕчевать бЕчевой (толстая прочная веревка).

  25. ПримИрив друзей, примЕрил костюм.

  26. ВыпОроть его надо, а потом в бане выпАрить.

  27. ТАчать сапоги, а не тОчить ножи.

  28. НаслАждаться слАдостями и не усложнять себе жизнь.

  29. Мужчина с пристЕжным (пристёгивать) воротником к пальто ехал на пристЯжной (идущий в пристяжке) лошади.

  30. Ветер веет, флаги развЕвает, а надо энергетику развИвать.

  31. Что за навАждение? Нет удовольствия от вОждения.

  32. СЕдок, в сЕдле сИдя, повредил сЕдалищный нерв.

  33. Бросился озЕмь, где взошла озИмь.

  34. Когда щЕпал лучину, щИпало руку.

  35. БлагослОвение на прослАвление.

Правописание проверяемых согласных в корне

Правило первое. Проверяйте звонкие и глухие согласные в корне с помощью однокоренных слов или другой формы этого же слова.

Согласные звонкие и глухие имеют дар оглушения или озвончения. Они меняют свой звуковой облик, но стоит лишь после них поставить «стражей порядка» - гласные буквы или л, м,н, р (лимон р-р-р), и они зазвучат так, как надо их писать:

узкий - узок

косьба - косить

мороз - морозный

молотьба - молотить

резьба - резной

лавка - лавочка

коврижка - коврига

бегство - беглец

сапожки - сапожок

водопад - падать

будка - будочка

пичужка - пичуга



Данное правило и метод проверки не вызывают ника­ких затруднений, но запомните слова-исключения:

3 Зак 535



Свадьба (свадебный), но сватать, сват.

Отверстие, но отверзать («открыть», «развязать»).

Лестница, но лезу.

Ноздри, но нос.




Различайте значение слов:


1. Вперемежку (межа, перемежать, чередовать) и вперемешку (мешать).

За окном вагона поля шли вперемежку с лесами, а у меня на столе журналы, газеты, книги валялись впере­мешку.

  1. Изморозь (мороз) и изморось (моросить).

Странное явление: на окне изморозь, а на дворе изморось.

  1. Копчик (нижняя конечная часть позвоночника) и кобчик (птица).

Упал на копчик, когда пролетал кобчик.

  1. Гранд (испанский дворянин) и грант (безвозмездная ссуда).

Гранд получил грант на учебу.

Правило второе. Проверяйте непроизносимые согласные в корне.



Непроизносимые согласные обычно встречаются в словах, где стали в ряд 3-4 согласных звука и один оказался «лишним». Здесь единствен­ный выход - звать на помощь гласные звуки, чтобы они дали право го­лоса «затертому» согласному.


Солнце - солнечный

Сердце - сердечный

Уздцы - уздечка

Явственный - наяву



Я думаю, что вы легко подберете к данным ниже словам проверочные, чтобы зазвучал не­произносимый согласный звук:





безвестный

безмолвствующий

властный

гигантский

голландский

горестный

громоздкий

грустный

девственный

дилетантский

доблестный

звездный

захолустный

здравствующий

завистливый

корыстный

костный

местный

мерзопакостный

ненавистный

ненастный

неуместный

окрестный

объездной

пастбище

поздний

праздный

президентский

прелестный

пристрастный

радостный

разномастный

сверстник

счастливый

сумасшедший

тростниковый

хлесткий

чувственный

целостный

шестнадцатый

шотландский

яростный



А вот эти слова с непроизносимыми (или непроверяемыми) соглас­ными запомните!

Примените приём мнемоники.

Фразы для запоминания:

В мундире лежит штучка - мундштук.

Ландшафт весь в ландышах.

Вето на ветчину.

Сдоба с добавками.

Режь варежки! Петя – диспетчер.

Потчевать до пота.

Компромат на компанию.

Симптомы болезни у Симы.

Контингент континента.

Уменьшили футбольное поле на один фут (единица измерения длины).

Конъюнктивит у юнкера отразился на конъюнктуре (создавшая­ся в какой-либо области обстановка) рынка.

В ягдташе горе-охотник ягоды тащит. (Ягдташ - охотничья сумка для дичи).

Лесть не поможет продви­жению по служебной лестнице (хотя лесенка).


Различайте слова, которые из-за непроизносимых согласных совпадают (или близки) по звучанию с другими словами, совершенно разными по своему лексическому зна­чению:

Косные взгляды у человека, больного костным туберкулезом.

Свиснуть с ветки и громко свистнуть.

Констатировать константное (неизменное) состояние. Явственно увидеть яства на столе.

Шествовать с шестом вслед за шефствующей организацией. Участвовать в соревновании, несмотря на чувствительную боль.

Грустно, потому что гнусно.

Послал постлать постель.

Дополнение к правилу второму:

Не ищите непроизносимые согласные там, где их нет и быть не может. Не ошибитесь в следующих словах, потому что

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно!

Вот еще слова, в которых нет «внеплановых» согласных, но, к сожа­лению, лишние М, К, Т,Н часто встречаются в работах учеников:




Волна плеснула, блесна блеснула (хотя блеск и плеск).

Юрисконсульт рискнул (но юрист).

Наперсник воспевал в стихах перси, очи и ланиты.

Брызнул водой и от смеха прыснул (хотя брызги).

Опасно идти по скользкому: поскользнешься.

Надоели интриганы и хулиганы.

У поручика несносный почерк.

Чудесные ресницы.

Прецедент и инцидент (пре + це, ин + ци).

Выйти и прийти.

Конкурент неконкурентоспособен.

Дерматин лежит у дерматолога.

Грейпфрут (не от слова фрукт).

Разгрести мусор (хотя гребёшь).



ГЛАВА 4 Зри в корень! Примени правило!

Работаем со второй линией схемы. Здесь собраны слова с корня­ми, написание которых подчинено определенным правилам. Вот эти правила:

    1. Ж, Ш, Ч, Щ, X пиши с буквами И, У, А.

    2. Чередование О-А в корне (11 корней).

    3. Чередование Е-И в корне (9 корней).

    4. Чередование ИМ(ИН) -А(Я).

    5. Буквы О-Ё после шипящих.

    6. Гласные после Ц.

    7. Буквы Эи Ев корне.

    8. Разделительный Ъ перед корнем.

    9. Употребление Ь в корне (разделительный, после ши­пящих, для обозначения мягкости согласных).

    10. Ы, И в начале корня после приставок.

Правило первое. Ж, Ш, Ч, Щ, X пиши с буквами И, У, А

Это правило хорошо знакомо вам с первого класса.




Слова-исключения: жюри, брошюра, парашют. Запоминаем их с по­мощью рисунка.




Фраза: С парашютом на голову жюри сбросили брошюру.

Чередование А-О в корне

Существует одиннадцать корней с чередованием О-А. Предлагаемая таблица поможет вам запомнить эти корни.

Принцип написания

Корень

Правило

Примеры

Исключения

4 корня зависят от ударения

1. Гар-гор

А под ударением, О без ударения

Загар - заго­рать, загорев­ший, пригореть

Выгарки, изгарь, пригарь

2. Зар-зор

А без ударения, О под ударением

Заря - зорька, зарница, зори, озарение, зарево

Зоревать, зоревой

3. Клан-клон

А и О под ударением. Если не знаем, что писать, пишем букву О

Поклон - кла­няюсь, покло­нение, склоне­ние


4. Твар-твор

А и О под ударением. Если не знаем, что писать, пишем букву О

Твор­чество, творе­ние, притво­риться, творить

Утварь

Фраза для запоминания корней: Загорая на заре у моря, преклони колени пред Творцом.

4 корня зависят от того, ка­кие буквы следуют за О, А в корне и после корня

1. Кас-кос

А пишется, если за корнем следует суффикс А

Касаться - при­косновение, касательная, прикоснуться


2. Лаг-лож


Перед Г пишется А, перед Ж- О

Излагать - из­ложе- ние, пред­лагать, пред­ложение

Полог (устар. за- навеска, за­крыва- ющая кровать)

3. Скак-скоч

А пишется перед К, О- перед Ч

Скакать - вы­скочка, скакал­ка, поскакать, скакун, выско­чить

Скачок, скачи, скачу


4. Рос – раст, ращ

Перед СТ-Щ пи­шется буква А, перед остальны­ми - О

Растение - за­росли, выросла, водоросль, вы­ращенный, возрастать, не­доросль

Ростовщик, Ростислав, Ростов, росток, отрасль, подростковый, на вырост

Фраза для запоминания корней: Предложил прикоснуться к выращен­ному скакуну.

2 корня зависит от значения

1. Мак-мок

Мак - «погружать в жидкость»



Мок - «впиты­вать жидкость»


Обмакнуть в краску, макать хлеб.

Промокнуть насквозь, не­промокаемый плащ, промо­кашка



2. Равн - ровн

Равн – «равный, одинаковый»


Ровн – «ровный, гладкий, прямой»

Сравнить, рав­номерный, рав- носторон­ний, равнение напра- во, урав­нять в правах, поравняться

Сровнять с землёй, под­ровнять челку, выровнять грядки

Равнина, поровну, ровесник, уровень

11-й корень

плав

А пишется всегда

Плавательный, поплавок, плавник


Пловец, пловчи- ха, плывун (грунт, насыщен- ный водой)



Чередование Е-И в корне (9 корней)

Правило звучит так:

1) если в слове есть ИРА, то пишется и (5 корней):

бер – бир-а (соберу - собирать)

пер – пира (запер - запирать)

дер – дир-а (удеру - удирать)

тер – тир-а (стер - стирать)

мер – мир-а (умер - умирать)


2) в корне (их 4) пишется И, если после корня следует суффикс А:

стел – стил-а (застелить - застилать)

жег – жиг-а (зажег - зажигать)

блест – блист-а (блестеть - блистать)

чет – чит-а (почет - предпочитать)

Исключения от слова чета: сочетание, сочетать, словосочетание,

бракосочетание.

Фраза для запоминания:

Во время бракосочетания дочери супружеская чета увидела, как не сочетается цвет рубашки с цветом гал­стука жениха, и от возмущения не могла произнести ни слова, ни словосочетания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!