Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка
Мнемоника
Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника. Она основана на особенностях работы человеческой памяти. Один из основных её законов можно сформулировать так: легче запомнить огромную систему с простыми и ясными связями между частями, чем отдельные, не связанные между собою предметы. Так что же такое мнемоника? В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дается следующее определение данного понятия «Мнемоника – слово древнегреческое «μνημονικόν»—искусство запоминания, визуализации объекта или субъекта».
Запоминание с помощью рифмованных правил
- Правописание непроизносимых согласных
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Запомни стих как дважды два
И пиши без Т слова:
Вкусный, безгласный и интересный,
Добавь интриганский, а также словесный.
Ошибка не будет страшна, коль подберёшь для проверки слова.
- Правописание приставок
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить:
-Десь,-доровье,-дание-,
Нет в них содержания.
- Правописание приставок на -З,-С
Не забудьте про приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-.
Перед согласными глухими
Быстро меняет З на С.
Спряжение глаголов
У глаголов два спряженья:
-ЕШЬ и –ИШЬ. Вот исключенья:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя!
Правописание предлогов
Навстречу, вроде, несмотря,
Насчёт, ввиду и вместо-
В предлогах пишем вместе.
ВСЛЕДСТВИЕ – «ИЗ-ЗА» - ясно вполне:
Слитно напишем, конечная Е.
2.Запоминание слов с помощью рифмовок.
Правописание О-Ё после шипящих, слова – исключения.
Шорох, чокаться, трущоба,
Жом, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжоры,
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоу, джоуль, корнишон,
Рожон, боржоми и пижон,
Капюшон, мажор и шорты,
Шок, харчо, анчоус, джонки,
Трещотка, джокер, чох, вечор-
Запомни весь этот набор.
После шипящей не спеши,
В рифмовку входит? О пиши!
Запоминаем слова с Ё.
Пишем Ё в ловах: дешёвка,
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.
Запоминаем окончания существительных (Р.п., мн.ч.)
В детской сказке колобок.
По траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять,
Помидоров – не собрать.
Уважают человека
У туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
У монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
У башкир и белорусов,
У киргизов и грузин,
У бурят и осетин.
3.Запоминание на основе логических ассоциаций
МУЖЧИНА. Настоящий мужчина состоит из МУЖА и ЧИНА.
ЖЕНЩИНА = ЖЕНА + ЩИ.
Интеллигенция. Настоящие интеллигенты, как правило, люди небогатые, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли?»
4. Запоминание с помощью сказочных сюжетов.
Помогите корню
Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но всё-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни –ГОР-и -. ГАР-. Все дела они делили пополам.ГОР работал в безударном положении, а ГАР принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова ГОРЕТЬ, ГОРЕЛКИ, ПРИГОРЕТЬ, то корень ГОР бежал на службу, а если в предложении оказывались слова ЗАГАР, УГАР, ОГАРОК, то торопился корень ГАР.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная
жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах ГОРЕВАТЬ и ГОРА благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
- Мы твои истинные братья,- нашептывали они корню ГОР. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: ГОРЕ, ГОРЕВАТЬ, ГОРЕЦ, ГОРИСТЫЙ. Бери нас в свою семью, а корень ГАР гони подальше.
Засомневался корень ГОР, и брата ему жалко стало гнать( ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!) Как быть?
5. Запоминание с помощью рассказов – ситуаций.
С мечом или с мячом?
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мЕчом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живёт Петя, и передала записку.
- Ну как?- спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла, сказал, что к шести часам вечера придёт.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
- Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
- А мяч есть?
-Есть! Сейчас Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча у него в руках было оружие- длинный деревянный меч. Почему?
Правило этики
Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя! Повторяла так часто, Чавкать нельзя не только за обедом что в конце концов он это правило накрепко запомнил.
Но как он был удивлён, когда однажды, открыв тетрадь, увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал её замечание: «Чавкать нельзя!»
Недоумевающий Павлик подошёл к учительнице. «Читай, что у тебя написано»,- улыбаясь, сказала она. «УЧАВ…ствовать», запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щёки. Чавкнул! Действительно!
«Вот в том-то и дело, сказала учительница. - Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?» Ещё бы! Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове УЧАСТВОВАТЬ он никогда не «чавкает». Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом.
6. Запоминание с помощью игровых ситуаций.
Подберите слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:
Печка – ( свечка, речка, колечко……)
Птенчик – (бубенчик….)
Вечный – (встречный, сердечный,…..)