СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несёт ответственность за получение , сохранение и переработку, а также за воспроизведение информации в процессе учебной деятельности. В работе над данной темой были использованы методы, приёмы и средства мнемотехники

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка»

ГУО «ГИМНАЗИЯ № 2 г. МИНСКА»









ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5, 8 КЛАССЕ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ЛЁГКОГО, БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ, УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»



















Булыгина Любовь Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

8(029)6869841

e-mail: lubov_bulygina54@mail.ru

1.1. Тема опыта: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5, 8 КЛАССЕ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ЛЁГКОГО, БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ, УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»

Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятель-

ности. При работе над данной темой были использованы методы, приёмы и средства мнемотехники.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.

Мнемоника - искусство запоминания.

Мнемотехника – это приёмы запоминания.

Самые распространённые и употребляющиеся в работе – это :

  • «Акростих»;

  • «Мнемофраза»;

  • «Мнемостих».

2.2. Актуальность опыта

Для меня данная тема является особо актуальной и значимой.Эту  проблему можно рассматривать как  конкретную, так как возрастные особенности развития памяти актуальны для учебных заведений, также можно рассматривать и как частную, т.к. эта тема актуальна на уровне города и региона. Также можно рассматривать как всеобщую, потому что подростковый возраст- это проблема мирового уровня [233с].

В потоке современной  жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику и подростку, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее [474с].

Первоначально у ребенка  преобладает образная память, значение которой 

уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания  обычно выше при опоре на наглядный  материал, так что широкое использование наглядных

 средств обучения является закономерным и эффективным, также важно знать особенности развития памяти детей и привлекать методы и приёмы запоминания [233с].

  • Объект исследования - процесс развития памяти подростков.

  • Предмет исследования – особенности памяти подростка.

  • Предмет исследования: уровень сформированности основных видов памяти у детей младшего и среднего школьного возраста.

  • Объект исследования: учащиеся 5 и 8 класса.

  • Практическая значимость: данное исследование может способствовать повышению качества процесса обучения.

1.3.Цель опыта

Цель работы – изучить виды памяти, особенности памяти подростка и её развитие, применять полученные знания на практике.

1.4. Задачи опыта

Достижение поставленной цели осуществилось путём решения  следующих задач:

1) Изучить научно - теоретический материал исследований  процесса памяти 

подростка;

2) Изучить приёмы, способствующие развитию памяти подростка;

3) Выбрать психолого - педагогический  материал для исследования уровня 

развития памяти подростков.

4) Применять на практике приёмы мнемотехники.

1.5.Длительность работы над опытом

Продолжительность работы над данным опытом- 2 года работы в гимназии №2 города Минска. Первый этап - 2014-2015 учебный год, работа в 5 «В» классе и в 7–ых классах.

Второй этап – 2015-2016 учебный год, работа в 5 «В-Г» классах и в 8-ых классах.

2.1.Ведущая идея опыта

Основной  метод - теоретический анализ научно-психологической литературы.

Теоретическая значимость работы обусловлена расширением представлений о процессе памяти, видах памяти и особенностей памяти подростков. Практическая значимость заключается в том, что в моей работе по самообразова- нию рассмотрены приёмы развития памяти подростков и способы применения; подобраны психологические  диагностики уровня развития процесса памяти подростков.

2.2.Описание сути опыта

1.1. Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная  цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

3апоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлениях и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы:

- основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале,;

- на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал.

Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбивания на группы.

Локальная привязка, или  метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность постоянных и непостоянных признаков частей речи, чёткая последовательность при синтаксическом разборе и чёткой последовательности при характеристике простого предложения, при звуко-буквенном анализе и т.д.. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных посредников  по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. Это мнемофразы.

Облегчает запоминание и группировка — разбивание ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании словарных слов:

Программа , программный, программка- проблема, проблемный.
Грамматика, грамматическая основа - грамота, грамотный.

Искусство, искусственный – искусный. Иллюминация, иллюстрация - алюминий, алюминиевый.

Интеллигент, интеллигентный - интеллект, интеллектуальный.

Республика Беларусь, белорус, белоруска - Белоруссия, белорусский язык.

Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, выучить, запомнить морфологический разбор имени существительного, затем, отталкиваясь от него, запоминать и следующие; легче даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.

Припоминание слова  зависит от того, насколько часто встречалось оно в прош-

лом опыте  человека, и от того, входит ли это слово в значимую для  человека категорию. Фамилии потому трудно припоминаются те, что не входят ни в одну из категорий. Метод ассоциаций предполагает создание связей между элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом, чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.

Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени, — акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СГС, СИС, ПГС.

Обратимся теперь к приемам  запоминания, которые опираются  либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.

Одно дело сказать  себе, что помнить следует до определенного  дня (экзамена), другое — усвоить  навсегда. В первом случае, после  того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Для эффективного использования  установки  следует тщательно формулиро-

вать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что —навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого

И последнее, что нужно знать всем, в течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно

снижается, а затем вновь  несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для памяти, и учитывать это.

1.Успех запоминания также обеспечивается самоконтролем. Очень важно при заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это важно на всех этапах усвоения. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Поэтому я использую формы самоконтроля практически на каждом уроке.

2. Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Исходя из этого на уроках при объяснении материала нового и повторении я использую блок-схемы, опорные конспекты по теме, изготавливаю тренажёры и использую мнемоприёмы при изготовлении наглядных пособий уроку.

3. Одним из условий успешного запоминания  является также система-тизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследования А.А. Смирнова [1; 3, с. 235-240], Занкова Л.В. выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например, распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы и пр., путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристике предложений и т.п.

4. Забывание протекает  во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Весьма важно своевременно организовать повторение воспринятого на первом уроке, не откладывая надолго эту работу.

Эта закономерность хорошо подтверждается данными М.Н. Шардакова. «Без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3--4 дня — 66%; через 1 месяц —58%; через 6 месяцев — 3%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3—4 дня — 84%; через 1 месяц — 70%; через 61месяцев — 60%».

Мои уроки не проходят без применения методов и приёмов запоминания. Это очень важно именно не проговорить с учеником учебные научные положения, но вместе с ним сделать их достоянием долговременной памяти, что очень сложно именно в подростковом периоде.

2.3. Результативность и эффективность опыта.

1.Повышение орфографической грамотности учащихся благодаря словарной работе c использованием приёмов мнемотехники, с применением диктантов с самопроверкой, изготовлению смысловых иллюстраций к изученной орфограмме.

2. 99 % моих учащихся без всяких затруднений могут выполнить синтаксические разборы словосочетаний и простых предложений.

3. Благодаря систематическому повторению и чёткой блок-схеме анализа части речи к теме «Морфология», учащиеся хорошо разбираются в определении частей речи и анализу частей речи.

4. Благодаря тренажёрам и мнемофразам и постоянному повторению, учащиеся хорошо усвоили тему «Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое», хорошо различают роль и значение инфинитива с этих конструкциях, они хорошо отличают знаменательные глаголы от глаголов – связок. Я считаю, что это сложный материал для подростков.

Много внимания уделяем проблеме отличительных признаков отглагольных прилагательных и причастий. Сейчас закладывается практическая база для гимназистов, очень важно не методом зубрёжки и забывания, а научным методом помочь учащимся получить качественные знания для жизни, для использования, для понимания того , что делать орфографические и пунктуационные ошибки во взрослой жизни – стыдно! Что быть грамотным и компетентным - это норма! А ещё нужно сдать ЦТ и желательно получить 100 баллов или чуть меньше…

В моих 5 классах обучается русскому языку - 51 учащийся:

Результаты обучения учащихся 5-ых классов за 3 четверть

5 «В» класс

В классе 25 учащихся

5 «Г» класс

В классе 26 учащихся

10- 5

9- 16

8- 3

7- 1

6-

5-

10 - 3

9- 18

8- 4

7- 1

6-

5-

Качество знаний: 84%

Средний балл -9

Качество знаний: 80.8%

Средний балл -8.6

В 8-ых классах обучается 89 учащихся.

Результаты обучения учащихся 8-ых классов за 3 четверть

8 «А» класс

22

8 «Б» класс

23

8 «В» класс

22

8 «Г» класс

22

10-

9- 7

8- 5

7- 5

6- 5

5

10-

9- 7

8- 9

7- 2

6- 5

5

10- 2

9- 8

8- 6

7-4

6- 2

5

10- -

9- 16

8-

7- 3

6- 3

5

Качество знаний:

32%

Средний балл -7.6

Качество знаний:

30.4 %

Средний балл -7.8

Качество знаний:

45.5%

Средний балл-8.2

Качество знаний:

72.7%

Средний балл-8.6



Хотя, конечно, ещё предстоит очень много сделать для формирования компетентного, грамотного, знающего не только русский, но и белорусский, и английский язык выпускника, выпускника 21 века, умеющего не только учить, но и всегда учиться самому.

3.Заключение

Таким образом, память лежит  в основе способностей человека и  является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Объектом  исследования является  процесс развития памяти подростков, предметом – особенности памяти подростка.

Изучен процесс «память», виды памяти, особенности памяти подростка. Даны практические рекомендации по развитию памяти подростка.

Собран большой мнемонический материал по словарной работе, возможно, это подвигнет меня выпустить брошюру «Мнемофразы: к уроку русского языка».

Поставленные задачи решены:

1)изучен научно-теоретический материал;

2)изучены приёмы развития  памяти подростка:

Поставленная цель изучить виды памяти,  памяти подростка и её развитие достигнута.

Подтверждением применения мною мнемотехнических приёмов является конспект урока русского языка в 8 классе с использованием таблиц, кластеров, мной изготовленных тренажёров и интерактивного тренажёра. Показаны методы проведения самоконтроля и взаимоконтроля.

Список литературы

1.Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти // ЦНС.  Л., Наука,  1988г. 

2. Голубева. Индивидуальные  особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980 г.

3. Гуревич К.М. Что  такое психологическая диагностика.  М., 1985.

4.Зарудна А.А. Психология: учебное  пособие для студентов по курсу- Минск:

Высшая школа,1970.474с.

5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

8.Смирнов А.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Москва. Журнал: Вопросы общей психологии, с. 235-240.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997.220с.

10. Файгенберг И.М.  Память и обучение.  ЦОЛИТУВ,  М 1974г

11.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей  и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997. 233с,

12. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

 

.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!