СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правило равновесия рычага. Момент силы, плечо силы. Условие равновесия тела под действием нескольких сил.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правило равновесия рычага. Момент силы, плечо силы. Условие равновесия тела под действием нескольких сил.

Просмотр содержимого документа
«Правило равновесия рычага. Момент силы, плечо силы. Условие равновесия тела под действием нескольких сил.»

Тема: Правило равновесия рычага. Момент силы, плечо силы. Условие равновесия тела под действием нескольких сил.

Цель: ввести понятие рычага и рассмотреть его виды; условие равновесия рычага.

Задача: научить определять точку опоры; рассмотреть виды и условия равновесия рычага и научить решать задачи на условие равновесия рычага и правило моментов; научить формулировать вопросы и добывать недостающую информацию, делать выводы из полученной информации, обрабатывать данные, полученные в результате эксперимента.

Тип урока: комбинированный урок

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Планируемые результаты урока:

Предметные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Знают как графически изображать силы. Знают условия равновесия рычага и правило моментов, умеют вычислять, момент силы.

Метапредметные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему. Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Личностные: Применяют полученные знания при решении физической задачи.

Изображают силы в выбранном масштабе.

Оборудование: подвижка с лапкой и муфтой, механический рычаг, три груза по 100г, линейка, молоток, резинка, проектор, компьютер, интерактивная доска.

Методическое пособие: учебник О.Ф. Кабардин «Физика-7 класс» - М., Просвещение, 2014, с. 173.

Дополнительный материал: презентация, карточка с экспериментальными заданиями; карточки с формулами, изготавливают дети.



«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю».

Архимед из Сиракуз



Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 -7 мин)

Устный опрос по теории:

Точка опоры - точка, вокруг которой вращается твердое тело (рычаг).

Равновесие — это такое состояние тела (системы тел), когда под действием приложенных сил оно остается в состоянии покоя или движется равномерно без изменения скорости.

Виды равновесия тел: устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, безразличное равновесие.

Момент силы  - физическая величина, которая характеризует вращение тела. М= F l


Постановка целей и задач урока. (эксперимент с равновесием молотка)


Учитель: Что надо сделать экспериментатору перед тем как вывесить молоток?

Учащиеся: найти точку равновесия – точку опоры


Учитель: Что называют точкой опоры?

Учащиеся: Точка опоры - точка, вокруг которой вращается твердое тело.


Учитель: Сколько сил действует на линейку и куда они направлены?

Учащиеся: Две. Одна ( сила нагрузки)– вниз, вторая (приложенная сила)– вверх.


Учитель: Опишите состояние тела.

Учащиеся: Оно находится в равновесии.


Учитель: Какие виды равновесия вы знаете?

Учащиеся: Устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, безразличное равновесие.


Учитель: К какому виду равновесия мы можем отнести данный случай?

Учащиеся: Неустойчивое.


Учитель: Если мы выведем тело из состояния равновесия, что произойдет с телом. Дайте характеристику его движения.

Учащиеся: Тело упадет. Будет вращаться.


Учитель: Какая физическая величина описывает вращение тела? Назовите формулу по которой ее можно вычислить (покажите ее на карточке). Это векторная величина или скалярная?

Учащиеся: Момент силы. М= Fl Векторная величина.


Учитель: Что такое - F и l, единицы измерения.

Учащиеся: F – сила, действующая на тело и вращающая его, измеряется в Н;

l - плечо, расстояние от точки опоры до прямой, вдоль которой действует сила, измеряется в м.


Учитель: У какой силы плечо больше, а у какой меньше?

Учащиеся: У первой – меньше, а у второй – больше.


Учитель: Будет ли молоток находиться в равновесии, если мы уравняем плечи? Почему?

Учащиеся: Нет так, как силы не равные и моменты сил тоже будут не равные – тело начнет падать с вращением.


Учитель: Какое существует соотношение между силами и плечами?

Учащиеся: Чем больше сила, тем меньше плечо.


Учитель: Как оно называется?

Учащиеся: правило моментов, правило равновесия тела.


Учитель: Для чего предназначен молоток?

Учащиеся: Забивать гвозди


Учитель: Можно ли сказать, что мы используем его по назначению?

Учащиеся: Нет.


Учитель: В данной задаче молоток выполняет функции нового механизма – рычаг.


Учитель: Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке.

Учитель: Рычаг.


Учитель: Правильно.

Какую цель урока перед собой вы поставите? Что бы вы хотели узнать при изучении этой темы?

Учащиеся: Что такое рычаг? Какие бывают рычаги? Для чего нужны и как они используются? Как его привести в равновесие?


Учитель обобщает , выводит тему и цель урока: Тема урока «Правило равновесия рычага. Момент силы, плечо силы. Условие равновесия тела под действием нескольких сил.»

Цель урока: ввести понятие рычага и рассмотреть его виды; вывести правело рычага; условие его равновесия.


3. Изложение нового материала(10-15 мин)


Учитель:

Рычаг – это любое твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной точки опоры.  

Запишем Правило моментов М1 =М2 ; М1 + М2=0 - правило равновесия рычага (правило моментов) – Рычаг находится в равновесии только тогда, когда векторная сумма моментов сил, приложенных к рычагу равна нулю.

Распишем моменты сил: М1= F1l1; М2 = F2 l 2F1l1 = F2 l 2 F1/F2=l2/l1


Учитель: В какой зависимости находятся силы и их плечи в прямой или обратной?
Учащиеся: В обратной.


Учитель:

Соотношение между силами и плечами – условие равновесия рычага: F1/F2=l2/l1.
Если приложенные силы обратно пропорциональны длине плеч рычага, рычаг находится в равновесии.


Учитель: Чем больше сила, тем меньше плечо.

Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в пути.

Назначение рычага – выигрыш в силе, в расстоянии (скорости).


Учитель: Почему лисенок и енот находятся в равновесии?
Учащиеся: Выполняется условие равновесия. И силы и плечи равны.


Учитель: Что надо сделать, чтобы уравновесить лисенка и медведя?

Учащиеся: Сместить точку опоры ближе к медведю, так как он тяжелее.


У читель: Виды рычагов.


Рычаг первого рода – точка опоры между приложенными силами. - получить выигрыш в силе.


Рычаг второго рода – точка опоры и точка приложенной силы на разных концах рычага, а между ними нагрузка - выигрыш в силе.


Рычаг третьего рода – точка опоры и точка нагрузка на разных концах рычага, а между ними точка приложенной силы - выигрыш в пути. 

Ч тобы удержать тяжелый груз с, необходимо приложить большую силу F, поэтому использование этого инструмента не подразумевает удержание с помощью него тяжелых предметов.





Учитель: Определите какого рода данный рычаг.


Учащиеся: 1, 2 и 3 рода.



Учитель: Рассмотрим примеры рычагов в быту.




Учитель: Какому роду относится наш рычаг – линейка с молотком?

Учащиеся: 2 рода


Вывод: Учитель: Что необходимо сделать, чтобы привести рычаг в равновесие?

Учащиеся: Найти точку опоры, найти соотношение между силами и плечами.

Учитель: Сколько существует видов рычагов?

Учащиеся: Три.


Учитель: Выдающийся древнегреческий учёный Архимед более 2000 лет назад ответил примерно так:«Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю (переверну Землю)».


Как Вы думаете какой механизм должен был бы использовать Архимед, чтобы осуществить свои угрозы?


Учитель: Каким видом рычага должен был бы воспользоваться Архимед? (домашнее задание)


4. Физкульт-минутка (3 минуты) Назовите рычаги в нашем теле которые использовались нами для выполнения физических упражнений.

5. Закрепление изученного материала (10-15 мин)

1) Взаимопроверка(сосед проверяет правильность формулы) (2-3 мин)

Оформить карточку с новыми формулами – условие равновесия рычага F1: F2= l2:l1

2) Работа в группах по 4 человека. Каждая группа получает экспериментальное задание.


Техника безопасности при работе с тяжелыми предметами.


Экспериментальная работа

Цель: Проверка условия равновесия рычага.

Задание:
1) изучить рычаг, который лежит на столах, определить какого он рода;
2) найти точку опоры;

3) уравновесить рычаг;
4) подвесить на первое плечо один груз на второе два груза;

5) привести рычаг в равновесие, подобрав длины плеч;

6) измерить длины плеч и найти их отношение l2:l1=?;

7) вычислить силы, действующие на рычаг и найти их соотношение F1: F2=?;

8) сравнить l2:l1 и F1: F2.

Учитель:

9) Сделать вывод о проделанной работе (с чем познакомились, чему научились, подтвердилось ли условие равновесия рычага )

6. Подведение итогов (5 мин)

Учитель: С каким новым механизмом мы познакомились? Что это такое?

Учащиеся: Рычаг. Рычаг – это любое твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной точки опоры.  


Учитель: Для чего нам нужен рычаг, что он нам дает?

Учащиеся: Выигрыш в силе.


Учитель: Какого рода бывают рычаги?

Учащиеся: 1, 2 и 3.


Учитель: Чему мы сегодня научились?

Учащиеся: Уравновешивать рычаг и записывать условие равновесия рычага.


Учитель: Покажите мне карточку с формулой условия равновесия рычага

Учащиеся: F1: F2= l2:l1


Учитель: Покажите формулу описывающую правило равновесия рычага (условие моментов)

Учащиеся: М1+ М2=0


Учитель: На все ли вопросы, которые мы задавали себе в начале урока, мы нашли ответы?

Учащиеся: Да.


Учитель: Значит мы молодцы.

Сегодня мне понравились как работали ……

Были не активны …..

Очень плохо работали …….


Учитель: Что вам понравилось сегодня на уроке?

Что вызвало наибольшее затруднение?

Теперь вы понимаете чему надо больше уделить внимания дома.

На следующем уроки мы с Вами продолжим решать задачи на условие равновесия рычага и правила равновесия рычага. Карточки с формулами не теряйте.


Спасибо за урок. Урок окончен.

7. Разбор домашнего задания (1 мин)

§14- выучить, §15- повторить, 1) рычаг для Архимеда; 2) привести примеры какие рычаги есть в нашем теле и быту и как мы их используем и приводим в состояние равновесия.


УРОК № 35. Карточка с экспериментальными заданиями


Экспериментальная работа


Цель: Проверка условия равновесия рычага.

Задание:
1) изучить рычаг, который лежит на столах, определить какого он рода;
2) найти точку опоры;

3) уравновесить рычаг;
4) подвесить на первое плечо один груз на второе два груза;

5) привести рычаг в равновесие, подобрав длины плеч;

6) измерить длины плеч и найти их отношение l2:l1=?;

7) вычислить силы, действующие на рычаг и найти их соотношение F1: F2=?;

8) сравнить l2:l1 и F1: F2.

Учитель:

9) Сделать вывод о проделанной работе (с чем познакомились, чему научились, подтвердилось ли условие равновесия рычага )






Игра «Сортировка»

Каждая группа получает название предмета, необходимо определить к какому типу рычагов он относится и положить его в коробку с нужным номером.


1 рода

2 рода

3 рода

катапульт

дверь

топор

весы

окно

пинцет

выключатель


удочка


Т. О – точка опоры

F1 - нагрузка

F2 – приложенная сила


Точка опоры - точка, вокруг которой вращается твердое тело (рычаг).


Равновесие — это такое состояние тела (системы тел), когда под действием приложенных сил оно остается в состоянии покоя или движется равномерно без изменения скорости.


Виды равновесия тел: устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, безразличное равновесие.


Момент силы  - физическая величина, которая характеризует вращение тела. М= F l



Рычаг – это любое твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной точки опоры.  



Правило моментов М1 =М2 ; М1 + М2=0 - правило равновесия рычага (правило моментов) –

Рычаг находится в равновесии только тогда, когда векторная сумма моментов сил, приложенных к рычагу равна нулю.


Распишем моменты сил: М1= F1l1; М2 = F2 l 2F1l1 = F2 l 2 F1/F2=l2/l1



Соотношение между силами и плечами – условие равновесия рычага: F1/F2=l2/l1.

Если приложенные силы обратно пропорциональны длине плеч рычага, рычаг находится в равновесии.



Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в пути.



Назначение рычага – выигрыш в силе, в расстоянии (скорости)



Виды рычагов:


Рычаг первого рода – точка опоры между приложенными силами - получить выигрыш в силе.


Рычаг второго рода – точка опоры и точка приложенной силы на разных концах рычага, а между ними нагрузка - выигрыш в силе.


Рычаг третьего рода – точка опоры и точка нагрузка на разных концах рычага, а между ними приложенная сила - выигрыш в пути. 





Учитель: Определите к какому роду относятся рычаги: качели, катапульт, весы, ножницы (1 род); гаечный ключ, дверь, окно, тачка (2 род); пинцет, щипцы для льда, метла(3 рода). 

Учащиеся: качели, катапульт, весы, ножницы (1 род); гаечный ключ, дверь, окно (2 род); пинцет, щипцы для льда, метла, топор, молоток (3 рода). 



10