Тема урока: «Начало царствования Екатерины II».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Екатерины II;
Задачи:
Образовательные:
1.Сформировать представления обучащихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II.
Развивающие:
Развивать умение делать выводы, обобщать.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к истории.
2.Воспитывать нравственные качества личности.
Ход урока
Организационный момент.
_ Здравствуйте. Садитесь
- Пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время урока.
- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.
2. Повторение ранее изученного материала.
- Сегодня мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте вспомним предыдущий материал
-Чьей дочерью была Елизавета Петровна?
-Расскажите о жизни дочери Петра I.
(Родилась 1709 году. Царевна радовала своих родителей красотой, здоровьем, хорошо говорила немецкий, французский, шведский.)
- С какими государствами воевала Россия в период правления Елизаветы Петровны? (Швеция, Пруссия).
-С какими государствами заключила союз Елизавета Петровна против Пруссии? (Австрия Франция)
3.Объяснение нового материала
Учитель: Матушка-государыня так ласково называли императрицу Екатерину II. Называют ее и Екатериной Великой. До ее наименование Великий было у Петра 1. После нее никто другой не удостоился подобной чести.
- Чем же была замечательна эта женщина?
21 апреля 1729 в г.Штеттин у мелкого немецкого князька каких в Германии в те времена было великое множество родилась дочь. Кто бы мог подумать, что девочке уготована удивительная судьба и она станет русской императрицей.
Девочку назвали Софья Августа Фредерика. Все эти многочисленные имена она получила в честь своих теток. В семье ее называли Фигхен. В русском варианте ФИКЕ.
Воспитывалась Фике очень просто. Кроме французского языка и хороших манер девочке преподавали музыку. Чистописание и немецкий язык. Однако учеба не занимала у Фике много времени и большую часть дня она бегала по улицам с соседскими мальчишками.
Фике была выбрана в жены наследнику русского престола Петру III.
В феврале 1744 года Фике в Москве.
Правление Петра III было недолгим. Он был убит. И императрицей становиться ег жена Екатерина II.
Запись в тетрадь 1762-1796- Царствование Екатерины II. (Екатерина прожила в России целых 17 лет , прежде, чем стать императрицей)
Учитель: Что же досталось ей в наследство от мужа?
Екатерина писала: «Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке. Правосудие продаётся с торгу». В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».
Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?» Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого
- Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.
Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?
Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».
Население страны увеличилось почти вдвое
Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.
- Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картофель - прижился в стране благодаря заботам императрицы.
Территория государства увеличилась почти на четверть.
Создание новых законов
Стр 133 2 абзац(зачитать)
Екатерина II задумала создать в России такие законы, чтобы они охватили все стороны жизни общества и сделали его подданных счастливыми. К началу 1767 года императрица подготовила свой документ – «Наказ». Не всё из «Наказа» удалось воплотить в жизнь.
1.Были впервые были введены бумажные деньги.
2. Отменены пытки, суды перестали принимать к рассмотрению тайные доносы.
3. Она распорядилась во всех городах России открыть аптеки и больницы.
4. Обязала всех россиян сделать прививки от оспы.
5.И впервые в России появились школы для девочек. Первым таким учебным заведением стал Смольный институт благородных девиц в Петербург
4. Закрепление нового материала
5.Итог урока