СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Павла I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правление Павла I»

Тема: «Правление Павла I (1796-1801 гг.)»

6 ноября 1796 года скончалась Екатерина II. Она составила завещание в котором к власти должен был прийти ее внук Александр, однако на престол взошел ее сын Павел. Задание 1. Прочитайте учебник п. 1 $18-19 и охарактеризуйте личностные качества Павла. Он был: ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Свое царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. На ключевые должности были назначены его сподвижники (Пален, Аракчеев), люди Екатерины были отстранены от управления. За период его правления были проведены следующие преобразования: прочитайте текст и заполните таблицу

Дата

Реформа

Основное содержание

1796 год



5 апреля 1797 г



16 апреля 1797









Свое правление Павел I начал с изменения по­рядка престолонаследия, введенного Петром I. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства).

Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Теперь царь назначил «приемные дни» и поставил возле дворца специальный ящик для челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Обременительная для крестьян хлебная подать была заменена денежным сбором. С крестьян были сняты недоимки общей стоимостью 7 млн. рублей. 5 апреля 1797 года была ограничена барщина тремя днями в неделю и запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За же­стокое обращение с крестьянами царь вменил губернаторам в обязанность без огласки арестовывать виновных и препровож­дать их в монастырь

Обратив внимание на дороговизну продовольствия, император приказал продавать его по сниженным ценам из казенных запасов. Была снижена цена на соль, ограничены рыноч­ные цены на продовольствие, продаваемое в частных магазинах.

Распущенную в 1796 г. Уложенную комиссию Павел пере­именовал в Комиссию для составления законов Российской империи. За короткий период его царствования эта комиссия составила планы кодификации законов страны и обобщила местные законодательные акты.

Другим важным направлением внутренней политики Павла I стало ограничение дворянских прав и привилегий. По существу, серию актов в этом направлении можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту» дворянству (1796 год). Вместо «свободы от обязательной службы» Павел приказал явиться в полки всем записанным в них дворянским детям. Был запрещен свобод­ный переход из армейской службы в гражданскую без спе­циального разрешения Сената, утверждаемого царем. Вместо «свободы от податей и повинностей» дворяне были обложены новыми налогами на содержание местной администрации. «Свобода дворянских собраний» не только была ограничена (губернские собрания вовсе перестали существовать, число дворян — участников выборов сокращалось в пять раз), но и са­мо это выражение было заменено более приемлемым для Пав­ла «дворянским набором». Дарованное Екатериной право лю­бому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому самодержцу было отменено. Теперь дворяне могли обратить­ся к императору лишь после разрешения губернатора. От­крыто нарушалось и «право дворян на личную неприкосновенность» (возобновилось наказание палками дворян — унтер-офицеров и т. п.).

Павел успел провести ряд преобразований, направленных на дальнейшую централизацию государственной власти. В частности, изменились функции Сената и его численность увеличилась, были восстановлены некоторые коллегии, упразднённые Екатериной II. Был восстановлен Государственный Совет. В 1798 году вышел указ о создании департамента водных коммуникаций. 4 декабря 1796 года учреждено Государственное казначейство и должность государственного казначея


Задание 3. Во внешней политике Павел I был вынужден искать союзников. В 1798 году союзниками России стали ________

___________________________________________________________________________________________________________. Начавшаяся война Франции с Египтом вынудила Россию начать военные действия против нее. Генералом русской армии стал ______________________. В апреле-августе 1799 года состоялся знаменитый ____________________________________, в ходе которого Россия показала мощь русской армии. В итоге похода победу одерживали _____________________________

В сентябре 1799 года начался ___________________ поход через горы ________________, который закончился победой ____

___________________. За походы генерал русской армии ______________________ получил звание _____________________. Однако союзники России действовали вероломно и Павел 1 пошел на сближение с ___________________. В 1800 г. англичане дали Павлу предлог для окончания мирных отношений: они захватили остров Мальту. Павел в ответ запретил английским торговым судам проходить в российские порты. Он ввёл запрет также на английские товары. В декабре 1800 г. образовалась антианглийская коалиция, в которую вошли Россия, Швеция, Пруссия, Дания. Начались военные действия: Дания взяла Гамбург. Члены коалиции по примеру России ввели ограничения для доступа английским судам на свои территории.

Задание 4. Все благие начинания Павла I и его непоправимые ошибки привели к трагическому концу. Итогом стал дворцовый переворот 11-12 марта 1801 г. Объясните почему такое стало возможным?_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Павел I – реформатор или деспот? Свой ответ аргументируйте ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!