| III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий |
Духовное и нравственное воспитание
Тема «Классный час «Право быть собой»
Составитель:
Кузнецова Екатерина Сергеевна,
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов"г. Гусь-Хрустальный
2022 год
1. Пояснительная записка:
1.1) тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
1.2) тема воспитательного мероприятия «Право быть собой».
Выбор темы определен во – первых, теми приоритетными задачами, которые стоят перед учительством в настоящее время и которые официально закреплены ФГОС третьего поколения. Кроме того, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2019 №996) приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Становится важным формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи, воспитание уважительного отношения к достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, способной противостоять идеологии экстремизма, дискриминации, а так же формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе к сознательному выбору Добра.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования обеспечивает уважение к личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе. Современного школьника сегодня важно научить соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать с окружающими людьми для достижения общих результатов. Подобная личность избегает любых действий, которые могут носить дискриминационный характер. Как мы можем отметить, все эти качества возможно соотнести с понятием эмоциональной грамотности.
Во – вторых, выбор темы обусловлен возрастными особенностями, а именно подростковыми кризисами, которые часто сопровождают обучающихся основной школы. Бывают нередки различные конфликтные ситуации, где присутствуют действия, которые могут носить дискриминационный характер в отношении одной из сторон конфликта.
1.3) целевая аудитория воспитательного мероприятия – 9 класс, возраст обучающихся 15 лет.
1.4) роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Классный час «Право быть собой» - один из серии классных часов, направленных на становление эмоциональной грамотности обучающихся. Ведущей педагогической идей всей системы работы классного руководителя является применение кейс технологии для развития эмоциональной грамотности обучающихся через рассмотрение проблемных ситуаций (посредством работы с заданиями кейса), которые соответствуют возрастной категории и являются актуальными для конкретной группы обучающихся. Данная система воспитательных событий применяется классным руководителем для работы с обучающимися, начиная с 5 класса.
1.5) Цель классного часа – развитие доброжелательного отношения школьников к Человеку как к ценности.
Задачи:
расширить представления обучающихся о понятии «дискриминация» и её видах;
способствовать формированию ценностного отношения к личности другого человека и её праву на самоопределение через развитие эмоциональной грамотности, способствуя созданию в подростковом коллективе атмосферы неприятия и осуждения любых фактов проявления агрессии и ненависти, расизма и дискриминации;
развитие активной нравственной позиции и готовности позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды;
Планируемые результаты классного часа:
Формирующие ценности: ценностное отношение к Человеку определяется как наличие у школьников определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей; это ценность человека, как целого мира.
Личностные результаты:
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
- соблюдение безопасных, экологически грамотных норм поведения в обществе (семья, школа, общественные места);
- сформированные правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность.
1.6) форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора – это классный час с использованием кейс – технологии. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися, которая позволяет выстраивать диалог и включать ребят в совместную деятельность. Именно классный час формирует у них систему отношения к миру. Данная форма позволяет обучающимся в свободном формате коммуницировать между собой и с классным руководителем, который в этот момент не навязывает свою точку зрения, как единственно верную, а показывает, обобщает все мнения, возможно, акцентируя внимание на последствиях того или иного решения (если речь идёт о моральном выводе).
1.7) Для достижения планируемых результатов данного воспитательного мероприятия применяется кейс - технология. Мы рассматриваем кейс технологию, как интерактивную технологию, способствующую развитию личностных качеств обучающихся на основе реальных или вымышленных ситуаций. Педагогом разрабатывается специальные учебно – методические материалы, которые рассматриваются школьниками с последующим их анализом. Именно кейс – технология, как специальная форма организации
деятельности, в ходе которой практически все участники вовлечены в деятельность, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают, думают, умеют.
Основное значение кейс – технологии для нас определено тем, что воспитательный процесс помогает выстроить через сотворчество классного руководителя и ребят, позволяет демонстрировать различные позиции и точки зрения; формировать навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. В данной технологии заложен огромный воспитательный потенциал, определяющий целями: вызывает эмоциональную реакцию ребят актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний, способствует осознанию и переосмыслению своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни; развивает способность анализировать ситуации и быть честным перед самим собой в чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью. А так же развивает способность к сопереживанию и формирует позитивное мышление.
1.8) ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- материально-технические:
1) кабинет, где расставлена мебель для групповой работы;
2)проектор, экран, ноутбук, для воспроизведения презентации;
3) лента сигнальная бело – красная (либо жёлто – чёрная) на липкой основе;
4) иллюстрации для на каждую группу (3 шт.) (см. приложение 1);
5) тексты и задания для каждого участника группы (см. приложение 2);
6) карандаши / ручки для работы в группах;
7) флипчарт / магнитная доска;
8) альбомные листы А4 (либо большие стикеры);
9) карточки 3 цветов (желтые, синие, зеленые).
1.9) рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Данная методическая разработка может использоваться в работе классного руководителя, педагога – организатора для развития эмоциональной грамотности обучающихся, а так же для нивелирования поведения подростков старшей возрастной группы, приводящего к дискриминационным действиям в отношении друг друга и к окружающим. Проведения данного воспитательного мероприятия способствует профилактике буллинга в подростковой среде.
2. Основная часть
2.1. Для проведения классного часа необходимо подготовить класс для групповой работы.
План подготовки:
1. Распечатать необходимые материалы: картинки и тексты для групп.
2. Расставить столы для 3 групп участников таким образом, чтобы они сидели лицом друг к другу и все видели классного руководителя, находящегося у доски.
3. Ограничить зону каждого стола сигнальной лентой (удобнее всего использовать сигнальную ленту – скотч).
4. На каждый стол необходимо поставить цветной флажок (при входе каждый участник получает цветной квадратик и подходит к столу с флажком такого же цвета).
5. На стол, в соответствии с цветом флажка необходимо положить основное фото (см. приложения №1,2,3) и конверт с текстами / кейс – заданиями (либо ведущий раздаст кейс – задания в ходе классного часа) – см. приложения № 4,5,6.
2.2.Сценарий классного часа по теме ««Право быть самим собой»
1. При входе классный руководитель раздает входящим карточки 3 – х цветов: жёлтые/ зелёные/ синие, тем самым разделяя их 3 группы. (Приложение№1)
Ученик, получив цветную карточку, садится за стол с цветным флажком того цвета, который у него на карточке.
2.Классный руководитель приветствует участников:
- Моя дорогая «жёлтая» группа. Как у вас дела? У меня потрясающе. Надеюсь, у нас будет замечательное занятие, и вы прекрасно проведёте время. Пожалуйста, давайте начнём. Я желаю вам удивительного дня. «Зелёная группа» - рада познакомиться. Давайте немного поработаем, я надеюсь на успех. «Синие» - приветствую вас.
- Как вы видите, вы окружены рамками. Вы в «коробках». Я, не зная вас, распределила вас по этим «коробкам». Но что это за коробки»? И захотите ли остаться внутри них к концу нашего занятия, вот в чем вопрос? Давайте разбираться.
(Ученики поддерживают разговор с учителем)
3. Классный руководитель:
- На картинках, которые вы видите в центре вашего стола, представлены несколько произведений искусства: скульптура, инсталляция, боди-арт. (Приложение №2) Все они объединены единой темой. И все создатели этих произведений искусства хотели передать свои мысли о проблеме, которая является очень животрепещущей на сегодняшний момент. Пожалуйста, посмотрите на них и подумайте, какой смысл мог вкладывать в них автор. Обсудите свои идеи и напишите их на стикерах, которые вы также видите на своём столе. Один человек представляет мнение группы.
Ученики из группы «Зелёных» начинают. Они описывают свои ассоциации, вызванные картиной, где представлены три белые ложки и одна сломленная чёрная. Приклеивают стикер со словами на флип – чат. Затем группы - «жёлтые» и «синие».
4. Классный руководитель:
- Спасибо за ваши ассоциации и ответы. Представьте, что вы позже будете рассказывать о нашей встрече в интернете и, чтобы ваш пост был успешен, необходимо добавить к нему несколько хэштэгов. Какие хэштеги мы могли бы использовать, а какие из представленных точно лишние?
Ученики предлагают варианты для общего названия классного часа и выходят на слово, объединяющее все представленные ими ассоциации.
Классный руководитель:
- Для нашего занятия нам необходимо выбрать главное слово, которое бы объединило бы все наши ассоциации.
Ученики обсуждают в группах идеи и выходят на слово «ДИСКРИМИНАЦИЯ».
5. Классный руководитель:
- Все мы понимаем, что одного хэштэга для успешного поста не достаточно. У меня есть несколько хэштэгов для вас (Приложение №3) и я попрошу вас выбрать те, которые не относятся к теме «Дискриминация» и исключить их. Теперь посмотрите на оставшиеся хэштэги и подберите хэштэг именно своей группе.
Ученики «отсеивают» хэштэги и определяют ведущий хэштэг своей группы.
После этого классный руководитель раздаёт карточки с соответствующими хэштэгами на столы. (Приложение №7)
Классный руководитель:
Теперь у ваших групп/ «коробок» есть название. «Жёлтая» группа вы находитесь в коробке «Сексизм», «Зелёные» - вы находитесь «коробке» «Расизм», «Синие» - «Лукизм». Давайте вместе попытаемся найти выход из этих коробок.
6. Классный руководитель:
- Скажите, кто из вас сталкивался с дискриминацией когда – либо? (ответы детей) Сегодня мы попытаемся на примере нескольких историй подумать, как справиться с дискриминацией. И самое главное – понять, как предотвратить дискриминационные действия в нашей собственной жизни?
- Откройте конверты, которые видите на ваших столах, в них вы найдёте истории. Ваши задачи: 1. Прочитать историю. 2. Сделать индивидуальное задание, которое есть на ваших карточках. 3. Представить результат своей работы. 4. Слушая другую группу, заполнить таблицу. У вас есть 5 минут. (Приложения №4, 5, 6)
Ученики читают тексты, выполняют индивидуальное задание, заполняют таблицу. Затем они рассказывают о случае, с которым они познакомились и отвечают на свои индивидуальные вопросы по очереди.
Классный руководитель:
- Итак, мы послушали все истории. Есть ли что – то, что их объединяет. (Ученики приходят к выводу, что речь во всех трёх историях идёт о подростках одного возраста и из одной школы.)
- Нам необходимо дать совет нашим героям. Как вы знаете, им советовали успокоиться, промолчать и не делать ничего. Всё это случилось в одной школе. Давайте попытаемся помочь им. Что должно быть сделано, чтобы изменить ситуацию? Представьте, что «жёлтые» - это ученики этой школы. Какой бы был ваш совет в этой ситуации? «Зелёные» - вы учителя. «Синие» - вы будете говорить от лица директора школы. У вас 3 минуты, чтобы обдумать всё и затем представить их. И помните о нашем главном вопросе – Что нужно делать, чтобы остановить дискриминацию?
Ученики в течение 3 – х минут обсуждают заданную им ситуацию, а затем один человек от группы представляет те выводы, к которым они пришли.
7. Классный руководитель:
- Я хочу вернуться ещё раз к нашему главному вопросу; «Что необходимо делать, чтобы остановить дискриминацию?». Постарайтесь дать лаконичный ответ, состоящий из нескольких слов. Ученики, обсудив все в течение 1 минуты, дают свой ответ.
Классный руководитель:
- Если обобщить всё сказанное вами, то, увидев дискриминационные действия, нам НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ, нам не следует помещать людей в «коробки». Вся теория дискриминации сводится к одному - «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ». «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ» сделать что – то, работать где – то, носить ту или иную одежду, потому что ты женщина. И это возводит стены сексизма. «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ» быть здесь, оставаться здесь, дышать здесь, потому что ты не из нашей группы, класса, расы. И это стены расизма. «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ» делать это, потому что ты слишком молод, стар, не в том весе, не с той стрижкой – и это стены лукизма. «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ», «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ», «ТЫ НЕ МОЖЕШЬ» БЫТЬ СОБОЙ. НАМ ВСЕМ НУЖНО ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРАВО – БЫТЬ СОБОЙ.
И у меня остался только один вопрос – вы действительно хотите оставаться внутри этих «коробок», в пространстве, где нельзя быть собой? Если вам не нравится эта идея ограниченности - выйдите за рамки.
Ученики выходят из «коробок», либо же кто – то остаётся внутри (Учитель не препятствует выбору ученика. Если такой ученик(и) будет в группе, то следует обязательно обсудить в доверительной обстановке его самочувствие в группе и предложить возможные варианты помощи).
Классный руководитель:
-Мы живём с вами в обществе и не можем жить без неких «рамок» и «коробок», в которых нам бывает порой очень уютно. Но мы можем выбрать «коробку» и построить «рамки» любви и взаимоуважения вокруг нас.
- На открытках, которые я вам сейчас раздам, напишите фразы, которые помогают вам сохранять себя. Что вы говорите себе, чтобы подбодрить. Давайте обменяемся открытками друг с другом. Без открытки не должен остаться никто.
(В запасе у учителя есть несколько открыток и если есть опасение, что какой – либо ученик останется без открытки, то учитель должен отдать свою открытку этому ученику).
Я благодарю сегодня за работу всех ребят. И еще раз хотела бы вам сказать, что нам очень важно окружать друг друга только добром и любовью. В завершении на стикерах оставьте, пожалуйста, хэштег, который бы подошёл к нашей встрече и оставьте их на нашем флипчарте.
Приложение №1
Хорошего дня!
Приложение №2
Жёлтая группа
Зелёная группа
Синяя группа
Приложение №3
#мило #потрясающе #вконтакте #сексизм
#любовь #лукизм #я #лучшийдень
#мояжизнь #расизм #селфи #пикничок
Приложение №4
Жёлтая группа
Н.
Возраст: 17 Школа: Школа 1 Н. – ученик старших классов, в Школе 1 он пытается понять, что он будет делать после окончания школы. Он решил не заниматься ресторанным бизнесом, как его отец, и рассматривает другие варианты для себя. В связи с этим отец перестал общаться с ним. Н. считает, что отец абсолютно не понимает его. Его мать не хочет принимать чью – либо сторону в этом конфликте и избегает разговоров на эту тему. У Н. есть несколько двоюродных братьев и сестёр, с которыми он часто проводит время. Ему нравится присматривать за ними и он думает о профессии, связанной с работой с детьми. Н. хочет присоединиться к педагогической программе в своей школе. Но он понимает, что если он присоединиться к этой программе, то все парни его класса будут смеяться над ним, и никогда ему этого не забудут. Поэтому он отправился на курсы продавцов, которые не так ему интересны, но, по крайней мере, его не будут называть «девчонкой». | |
Зелёная группа
С.
Возраст: 16 Школа: Школа 1 Даже во время перемены, когда вокруг десятки людей, С. всегда один. Теперь он всё время один. Разговоры с учителями не помогли. Их советы - «подожди, не переживай, дай своим одноклассникам время узнать тебя» - не работали. С. поменял школу в прошлом году и он этого с нетерпением ждал, потому что хотел встретить новых людей. Он был крайне уверен в том, что всё будет замечательно. Он был хорошистом. Он был общителен и в предыдущей школе проблем с одноклассниками никогда не возникало. Первый день в новой школе был довольно – таки неплохим. Он поболтал с несколькими ребятами. Учителя были неплохими, а уроки интересными. Но на следующий день С. получил сообщение от одного из одноклассников «оставь свой бишбармак дома». Текст этого сообщения был на доске и все в классе поняли, что это о нём. С. был растерян и шокирован. В тот день он увидел, что больше людей его национальности в той школе не было. | |
Синяя группа
Ю.
Возраст: 17 Школа: Школа 1 Ю. любила играть в футбол с самых ранних лет, и она была звездой своей футбольной команды в школе. Когда же она перешла в Школу 1в середине года, она крайне удивилась, что у них не было футбольной секции. На уроке физкультуры у нее появился шанс проявить себя и показать свой талант. Она была лучше всех, даже мальчишки не могли с ней сравниться. Она «вытаскивала» самые безнадёжные мячи и, благодаря этому, её команда вела в счёте. После одного из довольно – таки жёсткого момента игры, один из парней из другой команды сказал, что не собирается больше играть против «этого». Перед всем классом он назвал её «выродком». Он смеялся над её «ручищами мужика» и сказал, что соболезнует тем, кто пойдёт с ней на свидание. Тренер попросил её не реагировать на эти глупые выходки и промолчать. | |
Приложение №5
У
ЧАСТНИК 1
Прочитайте текст.
У вас есть три минуты, чтобы подготовить рассказ о главном герое истории.
В рассказе употребляйте фразы: «Мы прочитали историю о… Он не знает…. Он решил….»
УЧАСТНИК 2
Прочитайте текст.
У вас есть три минуты, чтобы быть готовым назвать основную проблему главного героя.
В рассказе употребляйте фразы: «Я полагаю / думаю / считаю…. Главная проблема…. Я думаю так, потому что…»
УЧАСТНИК 3
Прочитайте текст.
У вас есть три минуты, чтобы быть готовым назвать дискриминационные фразы и выражения из текста.
В рассказе употребляйте фразы: «Я полагаю / думаю / считаю их дискриминационными потому что….»
УЧАСТНИК 4
Прочитайте текст.
У вас есть три минуты, чтобы быть готовым сказать, пытались ли окружающие люди решить проблему и какие советы они дали главному герою.
В рассказе употребляйте фразы: «Я полагаю / думаю / считаю их дискриминационными потому что….»
Приложение №6
Заполните таблицу, слушая выступление других групп |
Имя | Возраст | Школа | Проблема | Совет | Вид дискриминации |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение №7
# РАСИЗМ
# ЛУКИЗМ
# СЕКСИЗМ