7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ – ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ______________ И.Н. Рыбак « _____ » _________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«Правонарушение и юридическая ответственность»
11 А класс
Составитель: Новиков Василий Савельевич, учитель права и ОБЖ высшей категории |
г. Клин
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
11 А класс
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу профильной подготовки «Правонарушение и юридическая ответственность» составлено на основе авторской программы. Рабочая программа предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки «Конституционно – правовой статус человека и гражданина РФ». – М., 2014) (УМК «Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 1. Личные права и свободы участников образовательного процесса. (Учебно-методическое пособие). В.С. Новиков, Г.А. Новикова, С.В. Новиков. М.: 2014) и предполагает изучение элективного курса профильной подготовки «Правонарушение и юридическая ответственность» в 11 классе из расчета 1 час в неделю (34 часа за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
| 1 полугодие | 2 полугодие | год |
Тест | 1 | - | 1 |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Источники права | 1 |
2 | Понятие и виды правонарушений | 2 |
3 | Обстоятельства, исключающие преступность деяния | 11 |
4 | Дисциплинарная ответственность | 3 |
5 | Материальная ответственность | 2 |
6 | Административная ответственность | 5 |
7 | Уголовная ответственность | 10 |
| Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю)
№ урока | № темы | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Тема №1. Личные права и свободы (всего 1 час на ее изучение) |
| 1 | Повторные инструктажи по ОТ ППБ. Классификация нормативных правовых актов РФ по их юридической силе. Входной тест | | |
| | Тема №2. Понятие и виды правонарушений (всего 2 часа на ее изучение) | | |
| 1. | Признаки и классификация правомерного поведения. Признаки правонарушения. Виды правонарушений | | |
| 2 | Юридический состав правонарушения | | |
| | Тема №3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния (всего 11 часов на ее изучение) | | |
| 1 | Понятия и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния | | |
| 2 | Необходимая оборона | | |
| 3 | Понятие уголовно-правового задержания правонарушителей | | |
| 4 | Понятие крайней необходимости | | |
| 5 | Институт физического или психического принуждения | | |
| 6 | Институт обоснованного риска | | |
| 7 | Институт исполнения приказа или распоряжения | | |
| 8 | Условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» | | |
| 9 | Условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» | | |
| 10 | Условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» | | |
| 11 | Пассивная необходимая оборона. Необходимая оборона в юридическом смысле | | |
| | Итого за 1 полугодие: 14 часов | | |
| | Тема №4. Дисциплинарная ответственность (всего 3 часа на ее изучение) | | |
| 1 | Трудовые права и свободы человека и гражданина РФ | | |
| 2 | Виды инструктажей по охране труда | | |
| 3 | Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения трудового законодательства РФ в области охраны труда | | |
| | Тема №5. Материальная ответственность (всего 2 часа на ее изучение) | | |
| 1 | Материальная ответственность работодателя перед работником за нарушения трудового законодательства РФ | | |
| 2 | Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю | | |
| | Тема №6. Административная ответственность (всего 5 часов на ее изучение) | | |
| 1 | Административная ответственность физических и юридических лиц | | |
| 2 | Виды и принципы наложения административных наказаний | | |
| 3 | Юридический состав административного правонарушения | | |
| 4 | Стадии производства по делам об административных правонарушениях | | |
| 5 | Административная ответственность несовершеннолетних | | |
| | Итого за 1 полугодие: 15 часов | | |
| | Тема №7. Уголовная ответственность (всего 10 часов на ее изучение) | | |
| 1 | Понятие преступления. Понятие и основание уголовной ответственности | | |
| 2 | Юридический состав преступления | | |
| 3 | Объект преступления | | |
| 4 | Объективная сторона преступления | | |
| 5 | Субъект преступления | | |
| 6 | Субъективная сторона преступления | | |
| 7 | Обстоятельства, исключающие преступность деяния | | |
| 8 | Уголовная ответственность несовершеннолетних лиц | | |
| 9 | Преступления против здоровья человека | | |
| 10 | Преступления против семьи и несовершеннолетних лиц | | |
| | Итого за 2 полугодие: 20 часов | | |
11 класс | Итого: | 34 часа | | |
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Методического совета от « ___ » ____________ 2019 г. № ___ |
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УМР ________________ Королева Т.О. « ___ » ____________ 2019 г. |