Просмотр содержимого документа
«Правонарушения и юридическая ответственность»
Урок обществознания в 9 классе
«Правонарушения и юридическая ответственность»
Притча
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», заметил старец».
Тема урока
Правонарушения и юридическая ответственность
Проблема : Люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни. Почему это происходит?
Правонарушение – противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением .
Признаки правонарушения
Деяние
Противоправ-
Причинение
вреда
ность
Вина
Умысел
Действие
Неосторожность
Бездействие
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРОСТУПОК
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Виды правонарушений
1. Преступление - признается виновно совершенно общественно опасно деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
2. Проступок - виновно, общественно опасное, противоправное деяние. От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности(вредности).
Признаки преступления
1. Совершенное деяние должно быть очень опасным для человека, общества и государства.
2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.
3. Человек должен быть виновен в содеянном.
Виды проступков
- Дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);
- Административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);
- Гражданско-правовое (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления
- грабеж
- торговля с рук в неустановленных местах
- кража
- невыполнение договора
- неоплаченный проезд в транспорте
- вымогательство
- повреждение телефона-автомата
- мошенничество
10
Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания.
Виды юридической ответственности
Уголовная ответственность - наиболее суровый, жёсткий и строгий вид ответственности. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виноватым уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества. Она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда.
Административная - ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. Виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишние специальных прав.
Дисциплинарная и материальная- регулируется Трудовым кодексом РФ. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.
Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемы компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.
Презумпция невиновности
- Слово «презумпция» означает предположение, основанное на вероятности.
- Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.»
Как Вы думаете, можно ли предотвратить нарушение законов?
Дорожная карта законопослушного гражданина
Базовое задание: §10. Творческое задание: раскрыть смысл высказываний в разделе «Говорят мудрые».
Домашнее задание
Рефлексия
1. Материал урока мне был
А) интересен
Б) скучен
2.На уроке я работал
А) активно
Б) пассивно
3. Своей работой на уроке я
А) доволен
Б) не доволен