СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы.Цель: формировать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных

 

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

ГБОУ « Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» №2

учитель:Цыденова Д.Д.

г. Улан-Удэ


Тема: Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

8 класс


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать навык правописания безударных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: научить проверять безударные окончания прилагательных вопросом от существительного к прилагательным

Коррекционно-развивающие: развивать способность действовать в уме, посредством упражнения «Анаграмма», развивать умение выявлять общие понятия, исключать лишнее. (Упражнение «Сделай выбор» ). (в словарной работе, постановка учебной задачи, выполнение тест-заданий).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, желание изучать его, воспитывать духовно-нравственное отношение к окружающему миру

Оборудование: карточки, презентация.


Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.


учитель

слайд

задание

ответ

2 мин

-Ребята, внимание, начинаем урок. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Постарайтесь быть внимательными и активными.

В тетради запись даты.

А сейчас посмотрите на экран.


Слайд № 1 Упр «Анаграмма».



Переставив буквы и слоги, вы образуете слово, называющее часть речи о которой мы будем говорить на уроке.

мия Нолагепрительа




-Сегодня мы продолжим работу над этой частью речи.

прилагательное


Какие общие задачи мы ставим перед собой на каждом уроке


Модель на доске

- Повторить. - Узнать.

- Научиться.




Как организуем свою работу?




Мы должны повторить имеющиеся знания, получить новые и научиться их применять

II. Актуализация знаний




учитель

слайд

задание

ответ

6

А что мы уже знаем о прилагательном?


Какие грамматические признаки имеет имя прилаг - ое?


Какой? Каким? -ым. -им

Какую? –ую, -юю

Какая? -ая, - яя

Какой? –ой, -ей

Какое? –ое, -ее

Какому? –ому, - ему


Какого?

Какому?

Каким?

О каком?

Это часть речи, кот. обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какая? и т.д.

Имя прил. изменяется по числам, родам, падежам.


- Используя свои знания, выполните задания на карточке № 1, которая лежит у каждого из вас на парте.




Тест:выбери

правильный ответ. Задание

дифференцир-ое:

1гр-

2гр-

Настя А.-индивид. задание
























Проверка


(Слайд №2 ) Проверь себя: Б, Б, А, В, Б

1вариант

1.Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает признак предмета, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние;


2. Указать имена прилагательные:

а) темнеть;

б) темноватый;

в) темнота;


3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода;


4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

а) дальн… дорога

б) осенн… грязь

в) лучш… ученица

5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а) у син… реки

б) свеж… карп

в) свеж… зеленью


2 вариант

1.Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает действие

б) обозначает признак предмета;


2. Указать имена прилагательные:

а) темнеть;

б) темный;


3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода;

4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

а) дальн… дорога

б) осенн… грязь

в) лучш… ученица


Проверка по эталону на экране.




III.Постановка учебной задачи. (открытие новых знаний)

Цель: зафиксировать, создать проблемную ситуацию, показывающую недостаточность имеющихся знаний учащихся, выдвижение гипотезы.


10

Прочитайте словосочетания. Что общего у словосочетаний левого и правого столбика?

--сущ-ое – главное слово (х)

Слайд №3


О простом человеке П.п

Родным домом. Т.п. Морского берега Р. П


О хорошем человеке.П.п.

Далеким домом Т.п

Песчаного берега Р.п


Согласуются с одинаковыми существительными и стоят в одном

и том же падеже.



В чем различие?

Обратите внимание на окончания имен прилагательных.

-Какие окончания требуют проверки ударные или безударные?




Окончания прилагательных левого столбика ударные, правого столбика безударные


-Какие окончания требуют проверки ударные или безударные?

-Значит над чем нам нужно сегодня работать?

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?


Слайд №4

Запись темы урока в тетрадь.


Правописание безударных окончаний

прилагательных.



-Чему должны научиться?

- Что мы должны узнать?


Кто сможет определить цель нашего урока?

Дети: Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного

Правильно писать окончания прилагательных.

Как проверять окончания прилагательных



Релаксация. Муз. видео «4 стихии»

4. Поиск решения проблемы


учитель

слайд

задание

ответ

-Итак,

давайте разберемся, как научиться правильно писать окончания прилагательных.

- Вспомните, как мы поступаем, когда сомневаемся в написании безударной гласной в корне слова?

Как бы вы проверили безударную гласную в окончаниях имен прилагательных? Учитель корректирует работу групп.

Организует проверку.


Карточки №2

Слайд №5Попробуйте вставить пропущенные окончания прилагательных

Алдар Цыденжапов стал перв.. . матросом, кому со времён Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя России. В сентябре 2010 года он в критическ… ситуации смог спасти боев… корабль, сохранить жизнь экипажа и предотвратить чудовищн… катастрофу. Предотвратив крупн… аварию на военн… корабле, Цыденжапов спас от гибели само судно и экипаж из 300 человек. 16 ноября за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинск…. долга, ему было посмертно присвоено звания Героя Российской Федерации.




Главное слово.

Зависимое слово.

Работают в парах. Дети выдвигают гипотезы.





Работа по учебнику на стр 89.

Вопросы на карточках

Найдите правило. Объясните, как проверить безударные окончания прилагательных?





Слайд5


По ответам учащихся дополняется правило.


Вывод: в словах-вопросах окончания ударные. С их помощью можно проверить написание безударных окончаний прилагательных. Однако есть несоответствия: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы, это надо запомнить.

Чтение текста правила Сравнивают свои выводы с правилом.

-Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов-вопросов? -От какого слова ставится вопрос?




Безударные окончания имен прилагательных можно проверить с помощью …

Вопрос задается от … к …

Каждому вопросу соответствуют два окончания

Например: С другом (каким?) ым

-им хорошим


Безударные окончания имен прилагательных можно проверить с помощью вопроса

Вопрос задается от существительного к прилагательному.

Каждому вопросу соответствуют два окончания


\

Алгоритм. Вспоминаем памятку – алгоритм:

1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного ставим вопрос к имени прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного



5.Первичное закрепление



10мин

1.Работа с учебником. Стр 88, упр 118.Выполнение у доски под руководством учителя. (1-3 предл)

Дописать окончания прилагательных. Определить падеж.


Плыть к берегу (какому?) дальн..,крут.. .


1 группа. 2 гр - делает 1-3 предложения



6. Самостоятельная работа.



Слайд №6

Упражнение «Сделай выбор». Проверка


Из двух вопросов выбери правильный. Неправильный вопрос зачеркни.


а)Старайся больше бывать на (каком? / каким?) свежем воздухе

Доброго человека (каком?/ каким?) добрым словом вспоминают.


б) «Сделай выбор» букв в окончаниях. Ненужную букву зачеркни.

По извилист ( о/а ) й тропинке шел ежик.

Увидел спел (а/у)ю ягодку и зацепил длин(о/а)й колючкой.









7.Рефлексия.


Цель: провести самооценку собственной деятельности на уроке.


-Вспомните, какое у нас было затруднение? Удалось ли нам справиться с ним?

-Как бы вы оценили работу на уроке? Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


9.Домашнее задание. Итог.