Русский язык
Тема. «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»
Цели. Закрепить правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать внимание, память, орфографическую зоркость; воспитывать у детей чувство любви к Родине.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим наши умения правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, вспомним все виды разборов, пополним наш багаж знаний новыми интересными сведениями о городах России.
3. Чистописание
На доске:
г / р / д
Учитель. Какое слово можно составить, используя эти буквы?
Дети. Город.
Учитель. Запишите слово город на новой строке, выделите орфограммы. Вспомните звуко-буквенный анализ слова город.
звуко-буквенный анализ
г о р о д – 2 слова
г – ( г) – согл., зв., тв.,парн.
о – (о) – гл., уд.
р – (р) – согл.,зв.,тв., неп.
о – (а) – гл., безуд.
д – (д) – согл., зв., тв., парн.
- Подберите однокоренные слова к слову город, запишите их через запятую на этой же строке, разберите по составу.
Дети. Город, пригород, городовой, городок.
4. Повторение изученного материала.
Учитель. Какое из записанных слов лишнее? Почему?
Дети. Городской – имя прилагательное.
Учитель. Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется? Каким членом предложения является?
Дети. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные изменяются по падежам, по числам, а в единственном числе – по родам. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.
Учитель. А сейчас я вам предлагаю совершить заочное путешествие по красивейшим городам нашей необъятной страны, которая называется…
Дети. Россия.
Учитель. Мы познакомимся с историческими памятниками, узнаем о достопримечательностях некоторых городов. Итак в путь!
5. Работа по теме урока.
Учитель. На доске записаны словосочетания. Ваша задача – вставить пропущенные окончания имен прилагательных, объяснить их правописание, определить род и падеж.
На доске:
красив… здание, в высотн… доме, до прав…
берега, к пешеходн… переходу, в городск…
парке имени Горького, на башнях древн…
Кремля, к железнодорожн… вокзалу
- Кто догадался, о каком городе можно рассказать, используя эти словосочетания?
Дети. О Москве.
Учитель. Что вы знаете об этом городе?
Дети. Москва-столица России. Москва – город-герой. Это многомиллионный город.
- Основатель города – Юрий Долгорукий.
Учитель. А сейчас мы попадем в один из самых молодых провинциальных городов России – в наш родной город …
Дети. Нальчик.
Учитель. Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете историю своего города.
Для этого проведем графический диктант.
Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет, то ставьте «-«.
1 Город Нальчик основан в 1808 г.
2. Численность населения составляет 790 тыс. чел.
3. Кабардино-Балкарская республика обладает богатыми запасами полезных ископаемых, таких как вольфрам, молибден, нефть, источники лечебных вод и экологически чистой воды, запасы бентонитовых глин и туфовых залежей, ценные породы камней ( гранит, диорит, диобазовые порфириты) и многое другое. В настоящее время в пределах республики известно около 70 месторождений полезных ископаемых.
4. Здесь функционируют два самых крупных предприятия
Тырныаузкий вольфрамо-молибденовый комбинат.
5.На проспекте поставлен памятник
6. В республике 165 населенных пунктов, в их числе
8 городов: Нальчик, Прохладный, Баксан, Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз.
9 районов: Баксанский, Зольский, Майский, Прохладненский, Терский, Урваньский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский.
6. Физкультминутка.
7. Работа по теме урока (продолжение)
Учитель. Итак, мы приближаемся к одному из красивейших городов нашей страны, который вправе назвать городом музеем под открытым небом.
Ученик 1.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.
- О каком городе шла речь в этом стихотворении?
Дети. О Санкт-Петербурге.
Учитель. Кто является основателем города Санкт-Петербурга?
Дети. Петр Первый.
Учитель. На какой реке он построил северную столицу?
Дети. На реке Неве.
Учитель. Как по другому называли этот город?
Дети. Петроград, Петербург, Ленинград.
Ученик 2. После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что город европейский.
Учитель. А сейчас определите, в каком году был основан Санкт-Петербург, если в мае 2003 года ему исполнилось 300 лет?
Дети. В 1703 году.
Учитель. В Санкт-Петербурге теряется ощущение времени. Рядом, но как бы в другом измерении здесь продолжает жить душа нашей русской истории. Откройте учебники на с.137. Прочитайте текст упражнения 309.В каком году был поставлен памятник Петру Первому?
Дети. В 1782 году.
Учитель. Как он называется?
Дети. Медный всадник.
Учитель. Назовите скульптора.
Дети. Этьен Фальконе.
Учитель. А теперь спишите текст, укажите падеж прилагательных.
Дети выполняют задание.
- Сегодня Санкт-Петербург – второй по значению и величине город страны, сокровищница искусства, город-музей, сохранивший прекрасные творения гениальных зодчих. Величине полноводной Невы, торжественность ее гранитных набережных, простор площадей и перспективы проспектов, гладь каналов и узорочье оград, изящество дворцов и размах грандиозных по замыслу архитектурных ансамблей создают незабываемый облик одного из красивейших городов мира.
Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник» -«Люблю тебя, Петра творенье».
8. Итог урока.
Учитель. Выполним упражнение «График». У вас на партах лежат карточки со словосочетаниями. Вы должны определить падеж имени прилагательного и построить соответствующий график на координатной плоскости.
Задание выполняется коллективно по цепочке.
Красивый канал, по Ладожскому озеру,
над Невским проспектом, около Зимнего
дворца, перед Петропавловской крепостью,
к Летнему саду, Российский флот
-Начертание какой буквы получилось на нашем графике?
Дети. Буквы м.



__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Учитель. На эту букву начинаются самые дорогие нашему сердцу слова – мама, мир, Москва. А также слово молодец. Вы все сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке! О каких городах мы говорили?
Дети. О Москве, Нальчике, Санкт-Петербурге.
Учитель. Правописание какой орфограммы повторили?
Дети. Безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Учитель. Какие окончания пишутся у прилагательных мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложных падежах?
Дети. В родительном падеже – окончания –ого, -его;
в дательном падеже - -ому, -ему;
в предложном падеже - -ом, -ем;
в творительном падеже - -им, -ым.