Предмет, класс | Русский язык 4 класс | УМК | УМК Развивающая система Л. В. Занкова |
ФИО учителя, школа | Султангулова Светлана Ивановна |
Тема урока | Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д, П п. |
Тип урока | Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений |
Цели урока | Образовательная: Овладение учащимися системой знаний, практических умений правильно писать падежные окончания имен существительных |
Развивающая: развитие потребности в овладении безошибочным письмом; формирование УУД |
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к грамотной речи |
Планируемый результат: |
Предметный: Решать орфографические задачи в области правописания окончаний имен существительных .Наблюдать за окончанием, как грамматическим показателем. Приобретать умение выделять ошибки, применять правило для ее исправления, формулировать свою мысль, оформлять ее по законам устной речи. | Метапредметный: – ставить и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности других; мобилизоваться для работы (р.); – осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; использовать модели и схемы для решения поставленной задачи; классифицировать, сравнивать (п.); – договариваться при совместном решении задач; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (к.) |
Личностный: – оценивать свои достижения; осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв. |
Организация пространства |
Формы работы Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Работа в группах | Ресурсы Книгопечатная продукция: Нечаева, Н.В.Русский язык:Учебник для 4 класа/Н. В. Нечаева. Технические средства обучения: компьютер, проектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Запишите сегодняшнее число и классная работа. Комментирует запись (называю ученика). Подчеркните орфограммы.
Слайд1 Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. - Объясните, как понимаете эту пословицу? | Приветствую учителя, организуют своё рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Записывают число, классная работа, подчеркивают орфограммы. Рассуждают. |
Актуализация знаний | На доске: Б.лкон, л.донь, б.седа, т.традь, .фиша, б.лото – Что объединяет данные слова?- Какая орфограмма пропущена. -Запишите. Вставьте нужную букву. - По какому признаку мы можем разделить слова на 3 группы. - Поставьте существительные 1 склонения в родительный, дательный и предложный падеж. Выделите окончания. -Оцени свою работу. Какая орфограмма встретилась? | -Высказываются предположения. -Они словарные. Записывают. По одному работают у доски. |
Постановка цели и задач урока. | - Сформулируйте тему урока.
-Задачи. -Итак, мы продолжаем с вами работать над этой орфограммой. -Еще одна задача, которую мы поставим-заполнить таблицу. | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | Р.п | | | | Д.п. | | | | П.п | | | |
— У вас на столах лежат карточки личных достоинств, поставьте плюсик в первой графе, какие задачи вы ставите для себя на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, какие задачи были решены. Карточка личных достоинств. | Я хотел бы достичь | У меня получилось | Работать старательно и активно | | | Выполнять запись в тетради аккуратно | | | Выполнять все задания без ошибок | | | Порадоваться за товарища | | |
| - Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. -Обобщить знания об окончаниях существительных в Р. п, Д. п. и П. п. -Заполнить таблицу окончаний существительных 1, 2, 3 скл. -Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в этих падежах. |
Систематизация знаний | Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
-О каком скл. уже говорили?
У. 119 с 69 -На какие группы разделим слова? -Что мы будем делать дальше?
- Какие слова нам помогут избежать ошибок? -Я вам предлагаю поработать в парах. Вспомните правила работы. Приступаем.
-Все ли безударные гласные в окончаниях 2 скл нужно проверять? -Оцените работу в паре. У кого получилось работать в сотрудничестве покажите ладошками. -Почему не получилось? -Что нам осталось заполнить? -Поработайте самостоятельно. | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | Р.п | -и-, -ы- | | -и- | Д.п. | -е- | | -и- | П.п | -е- | -е- | -и- | -Проанализируйте таблицу. Сделайте вывод. Всегда ли нам нужно вспоминать слова помощники? – Когда в безударном падежном окончании имени существительного пишем И, когда Е? | Поставить существительное в начальную форму и определить склонение, подобрать слово-помощник и поставить его в ту же форму, написать такое же окончание, как у слова – помощника.
1 скл. Заполняют таблицу. 1 скл. 2 скл.3 скл. Р.п -и-,-ы- Д.п. -е- П.п -е- -2, 3 скл. -Выпишем слова 2 склонения и поставим их в Р. Д. П. п, выделим окончание. -Окно, конь Выписывают, склоняют, заполняют 2 столбик таблицы. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п-и,-ы -а, - я Д.п. -е -у, -ю П.п -е -е -Нет, в Р. и Д. падежах мы четко слаим какую гласнуюю писать в окончании. Оценивают. 3 скл. Выполняют задания. Проверка по образцу. -Нет. В 3 скл. в Р.Д.П. падежах окончание –и. А во 2 скл. -е. -Делают выводы. |
Физминутка | Аудиофизминутка.
|
|
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой | Работа по карточке. -Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку. -Но сначала выберите уровень трудности 1 или 2.на выполнение 2 минуты. Критерии оценки 0-1 ошибка –«5», 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2» 1 уровень. 1 | На озер… | е | 2 | По площадк… | е | 3 | От двер… | и | 4 | В город…. | е | 5 | Из библиотек…. | и | 6 | О храброст… | и | 7 | Просил о помощ… | и | 8 | Струился по долин… | е | 9 | Деревья в ине.. | е | 2 уровень 1 | Сидит у речк… | и | 2 | Беспокоиться о дочер.. | и | 3 | Живет в скворечник… | е | 4 | Полосы от гряз… | и | 5 | Сидит на листик… | е | 6 | Расцвели на полянк.. | е | 7 | О теплом денёчк.. | е | 8 | Лежать на скатерт… | и | 9 | Говорил о дождик… | е | 10 | Искал до ноч… | и | 11 | Около деревн.. | и | 12 | Просил о помощ… | и | 13 | Струился по долин… | е | 14 | Деревья в ине.. | е | -Разверните карточку. Проверьте и оцените. Кто выполнил на 5? 4? 3? 2? |
-Определить падеж и скл. Воспользоваться полученными знаниями.
|
Физминутка. | Гимнастика для глаз. Прежде, чем мы продолжим наши наблюдения предлагаю отдохнуть: 1. Закрыть глаза на 10-15 секунд. 2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный) 3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз(темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10 секунд. | - |
Творческая работа. | –Работа в группе. Вспомните правило. Распределите роли. Работа с карточками-заданиями. Вам нужно вставить пропущенные слова, доказать окончание существительного, назвать произведение, откуда взято предложение. Карточка: Вставьте в предложения подходящие имена существительные, докажите выбор гласной в окончании. Определите откуда взято предложение. Сидел волк целую ночь в _______________, хвост у него и приморозило. Воротился старик ко _____________, у ___________ новое корыто. Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в ___________ лапу. Пушки с _________________ палят, кораблю пристать велят. | Объединяются в группы, выполняют задание. Отчитываются спикеры групп по предложению. Воротился старик ко старухе, у старухи новое корыто. Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Проверка (слайд).
|
Применение знаний в новых условиях | У 121. -Прочитайте текст. К кому обращается автор?
-Что мы знаем об обращении?
-Выпишите только те предложения, в которых есть слова с пропущенными окончаниями. Определите падеж и склонение этих существительных. | Читают. -К сынам и дочкам-это обращение. -Не является членом предложения, употребляется в форме И. п. , на письме выделяется запятыми. |
Рефлексия | -Тема нашего урока? - Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока? -Мы их решили? -Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний? - Что было трудным на уроке? - Что было особенно интересным? — У вас на столах лежат карточки, где вы ставили плюсики в начале урока , а поставьте плюсики в во второй графе, если вы достигли те цели, которые ставили в начале урока. Своей работой на уроке вы: «Пантомима» - За что бы вы хотели похвалить себя? - Спасибо за урок!
| Правописание безударных окончаний существительных в Р. Д. П. падежах. Обобщение знаний об окончаниях существительных в Р, Д, П падежах.
Самоанализ. |
Дополнительное задание. | - Как называется раздел, над которым мы работаем. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» - Я буду читать утверждения, если оно верное покажите «класс», если не верное -большой палец вниз Существительное – это часть предложения. Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?” Обозначает признак предмета. Изменяется по падежам. Изменяется по числам. Изменяется по родам. В русском языке пять падежей. Склонение-это постоянный признак имени существительного. Ко второму склонению относятся только сущ. м.р. с нулевым окончанием. К третьему склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым окончанием. К 1 склонению относятся существительные ср. р - Оцените свою работу. Все верно-большой пальчик вверх, были допущены ошибки-вниз.
|
|