СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д, П п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок систематизации о обобщения знаний. Цель деятельности учителя: создание условий для систематизации знаний  о правописании  падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения в Р., Д., П. и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных;

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д, П п.»

Технологическая карта урока


Предмет, класс

Русский язык

4 класс

УМК

УМК

Развивающая система Л. В. Занкова

ФИО учителя, школа

Султангулова Светлана Ивановна

Тема урока

Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д, П п.

Тип урока

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока

Образовательная:

Овладение учащимися системой знаний, практических умений правильно писать падежные окончания имен существительных

Развивающая: развитие потребности в овладении безошибочным письмом; формирование УУД


Воспитательная:

воспитывать ценностное отношение к грамотной речи

Планируемый результат:

Предметный:

Решать орфографические задачи в области правописания окончаний имен существительных .Наблюдать за окончанием, как грамматическим показателем. Приобретать умение выделять ошибки, применять правило для ее исправления, формулировать свою мысль, оформлять ее по законам устной речи.

Метапредметный:

– ставить и сохранять учебную задачу; осуществлять

самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать

оценку деятельности других; мобилизоваться для работы (р.);

– осуществлять анализ с выделением существенных

признаков, делать умозаключения и выводы; использовать

модели и схемы для решения поставленной задачи;

классифицировать, сравнивать (п.);

– договариваться при совместном решении задач; понятно,

правильно и доказательно строить речевые высказывания

в устной и письменной форме (к.)

Личностный:

– оценивать свои достижения; осознавать границу

знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.


Организация пространства

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Работа в группах

Ресурсы

Книгопечатная продукция: Нечаева, Н.В.Русский язык:Учебник для 4 класа/Н. В. Нечаева.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.


Запишите сегодняшнее число и классная работа. Комментирует запись (называю ученика). Подчеркните орфограммы.









Слайд1 Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

- Объясните, как понимаете эту пословицу?


Приветствую учителя, организуют своё рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Записывают число, классная работа, подчеркивают орфограммы.





Рассуждают.

Актуализация знаний

На доске:

Б.лкон, л.донь, б.седа, т.традь, .фиша, б.лото

– Что объединяет данные слова?-

Какая орфограмма пропущена.

-Запишите. Вставьте нужную букву.

- По какому признаку мы можем разделить слова на 3 группы.

- Поставьте существительные 1 склонения в родительный, дательный и предложный падеж. Выделите окончания.

-Оцени свою работу.

Какая орфограмма встретилась?



-Высказываются предположения.

-Они словарные.

Записывают. По одному работают у доски.

Постановка цели и задач урока.

- Сформулируйте тему урока.





-Задачи.

-Итак, мы продолжаем с вами работать над этой орфограммой.

-Еще одна задача, которую мы поставим-заполнить таблицу.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п




Д.п.




П.п






— У вас на столах лежат карточки личных достоинств, поставьте плюсик в первой графе, какие задачи вы ставите для себя на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, какие задачи были решены.

 

Карточка личных достоинств.

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

 

 

Выполнять запись в тетради аккуратно

 

 

Выполнять все задания без ошибок

 

 

Порадоваться за товарища

 

 




- Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах.


-Обобщить знания об окончаниях существительных в Р. п, Д. п. и П. п.


-Заполнить таблицу окончаний существительных 1, 2, 3 скл.

-Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в этих падежах.


Систематизация знаний

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?











-О каком скл. уже говорили?











У. 119 с 69

-На какие группы разделим слова?

-Что мы будем делать дальше?



- Какие слова нам помогут избежать ошибок?

-Я вам предлагаю поработать в парах. Вспомните правила работы. Приступаем.











-Все ли безударные гласные в окончаниях 2 скл нужно проверять?

-Оцените работу в паре. У кого получилось работать в сотрудничестве покажите ладошками.

-Почему не получилось?

-Что нам осталось заполнить?

-Поработайте самостоятельно.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п

-и-, -ы-

 

-и-

Д.п.

-е-


-и-

П.п

-е-

-е-

-и-

-Проанализируйте таблицу. Сделайте вывод. Всегда ли нам нужно вспоминать слова помощники?

– Когда в безударном падежном окончании имени существительного пишем И, когда Е?


Поставить существительное в начальную форму и определить склонение, подобрать слово-помощник и поставить его в ту же форму, написать такое же окончание, как у слова – помощника.





1 скл.

Заполняют таблицу.

1 скл. 2 скл.3 скл.

Р.п -и-,-ы-

Д.п. -е-

П.п -е-



-2, 3 скл.

-Выпишем слова 2 склонения и поставим их в Р. Д. П. п, выделим окончание.

-Окно, конь


Выписывают, склоняют, заполняют 2 столбик таблицы.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Р.п-и,-ы -а, - я

Д.п. -е -у, -ю

П.п -е -е


-Нет, в Р. и Д. падежах мы четко слаим какую гласнуюю писать в окончании.


Оценивают.



3 скл.

Выполняют задания. Проверка по образцу.







-Нет. В 3 скл. в Р.Д.П. падежах окончание –и.

А во 2 скл. -е.

-Делают выводы.

Физминутка


Аудиофизминутка.





Индивидуальная работа с последующей самопроверкой


Работа по карточке.

-Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку.

-Но сначала выберите уровень трудности 1 или 2.на выполнение 2 минуты.

Критерии оценки 0-1 ошибка –«5», 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2»

1 уровень.

1

На озер…

е

2

По площадк…

е

3

От двер…

и

4

В город….

е

5

Из библиотек….

и

6

О храброст…

и

7

Просил о помощ…

и

8

Струился по долин…

е

9

Деревья в ине..

е

2 уровень

1

Сидит у речк…

и

2

Беспокоиться о дочер..

и

3

Живет в скворечник…

е

4

Полосы от гряз…

и

5

Сидит на листик…

е

6

Расцвели на полянк..

е

7

О теплом денёчк..

е

8

Лежать на скатерт…

и

9

Говорил о дождик…

е

10

Искал до ноч…

и

11

Около деревн..

и

12

Просил о помощ…

и

13

Струился по долин…

е

14

Деревья в ине..

е

-Разверните карточку. Проверьте и оцените.

Кто выполнил на 5?

4? 3? 2?




-Определить падеж и скл.

Воспользоваться полученными знаниями.




























Физминутка.

Гимнастика для глаз. Прежде, чем мы продолжим наши наблюдения предлагаю отдохнуть: 
1. Закрыть глаза на 10-15 секунд.
2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный)
3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз(темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10 секунд.


Творческая работа.


–Работа в группе. Вспомните правило. Распределите роли.

Работа с карточками-заданиями. Вам нужно вставить пропущенные слова, доказать окончание существительного, назвать произведение, откуда взято предложение. 

Карточка:

Вставьте в предложения подходящие имена существительные, докажите выбор гласной в окончании.

Определите откуда взято предложение.

  • Сидел волк целую ночь в _______________, хвост у него и приморозило.

  • Воротился старик ко _____________, у ___________ новое корыто.

  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в ___________ лапу.

  • Пушки с _________________ палят, кораблю пристать велят.


Объединяются в группы, выполняют задание.

Отчитываются спикеры групп по предложению.

  • Сидел волк целую ночь в проруби, хвост у него и приморозило.

  • Воротился старик ко старухе, у старухи новое корыто.

  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу.

  • Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Проверка (слайд).



Применение знаний в новых условиях

У 121.

-Прочитайте текст. К кому обращается автор?



-Что мы знаем об обращении?







-Выпишите только те предложения, в которых есть слова с пропущенными окончаниями. Определите падеж и склонение этих существительных.

Читают.

-К сынам и дочкам-это обращение.

-Не является членом предложения, употребляется в форме И. п. , на письме выделяется запятыми.

Рефлексия

-Тема нашего урока?

- Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока?

-Мы их решили?

-Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

- Что было трудным на уроке?
- Что было особенно интересным?

— У вас на столах лежат карточки, где вы ставили плюсики в начале урока , а поставьте плюсики в во второй  графе, если вы достигли те цели, которые ставили в начале урока.

Своей работой на уроке вы:

«Пантомима»

  • Руки вверх – довольны

  • Голова вниз – не довольны.

  • Закрыть лицо руками - безразлично

- За что бы вы хотели похвалить себя?

- Спасибо за урок!



Правописание безударных окончаний существительных в Р. Д. П. падежах.

Обобщение знаний об окончаниях существительных в Р, Д, П падежах.











Самоанализ.

Дополнительное задание.

- Как называется раздел, над которым мы работаем.

Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- Я буду читать утверждения, если оно верное покажите «класс», если не верное -большой палец вниз

  1. Существительное – это часть предложения.

  2. Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”

  3. Обозначает признак предмета.

  4. Изменяется по падежам.

  5. Изменяется по числам.

  6. Изменяется по родам.

  7. В русском языке пять падежей.

  8.  Склонение-это постоянный признак имени существительного.

  9. Ко второму склонению относятся только сущ. м.р. с нулевым окончанием.

  10. К третьему склонению относятся сущ. ж.р. с нулевым окончанием.

  11. К 1 склонению относятся существительные ср. р

- Оцените свою работу. Все верно-большой пальчик вверх, были допущены ошибки-вниз.