СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение"

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение».»



Класс: 4-Б

Урок русского языка.


Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение».


Цели: 1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных единственного числа,

2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;

3) воспитывать интерес к предмету.


Оборудование: компьютер, электронная презентация.



Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»;

2) С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку», 4 класс;

3) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ».


  1. Орг.мом.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение:

(Ученица читает стихотворение, звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.С.Пушкин


- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грустное, но грусть приятная.)

- Остаётся несколько дней до наступления зимы. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. А в природе и в нашей Нижегородской области зима наступает каждый год в разные сроки. Ну а сегодня мы вспомним о красоте природы осенью. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число (27 ноября) и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

2. Минутка чистописания.

- Посмотрите ещё раз на эту прекрасную картину и составьте по ней предложения. (Дети устно составляют предложения.)

-Прочитайте, какое предложение составила я.

Лес окрасился в жёлтые, красные, оранжевые краски осени.

- Что вы можете сказать об этом предложении? (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, с однородными членами, связанными интонацией перечисления)

- Какие вы видите орфограммы?

- Запишите красиво это предложение к себе в тетрадь.

3. Словарная работа.

- Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай вы помогаете собирать летом и осенью? (Огурцы, помидоры, клубнику, смородину, свёклу, морковь, и т. д.)

М…лина, к…пуста, з…мл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, ч…снок, ябл…ко, свёкла.

Задание: 1 вариант «варит» борщ, 2 вариант «варит» компот с сахаром. Выберите необходимые продукты и запишите в строчку, вставьте, где нужно, буквы.

(1 в. – Капуста, картофель, морковь, чеснок, свёкла.

2 в. – Малина, земляника, смородина, яблоко.)

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте. У кого всё правильно?(осуществляется работа в парах)

4. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

- Какую тему изучаем? (Имя существительное)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).

1. Определить падеж существительного.

2.Определить склонение.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)1скл. – лиса, 2 скл. - окно , 3 скл. - степь

- Мы вспомним и обобщим всё, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

5. Работа над темой урока.

- По лесным тропинкам бродит осень. Шуршит опавшими листьями, будоражит грибными запахами, натягивает в воздухе серебристые паутинки. А нам пора ответить на несколько вопросов.

Учитель: - Что называется склонением?

Дети: - Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.


Учитель: - Сколько склонений в русском языке?

Дети: - Три.


Учитель: - Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.

Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.

Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.

Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры.

Дети: - Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.


-Представьте, что вы юные художники. Вам нужно написать картину. «Золотая осень». Но картина не простая, а с заданием: выбираем рисунок, крепим на доску и указываем склонение существительного.

Рисунки: Берёза, облако, клён, осина, солнце, снегирь, рябина, синица.

- Я думаю, у нас получилась замечательная картина.

- Ребята, назовите мне последний осенний месяц. (Ноябрь)

- В этом месяце облетают с деревьев последние листья и кружатся в воздухе первые снежинки. Вот на таких листьях и снежинках написаны окончания имён существительных, которые разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. Но сначала вспомним самые сложные написания.


1 скл.

2 скл.

3скл.

Р.п.

-и, -ы

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.





На доске: в огород… (П.п., 2 скл., -е) около опушк…(Р.п., 1 скл., -и)

по застав…(Д.п., 1 скл., -е) любимой мам…(Д.п., 1 скл., -е)

на краю деревн…(Р.п., 1 скл., -и) о родном город…(П.п., 2 скл., -е)

о молодёж…(П.п., 3 скл., -и) к сестр…(Д.п., 1 скл., -е)

о гибел…(П.п., 3 скл., -и) из плесен…(Р.п., 3 скл., -и)

(Учащиеся по очереди выходят к доске, находят нужный листок или снежинку и прикрепляют его к слову)

6. Физкультминутка.

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои ветви, будто хотят вернуть солнце.

7. Фронтальная работа.

-Посмотрите, здесь у нас остался ещё один лист, однако, он значительно больше других. На доске записано предложение: надо вставить пропущенные буквы в словах, выделить окончания, указать падеж и склонение.

Лучи солнца заиграли на поверхност… воды, на крыш… дома.

Несколько человек будут выполнять задания в тетрадях по карточкам.

8. Работа по карточкам.

Карточка 1. (Борзяев Д., Волков С., Веселов И.,) Спишите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите части речи.

Земля покрылась пёстрым ковром.

Карточка 2.(Таланцева П., Силак А., Крупина К.) Спишите предложение, разберите его по членам предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.

Шуршит под ногами пожухлая трава.

Карточка 3.(Баскакова А., Удалов В., Каменева В.)

Спишите предложение, разберите его по членам предложения, определите части речи, определите падеж и склонение имён существительных.

Холодный осенний ветер обрывал засохшие листья.

9 Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке?

- Если вам понравился урок прикрепите к доске листок красного цвета, если что-то осталось непонятным – листок оранжевого цвета, а если вам на уроке не понравилось, было скучно, вы ничего не поняли, то прикрепите листок коричневого цвета.

- Посмотрите, какой замечательный листопад в нашем классе. Жаль расставаться с осенью, но увы…

- Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок такими словами:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.