СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание букв безударных гласных в приставках.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание букв безударных гласных в приставках.

Просмотр содержимого документа
«Правописание букв безударных гласных в приставках.»





Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках


Цели и задачи урока:


– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ


Методы обучения:

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:

1.ИКТ.Презентация по теме.

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.



Ход урока.




3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


- Спишите слова. Поставьте ударение

Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали

-Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)

-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.

Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.

В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.


– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)


4. Постановка проблемного вопроса.


Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147

Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, объединимся в группы.

- Каждая группа исследует три слова


Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить.

– А как быть с безударными гласными в приставках?

- Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения)

- Сравните свои предположения с учебником на с. 171

- Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

1) Научиться правильно  писать слова с безударной гласной в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

- На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

Заполним вторую колонку в нашей таблице







  1. Приставка это часть слова

  2. Приставка стоит перед корнем

  3. Служит для образования новых слов

  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?



- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.


– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


5. Поиск решения.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

- У кого есть какие предложения?

- Как проверить наши предположения?


1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148


-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые)

- Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.


Физкультминутка.

Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.



Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)


- Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.

- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

– Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)


- На данном этапе урока, какую цель достигли?

(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).



-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

- Прочитать слово

- Поставить ударение

- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

- Что это значит? (Выделить в слове  его части).

- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете

- Записать слово.

- Подчеркнуть  безударную гласную в приставке.

- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

- Какую цель достигли на этом этапе?

Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы








  1. Приставка это часть слова

  2. Приставка стоит перед корнем

  3. Служит для образования новых слов

  4. Со словами пишется слитно

Как проверить безударную гласную в приставке?

  1. Подобрать слово с такой же приставкой под ударением

  2. Запомнить

  3. Обратиться к словарю

  4. Использовать слово-шаблон

  5. Интернет


- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

Запишите предложение самостоятельно.

Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?




а

о




Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)


- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

-И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.


ФИЗМИНУТКА:

Игра « Да, нет»

Хлопни и присядь разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали.

Хорошо её назвали.

Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.











6. Первичное закрепление



- Теперь мы получили новые знания.

а) Игра “Хлоп - топ ”.

— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

  1. Корень- это главная часть речи

  2. Корень- это главная часть слова

  3. Приставка всегда пишется слитно со словом

  4. Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно

  5. Приставка может стоять после корня

  6. Приставка всегда стоит перед корнем

  7. Безударные гласные бывают только в корне.  (топ).

  8. Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

  9. Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

  10. В слове замок есть приставка –за

  11. В слове записка есть приставка –за



б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой.

– Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)

Зазвенела птичья трель,

Закружилась карусель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.


РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)



  1. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока

- Достигли мы поставленных целей?

- Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)


Самооценка .

8. Рефлексия



На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так  держать!)

— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: д.м. упр.99 или 101


Спасибо за урок!






Скачать

© 2018 369 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!