Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках
Цели и задачи урока:
– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;
– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:
1.ИКТ.Презентация по теме.
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
3.М/м проектор.
Ход урока.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Спишите слова. Поставьте ударение
Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали
-Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)
-Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.
Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.
В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.
Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?
Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.
– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)
4. Постановка проблемного вопроса.
Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147
Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, объединимся в группы.
- Каждая группа исследует три слова
Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.
Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.
Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить.
– А как быть с безударными гласными в приставках?
- Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения)
- Сравните свои предположения с учебником на с. 171
- Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)
1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.
2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.
- На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)
Заполним вторую колонку в нашей таблице
Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно | Как проверить безударную гласную в приставке? | |
- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
5. Поиск решения.
а) Работа по учебнику.
— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?
- У кого есть какие предложения?
- Как проверить наши предположения?
1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148
-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые)
- Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.
Физкультминутка.
Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.
Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)
- Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.
- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)
— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).
— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).
– Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?
(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)
- На данном этапе урока, какую цель достигли?
(Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).
-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).
- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.
в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.
— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?
- Прочитать слово
- Поставить ударение
- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.
- Что это значит? (Выделить в слове его части).
- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.
- Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете
- Записать слово.
- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.
- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?
- Какую цель достигли на этом этапе?
Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы
Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно | Как проверить безударную гласную в приставке? | Подобрать слово с такой же приставкой под ударением Запомнить Обратиться к словарю Использовать слово-шаблон Интернет |
- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.
Запишите предложение самостоятельно.
Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?
а
о
Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!
-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)
- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?
-И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.
ФИЗМИНУТКА:
Игра « Да, нет»
Хлопни и присядь разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали.
Хорошо её назвали.
Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.
6. Первичное закрепление
- Теперь мы получили новые знания.
а) Игра “Хлоп - топ ”.
— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.
Корень- это главная часть речи
Корень- это главная часть слова
Приставка всегда пишется слитно со словом
Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно
Приставка может стоять после корня
Приставка всегда стоит перед корнем
Безударные гласные бывают только в корне. (топ).
Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
В слове замок есть приставка –за
В слове записка есть приставка –за
б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой.
– Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)
Зазвенела птичья трель,
Закружилась карусель.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Итог урока
- Давайте вспомним цели нашего урока
- Достигли мы поставленных целей?
- Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)
Самооценка .
8. Рефлексия
На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.
— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.
(Ты молодец! Так держать!)
— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)
— Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание: д.м. упр.99 или 101
Спасибо за урок!