: Нужен ли распорядок дня? Грамматическая тема: Правописание числительных, обозначение времени на письме
Для здоровья человека и всего учебно-трудового процесса больше значение имеет правильный распорядок дня. Умению правильно планировать свой рабочий лень нужно учиться у выдающихся личностей. Умение правильно сочетать работу и отдых и много других важных моментов в творческой жизни показали И.П. Павлов. В А Обручев .А.П Чехов. И.А. Ахупоаев, М.М. Мамакеев и многие другие ученые.
Наши кураторы и старшие друзья по медицинскому училищу помогли нам составить правильный распорядок дня. Этот вопрос обсуждался также и на собрании группы.
Я живу студенческом общежитии. Мой рабочий день начинается в семь часов утра. Я открываю окно ,делаю утреннюю гимнастику, умываюсь холодной водой, чищу зубы, прибираю и Комнате . В четверть восьмого я завтракаю, убираю со стола и иду с
товарищами в училище. На занятие не никогда не опаздываем, так как общежитие
находится в ста метрах от нашего училища. Занятия начинаются в восемь часов и
заканчиваются в два срока ,а иногда в четыре часа, если бывает пять пар. После занятий мы обедаем отдыхаем немного, а затем начинаем заниматься.
Светлый, просторный читальный зал библиотеки, которая находится в общежитии, лучшее место для самостоятельных занятий. Но когда есть необходимые книги, я занимаюсь в своей комнате Часов в восемь я ужинаю. Стараюсь ужинать в одно и тоже время На ужин чаще приготовлю молочные блюла, по в воскресные дни готовим с друзьями национальные блюла или балуем себя чем-то сладким После ужина просматриваю газеты, смотрю интересные передачи, фильмы по телевизору, беседую с друзьями. Часа полтора я стараюсь посвятить чтению художественной литературы. В одиннадцать часов ложусь спать.
Задание I.
1.Прочитайте текст, следя за правильным произношением безударных гласных и интонированием повествовательного предложения.
2.Выпишите числительные, правописание имен числительных.
3.Определите время глаголов ■ сказуемых в тексте и укажите, в чем они согласуются с подлежащим.
4.Вы пишите глаголы, образованные с помощью суффиксов и приставок.
5.Перескажигс текст
Правописание числительных
1.У количественных числительных пять девятнадцать, двадцать и тридцать ь пишется на копне, а у числительных пятьдесят - восемьдесят, .пятьсот - девятьсот - в середине слова.
2. У числительных триста и четыреста на конце пишется а. у числительного девяносто в именительном и винительном падежах - буква о, в остальных падежах - а.
3.Сложные числительные одиннадцать - двадцать, тридцать пятьдесят - девяносто и пятьсот - девятьсот пишутся одним словом.
4.Составные числительные пишутся раздельно, например двадцать один, пятьсот восемьдесят пять, тысяча девятьсот пятьдесят три, но: двадцать первый, пятьсот восемьдесят пятый.
5.Сложные прилагательные,,- первой составной частью которых являются числительные, пишутся одним словом: сорокаградусный/сто тринадцати пятиметровый
6.Одним словом пишутся порядковые числительные, которые оканчиваются на
сотый, - тысячный, - миллионный, - миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, трехмиллионный, восьмимиллиардный.
Примечание. Если "перед элементами - сотый, - тысячный, - миллионный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый. 5-тысячныий. 3-миллионный
7.Слова, входящие в дробные числительные, пишутся раздельно, например: пять с половиной, три с четвертью, семь восьмых. .
Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами
(апельсины, мандарины, лимоны), 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (килограммы) помидоры, 8 банок (баклажаны, томаты X 300 (туристы- болгары, румыны, венгры).
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки
(Сорок) летний мужчина; (семьдесят пять) летний юбилей; (тридцать) градусные морозы; (восемьсот тридцать пять) километровый переход; (триста сорок пять) квартирный лом; (пятьсот) миллионный народ.
Задание 2. Прочитайте текст, разделите его на смысловые части. Как бы вы озаглавили этот текст? Выпишите числительные и объясните их правописание.
Я открываю еженедельник Ирины, который она вела в школе, И поражаюсь, как были насыпенм разнообразными делами ей дни, как рассчитано, почти по минутам, время. Они всегда контролировала себя - вот что самое удивительное! Выполнила - красная галочка. Нет - восклицательный знак. Упущенное придется наверстать. Вот» портрет» одного дня ю ее жизни ученицы 10 класса. Обычно она встает в 6.30. затем зарядка и все утренние хлопоты: умыться, одеться, комнату привести в порядок, позавтракать, посуду вымыть, одеть маленькую. Наташу. По дороге в школу - отвести в детсад Следующая графика- школьные заботы, уроки. Нужно разучить е подшефными ребятами (второклассники) стихи к утреннику, после уроков успеть на заседание молодежного комитета.
Ежедневно корме субботы и воскресенья, с 16.00 до 17 30, Ирина занимается в музыкальной школе. С 17.30 до 18.30 - репетиция к Осеннему балу. Сценарий к нему придумала сама, подробно расписав вес роли С 18.30 до 19 00 время уходит на дорогу домой, по пути нуж1к купить хлеб, масло, сыр. С 19 00 Ирина с мамой готовит ужин После 20.немного читает. Без книги день не полон. Затем делает уроки и «расписывает» свой завтрашний день а когда глаза начинают слипаться, Ирина открывает окно и ложится спать
В классном журнале у Иры - круглые пятерки. Только для нее самой они разные Те. что за пересказ учебника, пусть и толковый, она пенит невысоко А вот после библиотеки - настоящие Ира часто рассказывает о прочитанном - всем интересно.
Иру я 31ию давно. О ней не скажешь «зануда», веселая, общительная, вокруг ней всегда много друзей Школу окончила с золотой медалью. Музыкальную - на «отлично». С пятерками поступила в университет И гам учится блестяще По- прежнему составляет планы Только теперь ешб строже Она уже давно поняла, что значит режим дня.
Задание 3. Состарьте устные предложения с данными словами.
День, раегюрядок дня сутки лень, ночь, утро, вечер, рассвет, полдень, полночь, педеля, засыпать, учиться, здоровье, спорт, отдыхать.
Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);
Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);
Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);
Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот — девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;
Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.
Числительное пол- в составе сложного слова пишется
через дефис, если вторая часть слова начинается с гласной буквы или с л (пол-литра, пол-арбуза), или если она является именем собственным (пол-России);
слитно, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме л): полкилограмма;
раздельно, если оно имеет самостоятельное значение и оторвано от существительного определением: пол чайной ложки.
Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый.
Правописание окончаний числительных.
1. Склонение количественных числительных:
- числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | один одного одному один или одного одним об одном |
- у числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | два двух двум два или двух двумя о двух | три трех трем три или трех тремя о трех | черыре черырех четырем четыре иличктырех четырьмя о четырех |
- числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | шесть шести шести шесть шестью о шести | тридцать тридцати тридцати тридцать тридцатью о тридцати |
- числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а):
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | сорок сорока сорока сорок сорока о сорока | девяноста девяноста девяноста девяносто девяноста о девяноста | сто ста ста сто ста о ста |
- у числительных двести, триста, четыреста и на -com склоняются обе части:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | двести двухсот двумстам двести двумястами о двухстах | пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами о пятистах |
- у количественных составных числительных склоняется каждое слово:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | пятьсот девяносто шесть пятисот девяноста шести пятистам девяноста шести пятьсот девяносто шесть пятьюстами девяноста шестью о пятистах девяноста шести |
2. Склонение дробных числительных:
- при склонении у дробных числительных изменяются обе части:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | одна вторая одной второй одной второй одну вторую одной второй об одной второй |
- особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | полтора полутора полутора полтора полутора о полутора | полторы полутора полутора полторы полутора о полутора | полтораста полутораста полутораста полтораста полутораста о полутораста |
3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | семеро сокрыл семерых семерым семерых семерыми о семерых | оба обоих обоим обоих обоими об обоих |
4. Склонение порядковых числительных:
- порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | седьмой седьмого седьмому седьмой или седьмого седьмым о седьмом |
- У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | триста пятьдесят седьмой триста пятьдесят седьмого триста пятьдесят седьмому триста пятьдесят седьмой (или седьмого) триста пятьдесят седьмым о триста пятьдесят седьмом |