СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание числительных

Просмотр содержимого документа
«Правописание числительных»

: Нужен ли распорядок дня? Грамматическая тема: Правописание числительных, обозначение времени на письме



Для здоровья человека и всего учебно-трудового процесса больше значение имеет правильный распорядок дня. Умению правильно планировать свой рабочий лень нужно учиться у выдающихся личностей. Умение правильно сочетать работу и отдых и много других важных моментов в творческой жизни показали И.П. Павлов. В А Обручев .А.П Чехов. И.А. Ахупоаев, М.М. Мамакеев и многие другие ученые.

Наши кураторы и старшие друзья по медицинскому училищу помогли нам составить правильный распорядок дня. Этот вопрос обсуждался также и на собрании группы.

Я живу студенческом общежитии. Мой рабочий день начинается в семь часов утра. Я открываю окно ,делаю утреннюю гимнастику, умываюсь холодной водой, чищу зубы, прибираю и Комнате . В четверть восьмого я завтракаю, убираю со стола и иду с

товарищами в училище. На занятие не никогда не опаздываем, так как общежитие

находится в ста метрах от нашего училища. Занятия начинаются в восемь часов и

заканчиваются в два срока ,а иногда в четыре часа, если бывает пять пар. После занятий мы обедаем отдыхаем немного, а затем начинаем заниматься.

Светлый, просторный читальный зал библиотеки, которая находится в общежитии, лучшее место для самостоятельных занятий. Но когда есть необходимые книги, я занимаюсь в своей комнате Часов в восемь я ужинаю. Стараюсь ужинать в одно и тоже время На ужин чаще приготовлю молочные блюла, по в воскресные дни готовим с друзьями национальные блюла или балуем себя чем-то сладким После ужина просматриваю газеты, смотрю интересные передачи, фильмы по телевизору, беседую с друзьями. Часа полтора я стараюсь посвятить чтению художественной литературы. В одиннадцать часов ложусь спать.

Задание I.

1.Прочитайте текст, следя за правильным произношением безударных гласных и интонированием повествовательного предложения.

2.Выпишите числительные, правописание имен числительных.

3.Определите время глаголов ■ сказуемых в тексте и укажите, в чем они согласуются с подлежащим.

4.Вы пишите глаголы, образованные с помощью суффиксов и приставок.

5.Перескажигс текст

Правописание числительных

1.У количественных числительных пять девятнадцать, двадцать и тридцать ь пишется на копне, а у числительных пятьдесят - восемьдесят, .пятьсот - девятьсот - в середине слова.

2. У числительных триста и четыреста на конце пишется а. у числительного девяносто в именительном и винительном падежах - буква о, в остальных падежах - а.

3.Сложные числительные одиннадцать - двадцать, тридцать пятьдесят - девяносто и пятьсот - девятьсот пишутся одним словом.

4.Составные числительные пишутся раздельно, например двадцать один, пятьсот восемьдесят пять, тысяча девятьсот пятьдесят три, но: двадцать первый, пятьсот восемьдесят пятый.

5.Сложные прилагательные,,- первой составной частью которых являются числительные, пишутся одним словом: сорокаградусный/сто тринадцати пятиметровый

6.Одним словом пишутся порядковые числительные, которые оканчиваются на

сотый, - тысячный, - миллионный, - миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, трехмиллионный, восьмимиллиардный.

Примечание. Если "перед элементами - сотый, - тысячный, - миллионный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый. 5-тысячныий. 3-миллионный

7.Слова, входящие в дробные числительные, пишутся раздельно, например: пять с половиной, три с четвертью, семь восьмых. .

Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами

(апельсины, мандарины, лимоны), 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (килограммы) помидоры, 8 банок (баклажаны, томаты X 300 (туристы- болгары, румыны, венгры).

Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки

(Сорок) летний мужчина; (семьдесят пять) летний юбилей; (тридцать) градусные морозы; (восемьсот тридцать пять) километровый переход; (триста сорок пять) квартирный лом; (пятьсот) миллионный народ.

Задание 2. Прочитайте текст, разделите его на смысловые части. Как бы вы озаглавили этот текст? Выпишите числительные и объясните их правописание.

Я открываю еженедельник Ирины, который она вела в школе, И поражаюсь, как были насыпенм разнообразными делами ей дни, как рассчитано, почти по минутам, время. Они всегда контролировала себя - вот что самое удивительное! Выполнила - красная галочка. Нет - восклицательный знак. Упущенное придется наверстать. Вот» портрет» одного дня ю ее жизни ученицы 10 класса. Обычно она встает в 6.30. затем зарядка и все утренние хлопоты: умыться, одеться, комнату привести в порядок, позавтракать, посуду вымыть, одеть маленькую. Наташу. По дороге в школу - отвести в детсад Следующая графика- школьные заботы, уроки. Нужно разучить е подшефными ребятами (второклассники) стихи к утреннику, после уроков успеть на заседание молодежного комитета.

Ежедневно корме субботы и воскресенья, с 16.00 до 17 30, Ирина занимается в музыкальной школе. С 17.30 до 18.30 - репетиция к Осеннему балу. Сценарий к нему придумала сама, подробно расписав вес роли С 18.30 до 19 00 время уходит на дорогу домой, по пути нуж1к купить хлеб, масло, сыр. С 19 00 Ирина с мамой готовит ужин После 20.немного читает. Без книги день не полон. Затем делает уроки и «расписывает» свой завтрашний день а когда глаза начинают слипаться, Ирина открывает окно и ложится спать

В классном журнале у Иры - круглые пятерки. Только для нее самой они разные Те. что за пересказ учебника, пусть и толковый, она пенит невысоко А вот после библиотеки - настоящие Ира часто рассказывает о прочитанном - всем интересно.

Иру я 31ию давно. О ней не скажешь «зануда», веселая, общительная, вокруг ней всегда много друзей Школу окончила с золотой медалью. Музыкальную - на «отлично». С пятерками поступила в университет И гам учится блестяще По- прежнему составляет планы Только теперь ешб строже Она уже давно поняла, что значит режим дня.

Задание 3. Состарьте устные предложения с данными словами.

День, раегюрядок дня сутки лень, ночь, утро, вечер, рассвет, полдень, полночь, педеля, засыпать, учиться, здоровье, спорт, отдыхать.



  1. Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);

  2. Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);

  3. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);

  4. Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот — девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;

  5. Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.

  6. Числительное пол- в составе сложного слова пишется

  • через дефис, если вторая часть слова начинается с гласной буквы или с л (пол-литра, пол-арбуза), или если она является именем собственным (пол-России);

  • слитно, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме л): полкилограмма;

  • раздельно, если оно имеет самостоятельное значение и оторвано от существительного определением: пол чайной ложки.

Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый.

Правописание окончаний числительных.

1. Склонение количественных числительных:

- числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

один
одного
одному
один или одного
одним
об одном

- у числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

два
двух
двум
два или двух
двумя
о двух

три
трех
трем
три или трех
тремя
о трех

черыре
черырех
четырем
четыре иличктырех
четырьмя
о четырех

- числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

шесть
шести
шести
шесть
шестью
о шести

тридцать
тридцати
тридцати
тридцать
тридцатью
о тридцати

- числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а):

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

сорок
сорока
сорока
сорок
сорока
о сорока

девяноста
девяноста
девяноста
девяносто
девяноста
о девяноста

сто
ста
ста
сто
ста
о ста

- у числительных двести, триста, четыреста и на -com склоняются обе части:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

двести
двухсот
двумстам
двести
двумястами
о двухстах

пятьсот
пятисот
пятистам
пятьсот
пятьюстами
о пятистах

- у количественных составных числительных склоняется каждое слово:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

пятьсот девяносто шесть
пятисот девяноста шести
пятистам девяноста шести
пятьсот девяносто шесть
пятьюстами девяноста шестью
о пятистах девяноста шести

2. Склонение дробных числительных:

- при склонении у дробных числительных изменяются обе части:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

одна вторая
одной второй
одной второй
одну вторую
одной второй
об одной второй

- особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

полтора
полутора
полутора
полтора
полутора
о полутора

полторы
полутора
полутора
полторы
полутора
о полутора

полтораста
полутораста
полутораста
полтораста
полутораста
о полутораста

3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

семеро сокрыл
семерых
семерым
семерых
семерыми
о семерых

оба
обоих
обоим
обоих
обоими
об обоих

4. Склонение порядковых числительных:

- порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

седьмой
седьмого
седьмому
седьмой или седьмого
седьмым
о седьмом

- У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

триста пятьдесят седьмой
триста пятьдесят седьмого
триста пятьдесят седьмому
триста пятьдесят седьмой (или седьмого)
триста пятьдесят седьмым
о триста пятьдесят седьмом






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!