Учебный предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;
закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.
Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;
Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.
Основные термины и понятия: Орфограмма-буква, приставка
Образовательные ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015)
Планируемые результаты:
Личностные:
понимание необходимости изучения темы,её применения в жизни.
стремление к речевому совершенствованию
пополнение словарного запаса
способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и достигнуть её; самоанализ, рефлексивное мышление, самооценка; продуктивное взаимодействие (пары, группы учеников).
познавательные: анализ и извлечение необходимой информации выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений,попытка грамотного изложения своих мыслей;
регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу,осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
коммуникативные: умение аргументировать своё мнение , приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: усвоение учащимися правописания гласных и согласных в приставках
Ход урока:
1 слайд
Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настроение хорошее? Улыбнись всем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Начинаем урок!
2 слайд
Минутка-настроение.
Сегодняшнее настроение нам создадут строки удивительного русского поэта С.Есенина, которое, я думаю, вам также понравится, как и мне.
Колокол дремавший
Ра…будил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
П...неслись удары
К синим небесам
Звонко ра…дается
Голос по лесам.
Тихая долина ..гоняет сон Где-то за дорогой
З...мирает звон.
- Понравилось вам это стихотворение?
1.Прочитайте выразительно.
2. Назовите грамматические основы.
3.Вставьте пропущенные буквы.
4. В каких частях слова (морфемах) пропущены буквы?
5. Как выдумаете, почему?
6. О чём мы будем говорить на уроке?
7. Запишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний.
Беседа о приставках.
3 слайд
IV. «Мозговой штурм».
Игра «Змейка»
(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)
Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.
Образец.
Сбежать
Сосновый
Лучок.
V. Работа по теме урока.
1. Обратимся к учебнику.
2. Беседа.
Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить
4 слайд
Гла́сные и согла́сные в приста́вках (В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и другие) пи́шутся одина́ково незави́симо от произноше́ния.
5 слайд
VI. Первичное закрепление.
Надколоть – надорвать, надрубить;
Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;
Промахнуться пр`омах и т.д.
6 слайд
VII. Самостоятельная работа.
Зада́ние: вы́пиши в тетра́дь слова́, кото́рые соотве́тсвуют схе́ме приста́вка+ко́рень+су́ффикс+оконча́ние
Приго́рок, доро́жка, безо́блачный (день), прибежа́ла, расска́з, ска́зка, при́сказка, перево́зчик.
7-8 слайд
VIII. Включение нового.
1. Выполнение упр.433.
9 слайд
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали. Проведем зарядку.
Физкультминутка
Встали. Расправили плечи, выпрямили спину. Повернули голову вправо, потом влево. Опустили голову вниз, потом откинули назад. Вытянули руки вперед, подняли вверх, опустили.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
А чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Повернулись друг к другу и улыбнулись.
10 слайд
2. Творческая работа «Как работает приставка»
Напиши все приставки, с помощью которых можно образовать слова от глагола ДУМАТЬ.
11 слайд
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставок
Образуются слова.
12 слайд
3. Проверочная работа «Определи, где приставка, а где предлог»
13 слайд
IX. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант.
14 слайд
Вста́вь пропу́щенные бу́квы. Упр.436.
Уваже́ние тру́дно з..рабо́тать, но легко́ п..теря́ть.
Хоть в пень колотить, лишь бы день пр..води́ть. Ему дай яичко, да ещё и ..блу́пленное. За пирого́м и ча́ем и мы не по..кача́ем. Уме́й взять, уме́й и о..да́ть. С ло́дырем п..ведёшься – го́ря н..берёшься. На́скоро де́лать – п..реде́лывать.
2. Творческая работа.
15 слайд
Исправь́ оши́бки.
Ма́льчик дашёл до шко́лы. Па́па Ка́рло абтеса́л поле́но.
Учи́тельница вашла́ в класс. Де́душка натпили́л бревно́.
Ма́ма потши́ла пла́тье. Ба́бушка зовари́ла чай.
X. Рефлексия
16 слайд
17 слайд
XI. Домашнее задание.
18 слайд
Упр. 434, 435
19 слайд