СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных в корне слова. Повторение в конце учебного года.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет востребована для повторения темы "Правописание безедарных гласных в корне слова" в конце учебного года  для учащихся 6 класса, а также и для повторения данной темы в 9 и 11 классах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных в корне слова. Повторение в конце учебного года.»

Урок № 14 Тема урока: «Правописание гласных в корне слова».   Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №210, г. Новосибирска Зарочинцева Лариса Анатольевна

Урок № 14

Тема урока: «Правописание гласных в корне слова».

Подготовила

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №210, г. Новосибирска Зарочинцева Лариса Анатольевна

     Цели урока:   1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием. 2. Уметь применять данное правило на письме.

Цели урока:

  • 1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием.
  • 2. Уметь применять данное правило на письме.
Алгоритм: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной: - проверяемая; - непроверяемая; - чередующаяся. 3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

Алгоритм:

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

- проверяемая;

- непроверяемая;

- чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

Гласные в корне слова Проверяемая гласная Непроверяемая гласная политика Чередующаяся гласная политика звонить экстремальный заря голосовать потихоньку блистать готовиться мизерный выращенный драматургия подровняв драматургия непромокаемый

Гласные в корне слова

Проверяемая гласная

Непроверяемая гласная

политика

Чередующаяся гласная

политика

звонить

экстремальный

заря

голосовать

потихоньку

блистать

готовиться

мизерный

выращенный

драматургия

подровняв

драматургия

непромокаемый

Проверяемые гласные в корне       Сильной позицией для гласных звуков является позиция  в ударном слоге.     Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция  сильная,  без ударения нечётко, – позиция слабая.        Безударные гласные корня проверяются ударением.  Способы проверки безударных гласных в корне:     1. Подбор однокоренных слов:    соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – кре́пкий         2. Изменение формы слова:       окно́ – о́кна,       гроза́ – гро́зы.      При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое   значение:     спешу в школу – спешка,  спишу текст - пишет  

Проверяемые гласные в корне

Сильной позицией для гласных звуков является позиция  в ударном слоге.   Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция  сильная,

без ударения нечётко, – позиция слабая. 

    Безударные гласные корня проверяются ударением.

Способы проверки безударных гласных в корне:   1. Подбор однокоренных слов:  

соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – кре́пкий       2. Изменение формы слова:     окно́ – о́кна,       гроза́ – гро́зы.   

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое   значение:   спешу в школу – спешка,

спишу текст - пишет

 

Непроверяемые гласные в корне        Правописание слов с непроверяемыми гласными  проверяется по орфографическому словарю и запоминается.  К таким словам не подбираются проверочные слова .    Абонент, абонемент, партер,  космонавт, пилот, бетон, комбайн

Непроверяемые гласные в корне

Правописание слов с непроверяемыми гласными

проверяется по орфографическому словарю и запоминается.

К таким словам не подбираются проверочные слова .

Абонент, абонемент, партер,

космонавт, пилот, бетон, комбайн

      Обращаемся к карточке на вашем столе к заданию №1.    Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова. В…стибюль, перед..вать, уд..вляться, акк…мп…немент, об…яние, по..вляться, возр…жать, уг..щать, ув..дать, пан…рама, упр..стить, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, зак..лять, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Обращаемся к карточке на вашем столе

к заданию №1.

Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова.

В…стибюль, перед..вать, уд..вляться, акк…мп…немент, об…яние, по..вляться, возр…жать, уг..щать, ув..дать, пан…рама, упр..стить, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, зак..лять, к…мб…незон, экстрав…гантный.

 Чередование гласных в корне слова   от суффикса, следующим за корнем; от ударения; от буквы, следующей за гласной; от смыслового значения слова. Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами. Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

Чередование гласных в корне слова

от суффикса, следующим за корнем;

  • от ударения;
  • от буквы, следующей за гласной;
  • от смыслового значения слова.

Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица: Написание гласных  Написание гласных -гор-/-гар- зависит от ударения -клон-/-клан-  -зор-/-зар- Написание гласных е/и бер/бир Раст-ращ-рос -твор-/-твар- В безударном положении пишется А Написание гласных  зависит от суффикса, следующего за корнем В безударном положении пишется О  дер/дир зависит от буквы, следующей за гласной Мак-мок Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О -мак- - «погрузить в жидкость» Исключения: мер-мир зависит от значения слова -мок- - «пропускать жидкость, мокнуть» Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль жег-жига Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем пер-пир тер-тир чет-чит блест-блист стел-стил Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица:

Написание гласных

Написание гласных

-гор-/-гар-

зависит от ударения

-клон-/-клан-

-зор-/-зар-

Написание гласных

е/и

бер/бир

Раст-ращ-рос

-твор-/-твар-

В безударном положении пишется А

Написание гласных

зависит от суффикса, следующего за корнем

В безударном положении пишется О

дер/дир

зависит от буквы, следующей за гласной

Мак-мок

Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О

-мак- - «погрузить в жидкость»

Исключения:

мер-мир

зависит от значения слова

-мок- - «пропускать жидкость, мокнуть»

Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

жег-жига

Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем

пер-пир

тер-тир

чет-чит

блест-блист

стел-стил

Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

-плов-/-плав- -им-//-а- (-я-) О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах А Исключения: -ин-//-а- (-я- ) Скак-скоч Пригарь, выгарки, утварь, заревать о/а Если за корнем есть суффикс А, то в корне И Перед К пишу А, перед Ч - О Равн-ровн кос-каса Исключения: скачок, скачу -равн- - «равный, одинаковый» лож – лага -ровн- - «ровный, прямой, гладкий» Если за корнем есть суффикс А , то в корне А Сравнение, сровнять Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

-плов-/-плав-

-им-//-а- (-я-)

О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах А

Исключения:

-ин-//-а- (-я- )

Скак-скоч

Пригарь, выгарки, утварь, заревать

о/а

Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Перед К пишу А, перед Ч - О

Равн-ровн

кос-каса

Исключения: скачок, скачу

-равн- - «равный, одинаковый»

лож – лага

-ровн- - «ровный, прямой, гладкий»

Если за корнем есть суффикс А , то в корне А

Сравнение, сровнять

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

1. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной  1. -раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ , в остальных случаях -о- :  р О сла, р А сти, но :  росток, рост, ростовщик, выростковый,  Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.  2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К , -о- перед Ч  в безударных корнях:  ск АК ать, вск ОЧ ить, но: ск АЧ ок, ск АЧ у.  3 . –лаг-,-лож- пишется –а- перед Г , пишется –о- перед Ж :  прил а гать – прил о жение.

1. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. -раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ , в остальных случаях -о- :

р О сла, р А сти, но : росток, рост, ростовщик, выростковый,

Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.

2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К , -о- перед Ч в безударных корнях:

ск АК ать, вск ОЧ ить, но: ск АЧ ок, ск АЧ у.

3 . –лаг-,-лож- пишется –а- перед Г , пишется –о- перед Ж :

прил а гать – прил о жение.

Запишите в 2 колонки: 1) с буквой –о-, 2) с буквой –а-. Пол...жение незавидное, первое сл...гаемое, прав...льное предл...жение, разобрать прил...гательное, произвести сл...жение, отл...жить в сторону, распол...житься на поляне, ул...жить в кр...вать, прил..гать усилия, клас...ное изл...жение, хорошо выр...сти, выр...щенный цветок, б...рёзка подр...сла, хорошо выр...сла, пр...красное р...стение, взр...щённый овощ, зар...сли кустарника, р...стительный мир, длин...ые водор...сли, ск…кать, подск…чить, ск…чок, ск…чу, выск_...ка, зн...комыми, зар...сли камыша, хороший возр...ст, предл...гать помощ..., предл...жить с...действие, изл...гать содержание, высказать предпол...жение, предпол...гаемая встреча,  отр…сль, Р…стов.

Запишите в 2 колонки: 1) с буквой –о-, 2) с буквой –а-.

Пол...жение незавидное, первое сл...гаемое, прав...льное предл...жение, разобрать прил...гательное, произвести сл...жение, отл...жить в сторону, распол...житься на поляне, ул...жить в кр...вать, прил..гать усилия, клас...ное изл...жение, хорошо выр...сти, выр...щенный цветок, б...рёзка подр...сла, хорошо выр...сла, пр...красное р...стение, взр...щённый овощ, зар...сли кустарника, р...стительный мир, длин...ые водор...сли, ск…кать, подск…чить, ск…чок, ск…чу, выск_...ка, зн...комыми, зар...сли камыша, хороший возр...ст, предл...гать помощ..., предл...жить с...действие, изл...гать содержание, высказать предпол...жение, предпол...гаемая встреча, отр…сль, Р…стов.

2. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем  1. - бир /-бер, - блист / -блест, - дир /-дер,  - жиг /-жег, - мир /-мер, - пир /-пер, - стил /-стел,  - тир /-тер, - чит /-чет  -и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-  стИр А ть - стЕреть  расстИл А ется – расстЕлить  2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:  занИМ А ть - занять  сжИМ А ть – сжать  3. –кас- /-кос, -лаг- /лож пишется -а-, если есть суффикс -а-  кАс А ться  - к О снуться  предл А г А ть  –  предл О ж ить, предл О г

2. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. - бир /-бер, - блист / -блест, - дир /-дер,

- жиг /-жег, - мир /-мер, - пир /-пер, - стил /-стел,

- тир /-тер, - чит /-чет

-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-

стИр А ть - стЕреть

расстИл А ется – расстЕлить

2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМ А ть - занять

сжИМ А ть – сжать

3. –кас- /-кос, -лаг- /лож пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАс А ться - к О снуться

предл А г А ть предл О ж ить, предл О г

Упражнения для разминки Упражнение 1.  Перепишите. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте.   Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию, прик...саться к стенду, к...снуться друга, к...сание плеча, прямая к...сательная,

Упражнения для разминки

Упражнение 1.

Перепишите. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте.

Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию, прик...саться к стенду, к...снуться друга, к...сание плеча, прямая к...сательная,

3. Написание гласных, зависящее от ударения 1. под ударением пишем -а- в корне -гар- , без ударения -о- в корне -гор-: заг А р – заг О р Е ть 2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением: з а р Я , з а рн И ца, но:  з О ри, з А рево зависят от произношения. 3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о- , под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением: покл о н И ться, кл А няться, но: покл О н тв о р И ть, тв А рь, но : затв О р, притв О ра, У тв а рь 4. -плав-/-плов- в безударном положении -о- пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха ,  но  плЫвун  в соответствии с произношением, в остальных -а-: попл а в О к, пл а вн И к

3. Написание гласных, зависящее от ударения

1. под ударением пишем -а- в корне -гар- , без ударения -о- в корне -гор-:

заг А р заг О р Е ть

2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:

з а р Я , з а рн И ца, но: з О ри, з А рево зависят от произношения.

3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о- , под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:

покл о н И ться, кл А няться, но: покл О н

тв о р И ть, тв А рь, но : затв О р, притв О ра, У тв а рь

4. -плав-/-плов- в безударном положении -о-

пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха , но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: попл а в О к, пл а вн И к

 Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни.    Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни.

Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

4. Написание гласных, зависящее от значения слова 1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения: -мак- -погружать в жидкость, -мок- - пропускать жидкость: м А кать в хлеб, пром О кашка (пром О кательная бумага) 2. -равн- пишем -а- в значении « р А вный , одинаковый»;  -ровн- пишем -о- в значении « р О вный , прямой, гладкий». Но:  р А внина, р О весник, пор О вну, ур О вень – слова-исключения.

4. Написание гласных, зависящее от значения слова

1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:

-мак- -погружать в жидкость, -мок- -

пропускать жидкость:

м А кать в хлеб, пром О кашка

(пром О кательная бумага)

2. -равн- пишем -а- в значении « р А вный , одинаковый»;

-ровн- пишем -о- в значении « р О вный , прямой,

гладкий». Но: р А внина, р О весник, пор О вну, ур О вень

– слова-исключения.

Запиши, выдели орфограмму. Подр..внять траву, пром..кнуть салфеткой, ур..внять в правах, отм..кает в воде, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт, пром...кательная бумага, обм...кнуть в чернила, пор...внялся со станцией, р…вносторонний, обувь пром…кает, р…вновесие, р…весники, обм…кнуть кисть в краску, вым…кнуть под дождем, завнять швы.

Запиши, выдели орфограмму.

  • Подр..внять траву, пром..кнуть салфеткой, ур..внять в правах, отм..кает в воде, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт, пром...кательная бумага, обм...кнуть в чернила, пор...внялся со станцией, р…вносторонний, обувь пром…кает, р…вновесие, р…весники, обм…кнуть кисть в краску, вым…кнуть под дождем, завнять швы.
Закончи предложение: Орфограммы в корне слова бывают …… . Правописание чередующихся гласных в корне слова зависит ……… От последней согласной в корне зависит правописание корней ……. От суффикса а зависит правописание корней …… . В безударном положении пишется буква –о- в корнях …… . В безударном положении пишется буква –а- в корне …….. . Правописание чередующихся гласных зависит от смысла слова в корнях ….. .

Закончи предложение:

  • Орфограммы в корне слова бывают …… .
  • Правописание чередующихся гласных в корне слова зависит ………
  • От последней согласной в корне зависит правописание корней …….
  • От суффикса а зависит правописание корней …… .
  • В безударном положении пишется буква –о- в корнях …… .
  • В безударном положении пишется буква –а- в корне …….. .
  • Правописание чередующихся гласных зависит от смысла слова в корнях ….. .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!