Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Тип урока: урок - открытие новых знаний
Цель:
Обучающая – научить правильно писать падежные окончания существительных трех склонений в единственном числе.
Развивающая – отработать алгоритм по выбору верного падежного окончания имен существительных в единственном числе.
Воспитательная – воспитывать потребность грамотно излагать свои мысли, бережно относиться к языку.
Планируемые результаты урока:
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Ориентироваться в склонениях существительных;
знать падежи, уметь их определять, правильно употреблять
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить способ представления информации.
В данном классе я поставил следующие задачи, направленные на формирование УУД.
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Познавательные:
Сравнивать равнозначные языковые единицы, выявлять сходство/различие и на основе этого делать выводы;
Производить классификацию по выявленным признакам.
Ориентироваться в тексте
Строить устное речевое высказывание.
Коммуникативные:
Уметь работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности
Уметь слушать и слышать собеседника, строить рассуждения.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные:
целеполагание (выполнять учебное задание в соответствии с целью);
самоконтроль (определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее).
Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
План урока:
Организационный момент – 1 мин
Повторение изученного материала – 2 мин
Подготовка к восприятию нового – 2 мин
Сообщение темы и цели урока – 1 мин
Объяснение нового материала – 5 минут
Первичное закрепление – 20 мин
Физминутка между заданиями первичного закрепления – 1 мин
Подведение итогов – 1 мин.
Объяснение домашнего задания – 1 мин
Ход урока.
1. Приветствие класса.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня урок проведу у вас я, а зовут меня Амирхан Мирзаевич (Амирхан Мирзаевич – на доске). Занятие будет необычное: незнакомый учитель, гости в классе, но я уверен мы с вами справимся! Ведь так? Отлично!)
2. Зарядка для успешности.
Давайте пожелаем себе успехов, повторяйте за мной: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив и старателен!»
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
3. Актуализация знаний. Повторение изученного.
- В начале нашего урока мы выполним небольшое задание, которое позволит вспомнить пройденный материал, без знания которого сегодня просто не обойтись. Ваша задача: вставить пропущенные слова. (слайд 2)
В русском языке … падежей (6)
(Назовите их и вопросы, на которые они отвечают).
Изменение слова по падежам называется … (склонением)
При склонении в слове изменяется обычно только …(окончание)
В русском языке … типа склонения (3)
(Как определить склонение существительного?)
4.Сообщение темы, формулировка целей.
Постановка проблемного вопроса:
- Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):
- У меня в тетрад… 12 листов.
- А в моей тетрадк… – 24 листа.
Ребята, что пропущено в словах? (окончания) А к какой части речи относятся слова с пропущенными окончаниями? А в каком числе стоят эти существительные? Давайте постараемся сформулировать, какую тему мы будем сегодня изучать? (ключевые слова: Окончания, существительные, единственное число – на слайде или на доске записать, когда дети отвечают на вопросы). Верно! Тема нашего урока: Падежные окончания имен существительных в единственном числе.) Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня? (Научиться правильно писать падежные окончания в именах существительных в единственном числе).
- Давайте запишем тему урока в тетради.
5. Изучение нового материала
Вы сегодня будете работать в группах. Давайте вместе вспомним правила (на слайде):
• Работаем дружно; важно уметь договариваться;
• Обсуждаем вместе, выслушивая друг друга;
• Отвечает один, кого вы выберите.
- Я предлагаю вам поработать с предложениями. (раздать карточки, таблица-помощница (на каждого ребенка)). Назовите существительное, которое повторяется во всех предложениях, и его склонение (1 группа: земля (1 скл); 2 группа: мяч (2скл); 3 группа: ночь (3 скл)). А в чем отличие этих существительных? (они стоят в разных падежах). Найдите существительные в Рп, Дп и Пп. Назовите их (записываешь на доске в таблицу). Давайте выделим окончания в них (можно предложить кому-то из детей (троим)). А теперь давайте выпишем буквы в выделенных окончаниях в таблицу-помощницу. Она нам сегодня пригодится. А теперь посмотрите на то, что у нас получилось (на слайде таблица-помощница). Какой мы можем сделать вывод? (алгоритм – можно на слайд, только после того, как дети сами его сформилируют)
Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании:
А) поставить существительное в именительный падеж;
Б) определить склонение существительного;
В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;
Г) вспомнить падежное окончание существительного.
Этой земле нужен уход.
Земля – кормилица наша.
Мы пропололи небольшой участок земли.
Не забудьте засыпать все землей.
Мы прибыли на эту землю.
На уроке географии мы говорили о земле.
Папа нам купил мяч.
У нас давно не было футбольного мяча.
Мы играли со спущенным мячом.
Витя долго рассказывал нам о своем мяче
Миша сделал удар по мячу.
Мяч состоит из резины.
Ночь – темное время суток.
Ночью нужно спать.
Дед долго придумывал песню про ночь
В объятиях ночи звезды сияние
Мы долго думали о светлой ночи, о ее существовании
Закат медленно, но верно отдает ночи последние крупицы света.
Таблица-помощница
Падеж/склонение | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | | | |
Д.п. | | | |
П.п. | | | |
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных. Молодцы! Вы проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть!
6. Физминутка.
7. Первичное закрепление. Работа с учебником
Продолжим работу, давайте будем учиться применять наши новые знания. В тетрадях запишите Упражнение 535 (первые три пословицы, вставьте пропущенные буквы и укажите склонение у имен существительных, объясните, как вы понимаете каждую пословицу). (У вас есть 3 минуты).
8. Самостоятельная работа (дифференцированные задания) (вместо кеннингов)
Работа с текстом.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошл… в средней полос… России. Его семья жила в усадьб… около деревн... Здесь от деревн… к деревн… тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями.
С охотничьим ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урал…, в Сибир…, в Карели…. Он открыл в природ… много тайн и подарил их своим читателям.
- Прочитайте текст (вслух один). О ком идет речь в этом тексте? Кем был Михаил Пришвин? Какие его произведения вы знаете? (Кладовая солнца, Лисичкин хлеб, Золотой луг) Я предлагаю вам выполнить задание на выбор:
1 задание: Вставить пропущенные буквы, определить падеж имен существительных.
2 задание (оно немного сложнее): Вставить пропущенные буквы, определить склонение и падеж имен существительных. Время на выполнение - 3 минуты.
- каждый из вас сам выбирает посильное для него задание.
8. Работа на Blooket
9. Игра «Получи пять».
Каждой группе выдаются карточки со словосочетаниями, их задача записать верное падежное окончание имен существительных. Затем каждая группа подходит к доске и заполняет таблицу.
1)Дать по шапке, как в аптеке, как в сказке, без памяти, мороз по коже.
2)Держать в черном теле, держать на привязи, ходить по струнке, танцевать от печки, гладить по головке.
3) Гореть на работе, стать поперек дороги, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, не валяется на дороге.
Ответы:
Е Е Е
Е И И
Е Е Е
И И Е
Е Е Е
Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась - будем учиться на протяжении следующих уроков.???
11. Подведение итогов урока, рефлексия. (возвращаемся к слайду с поставленным вопросом)
- У меня в тетрад... 12 листов.
- А в моей тетрадк… – 24 листа.
-Какая задача стояла перед нами?
Так какой же правильный ответ?
-Как определить? (дети вспоминают алгоритм)
-Говорят: «конец - делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться! Спасибо вам, ребята за сотрудничество, всем до свидания!
Самоанализ.
Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
Добрый день, уважаемые члены жюри.
Данный урок по русскому языку является уроком №11 в системе уроков по разделу Морфология. Имя существительное.
Цель:
Обучающая – научить правильно писать падежные окончания существительных трех склонений в единственном числе.
Развивающая – отработать алгоритм по выбору верного падежного окончания имен существительных в единственном числе.
Воспитательная – воспитывать потребность грамотно излагать свои мысли, бережно относиться к языку.
Планируемые результаты урока:
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Ориентироваться в склонениях существительных;
знать падежи, уметь их определять, правильно употреблять
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить способ представления информации.
В данном классе я поставил следующие задачи, направленные на формирование УУД.
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Способствовать проявлению познавательной инициативы.
Познавательные:
Сравнивать равнозначные языковые единицы, выявлять сходство/различие и на основе этого делать выводы;
Производить классификацию по выявленным признакам.
Ориентироваться в тексте
Строить устное речевое высказывание.
Коммуникативные:
Уметь работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности
Уметь слушать и слышать собеседника, строить рассуждения.
Регулятивные:
Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;
Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные:
целеполагание (выполнять учебное задание в соответствии с целью);
самоконтроль (определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее).
Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Это урок открытия новых знаний.
Он включал в себя 8 этапов:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация знания. Повторение изученного – 2 мин
Сообщение темы и цели урока – 3 мин
Объяснение нового материала – 5 мин
Первичное закрепление – 22 мин
Физминутка между заданиями первичного закрепления – 1 мин
Подведение итогов – 1 мин.
Объяснение домашнего задания – 1 мин
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных, игровых и здоровьесберегающих технологий.
На данном уроке применялся деятельностный подход в обучении.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывал каждый этап урока, составлял задания, подбирал вопросы.
Мотивационный этап был представлен лингвистической (орфографической) задачей, решив которую ученики определили тему и цель урока.
На этапе актуализации знаний учащиеся активно работали, повторили материал, который им был необходим в основной части урока.
На этапе изучения нового материала ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Работали в группах, что позволило снизить тревожность учащихся, проверка результатов способствовала формированию у детей адекватной самооценки. В результате работы был сформулирован алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании.
Следующим этапом было закрепление полученных знаний.
На этом этапе дети выполнили упражнение из учебника, поработали с текстом и поиграли на игровой образовательной платформе Blooket.
На этапе работы с текстом дети работали индивидуально, были предложены дифференцированные задания, с целью предоставления детям возможности выбора посильного для них уровня. На этом этапе прослеживается межпредметная связь урока с учебным предметом «литература».
Третье задание на этапе закрепления полученных знаний – тест, состоящий из 7 вопросов с выбором правильного ответа из четырех предложенных. Здесь мною был использован прием геймификации или сказать по другому, использована игровая технология. Это задание способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников, словесное оценивание.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. При выборе заданий на уроке я учитывал возрастные особенности учеников, давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей ребят.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. Применялись здоровьесберегающие технологии (физминутка общего воздействия). При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в группах. Детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация. Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Считаю, что поставленные цели были достигнуты.
У меня на этом все, я готов ответить на ваши вопросы.