Б УКВЫ А–О В КОРНЕ -РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-
Русский язык. 5 класс
03.02.20
Проверяем домашнее задание
Опираясь на графическую модель, расскажите правило. / / -К А С- А -К О С-
Работаем с сигнальными карточками
к_снуться трудного вопроса
к_сались новой темы
к_сается ногами коврика
тебя не 6 к_сается
нас к_снётся
Назовите условие выбора орфограммы и её опознавательный признак.
Вспоминаем то, что знаем
Опираясь на графическую модель, расскажите правило. / / -Л А Г - А -Л О Ж -
Работаем с сигнальными карточками
изл_гать
изл_жение
предл_гать
предл_жить
предпол_гать
прил_жение
сл_гаемое
сл_жить
Объясните смысл пословицы. Спишите.
Не сиди сл..жа руки — так не будет и скуки.
Назовите условие выбора орфограммы и её опознавательный признак.
Определяем проблему урока
Р а стение, зар о сли, выр а щенный, р а сти, отр а сти, водор о сли.
В каких случаях в корне с чередованием
-РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-
пишется буква а , в каких – о ?
Б УКВЫ А–О В КОРНЕ -РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-
Решаем проблему, открываем новые знания
Прочитайте слова группами.
растение
ср а щ ение
сращение
р а ст ение
выращенный
выр а ст и
вырасти
выр а щ енный
отр а щ у
подр а ст ают
подрастают
отращу
вырос
выр о с
зар о с ли
заросли
разр о с лась
разрослась
• Проанализируйте корни слов в каждой колонке. • Найдите закономерность в написании букв а – о в корне.
Проверьте себя по учебнику «Теория» (§ 51, стр. 70).
/ / Р А СТ - -Р А Щ - -Р О С -
/
Назовите условие выбора и расскажите орфографическое правило, пользуясь схемой.
В корне - раст -(- ращ -) – - рос -
В корне - раст -(- ращ -) – - рос -
перед … и … пишется … ,
перед СТ и Щ пишется А ,
в остальных случаях пишется О.
в остальных случаях пишется … .
Запомните!
р о ст ок, р о ст овщик,
Р о ст ов, Р о ст ислав, отр а с ль
3. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая о. промышленности. II прил.отраслевой, -ая, -ое (к 3 знач.).
Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.
Обозначаем орфограмму
- Поставь ударение в слове;
- Выдели место орфограммы (морфему);
- Проверить исключения;
- Подчеркни условие выбора ;
- Подчеркни орфограмму-букву ;
- Отметь чередование (а//о).
√
р а ст ение (а//о)
8
Домашнее задание
- § 51, стр. 70 – правило выучить;
- Упр. 576, стр. 168.
- *Не вырастишь овощей — не сваришь и щей. (Опишите ситуацию (устно), когда можно употребить эту пословицу).
Это не оценка!!! ☺
Рефлексия
Балл
1
Сегодня на уроке
Своей работой недоволен
2
Узнал о корне с чередованием –раст- (-ращ-) - -рос-.
3
Понял, от чего зависит написание А или О в корне чередованием –раст- (-ращ-) - -рос-.
4
Знаю, когда писать А и О в корне с чередованием –раст- (-ращ-) - -рос-.
5
6
Запомнил правило правописания корня с чередованием –раст- (-ращ-) - -рос-.
Правило понял, но дома выучу правило и сделаю на «отлично» домашнее задание.
7
Предыдущий пункт + выполню задание со *.
10 баллов – 7 + выучил дома правило правописания корней -лаг- (-лож-), -кас- (-кос-).
Рефлексия
Выполните задания.
1. б) подр а сти; г) отр а щу.
2. Найдите « лишнее » слово.
а) растение; б) растереть ; в) росток; г) росла.
1. Какую букву выбрать: а или о ?
а) выр…сли б) подр…сти в) Р…стов г) отр…щу
Выпишите только слова с а .
2. Найдите « лишнее » слово.
а) растение, б) растереть, в) росток г) росла
√
Сравните с ответом.