СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней -раст-, - ращ-, рос".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Развитие критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней -раст-, - ращ-, рос".»



Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -раст-, - ращ-, рос

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Знать о чередовании гласных а-о в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.


Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра.


Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.


Основные понятия

Чередование, корень

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.


Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.


Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Организационный момент.



















2.Повторение изученного.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Каждый день — всегда, везде, 
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5». 

Цель этапа: повторить изученный материал и связать с новой темой.

Какими бывают гласные в корне слова?

(Безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).

Что изучили на прошлом уроке?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

















Отвечают на вопрос с помощью составления кластера.





















Фронтальная.

















Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности





















































4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Лингвистическая сказка.

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.

- Где? – спросила О.

Учитель:

- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.

* * *

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

- Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

- РАстет! – восхищенно сказала А.

- Действительно, подрОс, - ответила О.

- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!

- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.

Ребята! Я уверена, что все вы любите смотреть мультфильмы. Какие из них кажутся вам самыми интересными? А сейчас давайте вспомним персонажей знаменитого мультфильма «Простоквашино» и автора книги (Эдуард Успенский, 1937 г.р., советский и российский писатель, автор детских книг). Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо, но сделал это, к сожалению, с ошибками. Давайте попытаемся найти эти ошибки и исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет или будет неправильно понято.  
У каждого имеется распечатанный вариант. В тексте допущены ошибки на данную орфограмму (правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС).


«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ум меньше, чем у теленка. А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном, а за забором сорняки ростут не по дням, а по часам. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы.
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

 











Формулируют ответы на вопросы учителя.







Учащиеся формулируют тему урока.








Презентация (слайды 1-5). Фронтальная.













































Презентация (слайды 6,7). Фронтальная.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.















Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.





Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.



















Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

5. Выявление места и причины затруднения

Сможем ли мы исправить ошибки? Почему?

Что мы должны знать?

Отвечают на вопросы учителя.


Определяют цель урока.




6. Построение проекта выхода из затруднения





















7. Реализация построенного проекта

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;

подчеркнуть согласную корня; определить, какую гласную будем писать.

в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А).

Учащиеся самостоятельно делают вывод о правописании гласных в корне рос \ раст \ращ.

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре. + ОТРАСЛЬ

Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей



Составление учащимися плана действий.











Работа с учебником, таблицей, текстом.




Делают вывод.


Анализируют, сопоставляют и обобщают.









Фронтальная .

Слайд 8













Работа в паре.

Индивидуальная.







Презентация (слайды 9-15).













Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
5.     Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+
Найти в классе гриб, который вырос (упражнение для глаз).

Выполняют упражнения.



8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Цепочкой у доски.

Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают у доски.









Индивидуальная.

Работа у доски.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


9. Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: повторить и закрепить

Задание1: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, взр..стить.


-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Другие корни





Задание 2: Из данных предложений составьте текст ,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите изученную орфограмму.

1) Выр..щенное с любовью р..стение окрепло и выр..сло в пышн..е дер..вце.

2) Пос..дили бер..жные руки р..сток в землю.

3) Нел..гко выр..стить дер..во: много оно требует труда и забот.

4) Начала из него р..сти вишенка.

Посадили нежные руки росток в

землю. Начала из него расти вишенка.

Нелегко вырастить дерево: много оно требует труда и забот.

Выращенное с любовью растение окрепло и стало приносить чудесные плоды.

(Морфемный разбор слов: вырастить, посадили).

1 Задание 3: Из слов составить предложение и записать в тетрадь. Выделить изученную орфограмму.

Великая Отечественная война, не, юные, до, многие, совершеннолетие, дорасти, герои. Многие юные герои Великой Отечественной войны не доросли до совершеннолетия.

Какая сегодня дата? (День юного героя-антифашиста)

Заполняют таблицу, работают в парах.

Работа в паре. Индивидуальная.















Работа в паре. Индивидуальная.





















Работа в паре. Индивидуальная.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.



Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Дополнить фразу:

Сегодня на уроке я узнал...

Научился на уроке...

Испытал затруднения...

Мне было легко...

- Оцените свою деятельность на уроке.

Лист самооценки.

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.



Фронтальная.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.



Информация о домашнем задании.

  1. Стр. 35 выучить правило.

  2. Упр.455.

Записывают задание.











МБОУ Казаричская ООШ

Районный семинар учителей русского языка и литературы.

Тема семинара: «Развитие ключевых компетенций обучающихся через внедрение развивающих технологий».

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Правописание корней -раст-, - ращ-, рос».

Учитель русского языка и литературы:

Зайцева Н.В.

Дата проведения: 08.02.2017г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!