Тема | Правописание корней -раст-, - ращ-, рос |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: Знать о чередовании гласных а-о в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной - пользоваться толковым словарем. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник. |
| |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствие, Слово учителя: - Здравствуйте, ребята, садитесь. Каждый день — всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
Цель этапа: повторить изученный материал и связать с новой темой. Какими бывают гласные в корне слова? (Безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся). Что изучили на прошлом уроке? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопрос с помощью составления кластера. |
Фронтальная. |
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Лингвистическая сказка. Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались. Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой. - Посмотри! Какая красота! - сказала буква А. - Где? – спросила О. Учитель: - Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку. * * * Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб) - Правильно, это гриб. Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти. - РАстет! – восхищенно сказала А. - Действительно, подрОс, - ответила О. - Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная! - Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись! Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О. Ребята! Я уверена, что все вы любите смотреть мультфильмы. Какие из них кажутся вам самыми интересными? А сейчас давайте вспомним персонажей знаменитого мультфильма «Простоквашино» и автора книги (Эдуард Успенский, 1937 г.р., советский и российский писатель, автор детских книг). Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо, но сделал это, к сожалению, с ошибками. Давайте попытаемся найти эти ошибки и исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет или будет неправильно понято. У каждого имеется распечатанный вариант. В тексте допущены ошибки на данную орфограмму (правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС). «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ум меньше, чем у теленка. А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном, а за забором сорняки ростут не по дням, а по часам. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы. Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» |
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Учащиеся формулируют тему урока. |
Презентация (слайды 1-5). Фронтальная.
Презентация (слайды 6,7). Фронтальная. | Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
5. Выявление места и причины затруднения | Сможем ли мы исправить ошибки? Почему? Что мы должны знать? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока. | | |
6. Построение проекта выхода из затруднения
7. Реализация построенного проекта | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня; определить, какую гласную будем писать. в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А). Учащиеся самостоятельно делают вывод о правописании гласных в корне рос \ раст \ращ. - А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-. Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения. Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил Где-то на базаре. + ОТРАСЛЬ Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. Главное, что нужно запомнить: Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
Работа с учебником, таблицей, текстом. Делают вывод. Анализируют, сопоставляют и обобщают. |
Фронтальная . Слайд 8
Работа в паре. Индивидуальная.
Презентация (слайды 9-15). |
Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. |
Физкультминутка | Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. 1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+ 2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+ 3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+ 4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.- 5. Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+ Найти в классе гриб, который вырос (упражнение для глаз). | Выполняют упражнения. | | |
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Цепочкой у доски. Орфограмму выделите, выбор объясните. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. | Учащиеся работают у доски. |
Индивидуальная. Работа у доски. | Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
9. Включение в систему знаний и повторения. | Цель этапа: повторить и закрепить Задание1: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, взр..стить. -раст-(-ращ-) | -рос- | исключения | Другие корни | | | | | Задание 2: Из данных предложений составьте текст ,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите изученную орфограмму. 1) Выр..щенное с любовью р..стение окрепло и выр..сло в пышн..е дер..вце. 2) Пос..дили бер..жные руки р..сток в землю. 3) Нел..гко выр..стить дер..во: много оно требует труда и забот. 4) Начала из него р..сти вишенка. Посадили нежные руки росток в землю. Начала из него расти вишенка. Нелегко вырастить дерево: много оно требует труда и забот. Выращенное с любовью растение окрепло и стало приносить чудесные плоды. (Морфемный разбор слов: вырастить, посадили). 1 Задание 3: Из слов составить предложение и записать в тетрадь. Выделить изученную орфограмму. Великая Отечественная война, не, юные, до, многие, совершеннолетие, дорасти, герои. Многие юные герои Великой Отечественной войны не доросли до совершеннолетия. Какая сегодня дата? (День юного героя-антифашиста) | Заполняют таблицу, работают в парах. | Работа в паре. Индивидуальная.
Работа в паре. Индивидуальная.
Работа в паре. Индивидуальная. | Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Дополнить фразу: Сегодня на уроке я узнал... Научился на уроке... Испытал затруднения... Мне было легко... - Оцените свою деятельность на уроке. Лист самооценки. | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
Фронтальная. | Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
|
Информация о домашнем задании. | Стр. 35 выучить правило. Упр.455. | Записывают задание. |
|
|