СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»

Тема: Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

Цели: совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической зоркости, связанных с выбором написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Задачи:

  1. содействовать актуализации, систематизации, расширению и закреплению знаний учащихся о правописании ь после шипящих;

  2. формировать навык правописания ь после шипящих как показателя грамматической формы;

  3. способствовать гендерному и семейному воспитанию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: слайд-презентация, плакаты, учебник, раздаточный материал с рисунком «Почему грустит Твёрдый Знак?»

Ход урока


В жизнь ты входишь из семьи…

М. Шварц

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята! Почему грустит Ъ? (Потому что у него только одно правило на двоих с мягким знаком …А мягкий знак – великий труженик, у него много правил…)

Проверка домашнего задания.

2. Восстановительное повторение изученного в начальной школе.

- Вспомним изученное о правописании мягкого и твердого знаков.

(Уплотненная работа: общеклассная – выполнение словарного диктанта, индивидуальная – синтаксический разбор предложения).


2 .1. Словарный диктант (один у закрытого крыла доски, класс самостоятельно в тетради под диктовку учителя).

Большая семья, объединить любовью, родительский дом, беречь традиции, испытываешь гордость, колыбельная для сыночка и дочки, заботишься о семье, сказочное счастье, уважаешь старших, не обижаешь младших, советоваться с матерью.

- Какой темой объединены словосочетания и эпиграф к уроку? (Темой семьи).


2.2. Синтаксический разбор предложения - текст эпиграфа (один ученик за крылом закрытой доски).

2.3. Проверка выполнения заданий.

Сопутствующие вопросы:

- Найдите в словарном диктанте словосочетания со способом связи согласование. Как живут главное и зависимое слова в нём (во всем согласны, дружны: в роде, числе, падеже, как в дружной семье).


2.3. Повторение теоретического материала.

- Какие правила об употреблении мягкого знака вы знаете? Ответьте и обведите шарик синим фломастером на своём рисунке. (У каждого ученика на парте чёрно-белый рисунок «Почему грустит Ъ?». Этот рисунок используется во время ответа).

- В неопределенной форме глагола по вопросам «Что делать?», «Что сделать

- Во 2-ом лице глаголов единственного числа:

В окончаньях – ишь и –ешь

Мягкий знак смотри не съешь»!)

- В именах существительных женского рода (печь, дочь).

-Когда мы не пишем мягкий знак? (Ответьте и обведите шарик красным фломастером на своих рисунках).

- В кратких именах прилагательных по вопросу «Каков предмет?» (горяч, могуч);

- В сочетаниях чк, чн, нч, рщ мягкий знак не пишется – это обозначено красным лопнувшим воздушным шариком.

- Сколько шариков осталось? Следовательно, нам ещё предстоит познакомиться с правилами, в которых участвует или не участвует мягкий знак.


3. Определение темы и целей урока.

- Какова ТЕМА нашего урока? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих)

- Что хотите узнать? Чему должны научиться? (Учащиеся самостоятельно формулируют цели


4. Актуализация опорных знаний.

- Какие ключевые слова мы выделим в правиле? (Мягкий знак, имя существительное, шипящие).

- Верно. Первое ключевое понятие - буква мягкий знак. Второе – имя существительное. Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном (Это часть речи, которая отвечает на вопросы к т о? и ч т о? и обозначает предмет. Имена существительные относятся к одному из трёх родов ( мужскому, женскому или среднему ). Имена существительные делятся на три склонения, изменяются по падежам).

- Расскажите, как мы определяем склонение имени существительного.


Существительные

в именительном падеже единственного числа имеют окончания

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж. р. -а, -я;

м. р. -а, -я

м. р. □;

ср. р. -о, -е

ж. р □


первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа, например: зима, земля, дядя, папа.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего и мужского с окончаниями –о, -е в именительном падеже единственного числа, например: стол, рыцарь, врач, окно, поле, домишко.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа, например: ночь, дочь, радость, рожь).

- Что значит нулевое окончание? ( Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками)

- Только ли имена существительные могут иметь нулевое окончание? (Нет, краткие прилагательные: красив, могуч)

- В предложениях, записанных на доске, найдем слова с нулевым окончанием, обозначим его.

За невестою своей

Королевич□ Елисей□

Между тем по свету скачет...

«… Ветер□, ветер□! Ты могуч□,

Ты гоняешь стаи туч□!..» (А.С.Пушкин)


- И третье ключевое слово - ШИПЯЩИЕ. Почему мы должны обязательно обращать внимание на шипящие? (Мы должны обязательно обращать внимание на шипящие потому, что они ошибкоопасны).

- В предложениях, записанных на доске, найдем ошибкоопасные места с шипящими на конце слов и обозначим их двойным подчёркиванием.


За невестою своей

Королевич□ Елисей□

Между тем по свету скачет…

«… Ветер□, ветер□! Ты могуч□,

Ты гоняешь стаи туч□!..» (А.С.Пушкин)


- Какой вывод мы можем сделать, проанализировав орфографию в словах с обозначениями? (И мягкий знак, и шипящие ошибкоопасны. Обозначив шипящий, легче увидеть орфограмму).

5. Введение нового материала.

5.1.Закрепить известное и усвоить новый материал о правописании Ь после шипящих в именах существительных нам поможет рисунок. Рассмотрим его. Кто изображен на нём? (рыцарь со щитом (или королевич) и принцесса с веером).

Что на щите изображено? (Зачёркнутый надписью «2 склонение» Ь).

- Что изображено на веере? (Мягкий знак).

- В каждой семье свой уклад, в семье Имен Существительных тоже. Этот рисунок к лингвистической сказке, которую вы сейчас услышите. Будьте внимательны, потому что вам предстоит узнать дополнительные сведения, вы должны будете их найти.

5.2. Рассказывает подготовленная ученица.


Сказка

о правописании мягкого знака на конце существительных третьего склонения


В сказочной стране Лингвистике жили-были три семьи Имён Существительных: 1 Склонение, 2 Склонение и 3 Склонение. Однажды они начали спорить из-за того, что не могли поделить букву мягкий знак после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ: женщины первого склонения хотели носить его в комплекте с родительным падежом, с именительным хотели носить его мужчины второго склонения, а женщинам 3 склонения он был нужен в именительном и винительном падежах.

У слышала спор королева Орфография и сказала: «У женщин первого склонения есть защитник - мужчина, а женщины третьего склонения одиноки… Мужчины 2 склонения, вы рыцари, вы сильные и храбрые! Вы должны уступить мягкий знак дамам 3 склонения». С тех пор в именах существительных женского рода 3 склонения единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак


6. Первичная проверка понимания изученного.

- Что нового узнали? Какие выводы сделали? (Ошибкоопасные места имеются на конце имен существительных в нескольких случаях: в родительном падеже существительных женского рода в первом склонении, например: туч, дач. В этом случае мягкий знак не пишется. Также не пишется он на конце имен существительных мужского рода во втором склонении).

Перенесем свойства характеров с рисунка на правила: у существительных мужского рода во 2- е склонении после шипящих мягкий знак не пишется, а у существительных женского рода в третьем склонении пишется).

- Сравним содержание сказки с таблицей в учебнике. (Ученики делают выводы, выделяя в таблице новую информацию).


7. Применение полученных знаний.

7.1. Найдите на слух «лишнее», ответ обоснуйте:

а) Меч, могуч, горяч;

б) дочь, печь, встреч;

в) слышишь, глушь, мышь


7.2. Тренировочные упражнения по учебнику.

- Можем приступать к упражнениям. Прочтите условие упражнения 148.

Что непонятно в задании? Выполним упражнение, проговаривая пояснение выбора написания по образцу и записывая род и склонение существительного). Образец: Большой стаж. Стаж – он мой – м. р., 2-е склонение, следовательно, ь не пишу. Серая мышь. Мышь – она моя – ж.р., 3-е склонение, ь пишу и т.д.

Ответы учащихся по цепочке.


8. Физкультминутка.

- Что отличает настоящую принцессу и рыцаря от обыкновенных людей? Вы слышали выражение «королевская осанка»? Выполним упражнения для осанки (проводит физорг класса).

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись!

А теперь назад прогнулись!

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче!

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем мы на месте.


9. Закрепление знаний. Работа с учебником.

Выполнение упражнений 149-150 письменно с последующей проверкой.


10. Подведение итогов урока. Самооценка. Оценка.


11. Рефлексия. Что повторили? Что узнали? Чему научились? Какие затруднения испытывали?

Я повторил(а)…

Я узнал(а)…,

Я научился(лась),

Я взял(а) для жизни…


12. Домашнее задание: § 18, упражнение 152.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!