Тема: Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих
Цели: совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической зоркости, связанных с выбором написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Задачи:
содействовать актуализации, систематизации, расширению и закреплению знаний учащихся о правописании ь после шипящих;
формировать навык правописания ь после шипящих как показателя грамматической формы;
способствовать гендерному и семейному воспитанию.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Оборудование: слайд-презентация, плакаты, учебник, раздаточный материал с рисунком «Почему грустит Твёрдый Знак?»
Ход урока
В жизнь ты входишь из семьи…
М. Шварц
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята! Почему грустит Ъ? (Потому что у него только одно правило на двоих с мягким знаком …А мягкий знак – великий труженик, у него много правил…)
Проверка домашнего задания.
2. Восстановительное повторение изученного в начальной школе.
- Вспомним изученное о правописании мягкого и твердого знаков.
(Уплотненная работа: общеклассная – выполнение словарного диктанта, индивидуальная – синтаксический разбор предложения).
2
.1. Словарный диктант (один у закрытого крыла доски, класс самостоятельно в тетради под диктовку учителя).
Большая семья, объединить любовью, родительский дом, беречь традиции, испытываешь гордость, колыбельная для сыночка и дочки, заботишься о семье, сказочное счастье, уважаешь старших, не обижаешь младших, советоваться с матерью.
- Какой темой объединены словосочетания и эпиграф к уроку? (Темой семьи).
2.2. Синтаксический разбор предложения - текст эпиграфа (один ученик за крылом закрытой доски).
2.3. Проверка выполнения заданий.
Сопутствующие вопросы:
- Найдите в словарном диктанте словосочетания со способом связи согласование. Как живут главное и зависимое слова в нём (во всем согласны, дружны: в роде, числе, падеже, как в дружной семье).
2.3. Повторение теоретического материала.
- Какие правила об употреблении мягкого знака вы знаете? Ответьте и обведите шарик синим фломастером на своём рисунке. (У каждого ученика на парте чёрно-белый рисунок «Почему грустит Ъ?». Этот рисунок используется во время ответа).
- В неопределенной форме глагола по вопросам «Что делать?», «Что сделать?»
- Во 2-ом лице глаголов единственного числа:
В окончаньях – ишь и –ешь
Мягкий знак смотри не съешь»!)
- В именах существительных женского рода (печь, дочь).
-Когда мы не пишем мягкий знак? (Ответьте и обведите шарик красным фломастером на своих рисунках).
- В кратких именах прилагательных по вопросу «Каков предмет?» (горяч, могуч);
- В сочетаниях чк, чн, нч, рщ мягкий знак не пишется – это обозначено красным лопнувшим воздушным шариком.
- Сколько шариков осталось? Следовательно, нам ещё предстоит познакомиться с правилами, в которых участвует или не участвует мягкий знак.
3. Определение темы и целей урока.
- Какова ТЕМА нашего урока? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих)
- Что хотите узнать? Чему должны научиться? (Учащиеся самостоятельно формулируют цели
4. Актуализация опорных знаний.
- Какие ключевые слова мы выделим в правиле? (Мягкий знак, имя существительное, шипящие).
- Верно. Первое ключевое понятие - буква мягкий знак. Второе – имя существительное. Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном (Это часть речи, которая отвечает на вопросы к т о? и ч т о? и обозначает предмет. Имена существительные относятся к одному из трёх родов ( мужскому, женскому или среднему ). Имена существительные делятся на три склонения, изменяются по падежам).
- Расскажите, как мы определяем склонение имени существительного.
Существительные |
в именительном падеже единственного числа имеют окончания |
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
ж. р. -а, -я; м. р. -а, -я | м. р. □; ср. р. -о, -е | ж. р □ |
(К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа, например: зима, земля, дядя, папа.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего и мужского с окончаниями –о, -е в именительном падеже единственного числа, например: стол, рыцарь, врач, окно, поле, домишко.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа, например: ночь, дочь, радость, рожь).
- Что значит нулевое окончание? ( Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками)
- Только ли имена существительные могут иметь нулевое окончание? (Нет, краткие прилагательные: красив, могуч)
- В предложениях, записанных на доске, найдем слова с нулевым окончанием, обозначим его.
За невестою своей
Королевич□ Елисей□
Между тем по свету скачет...
«… Ветер□, ветер□! Ты могуч□,
Ты гоняешь стаи туч□!..» (А.С.Пушкин)
-
И третье ключевое слово - ШИПЯЩИЕ. Почему мы должны обязательно обращать внимание на шипящие? (Мы должны обязательно обращать внимание на шипящие потому, что они ошибкоопасны).
- В предложениях, записанных на доске, найдем ошибкоопасные места с шипящими на конце слов и обозначим их двойным подчёркиванием.
За невестою своей
Королевич□ Елисей□
Между тем по свету скачет…
«… Ветер□, ветер□! Ты могуч□,
Ты гоняешь стаи туч□!..» (А.С.Пушкин)
- Какой вывод мы можем сделать, проанализировав орфографию в словах с обозначениями? (И мягкий знак, и шипящие ошибкоопасны. Обозначив шипящий, легче увидеть орфограмму).
5. Введение нового материала.
5.1.Закрепить известное и усвоить новый материал о правописании Ь после шипящих в именах существительных нам поможет рисунок. Рассмотрим его. Кто изображен на нём? (рыцарь со щитом (или королевич) и принцесса с веером).
Что на щите изображено? (Зачёркнутый надписью «2 склонение» Ь).
- Что изображено на веере? (Мягкий знак).
- В каждой семье свой уклад, в семье Имен Существительных тоже. Этот рисунок к лингвистической сказке, которую вы сейчас услышите. Будьте внимательны, потому что вам предстоит узнать дополнительные сведения, вы должны будете их найти.
5.2. Рассказывает подготовленная ученица.
Сказка
о правописании мягкого знака на конце существительных третьего склонения
В сказочной стране Лингвистике жили-были три семьи Имён Существительных: 1 Склонение, 2 Склонение и 3 Склонение. Однажды они начали спорить из-за того, что не могли поделить букву мягкий знак после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ: женщины первого склонения хотели носить его в комплекте с родительным падежом, с именительным хотели носить его мужчины второго склонения, а женщинам 3 склонения он был нужен в именительном и винительном падежах.
У
слышала спор королева Орфография и сказала: «У женщин первого склонения есть защитник - мужчина, а женщины третьего склонения одиноки… Мужчины 2 склонения, вы рыцари, вы сильные и храбрые! Вы должны уступить мягкий знак дамам 3 склонения». С тех пор в именах существительных женского рода 3 склонения единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак…
6. Первичная проверка понимания изученного.
- Что нового узнали? Какие выводы сделали? (Ошибкоопасные места имеются на конце имен существительных в нескольких случаях: в родительном падеже существительных женского рода в первом склонении, например: туч, дач. В этом случае мягкий знак не пишется. Также не пишется он на конце имен существительных мужского рода во втором склонении).
Перенесем свойства характеров с рисунка на правила: у существительных мужского рода во 2- е склонении после шипящих мягкий знак не пишется, а у существительных женского рода в третьем склонении пишется).
- Сравним содержание сказки с таблицей в учебнике. (Ученики делают выводы, выделяя в таблице новую информацию).
7. Применение полученных знаний.
7.1. Найдите на слух «лишнее», ответ обоснуйте:
а) Меч, могуч, горяч;
б) дочь, печь, встреч;
в) слышишь, глушь, мышь
7.2. Тренировочные упражнения по учебнику.
- Можем приступать к упражнениям. Прочтите условие упражнения 148.
Что непонятно в задании? Выполним упражнение, проговаривая пояснение выбора написания по образцу и записывая род и склонение существительного). Образец: Большой стаж. Стаж – он мой – м. р., 2-е склонение, следовательно, ь не пишу. Серая мышь. Мышь – она моя – ж.р., 3-е склонение, ь пишу и т.д.
Ответы учащихся по цепочке.
8. Физкультминутка.
- Что отличает настоящую принцессу и рыцаря от обыкновенных людей? Вы слышали выражение «королевская осанка»? Выполним упражнения для осанки (проводит физорг класса).
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись!
А теперь назад прогнулись!
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче!
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем мы на месте.
9. Закрепление знаний. Работа с учебником.
Выполнение упражнений 149-150 письменно с последующей проверкой.
10. Подведение итогов урока. Самооценка. Оценка.
11. Рефлексия. Что повторили? Что узнали? Чему научились? Какие затруднения испытывали?
Я повторил(а)…
Я узнал(а)…,
Я научился(лась),
Я взял(а) для жизни…
12. Домашнее задание: § 18, упражнение 152.