СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Н и НН в именах прилагательных 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание Н и НН в именах прилагательных 6 класс.»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 109. Правописание Н и НН в именах прилагательных.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель: организация деятельности обучающихся для ознакомления с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных; развития орфографической зоркости, формирования умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой, историей.

Ресурсыурока: https://урок.рф/library/pravopisanie_n_i_nn_v_imenah_prilagatelnih_192640.html?ysclid=ld7eg8ch7t428561714

Учебно-методический комплекс:учебник «Русский язык» 6 кл, 2 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.

- Запишите сегодняшнее число.

Будь внимателен:

Каждый шаг может привести

тебя к открытию.

Кумор Лешек

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Кто может сделать открытие? Какие люди? ( смелые, умные, трудолюбивые)

А вы делали для себя когда-нибудь открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. У вас на столах лежат маршрутные листы, которые вы будете заполнять во время урока. Запишите в нем дату.

За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи? (Морфология)


Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи?


А) «Подскажи словечко» (3 слайд)

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ).

По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

Самый распространённый способ образования прилагательных _

( суффиксальный ).


Б) Работа с текстом (4 слайд)

Хорош3 русский зимний лес зимою4. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой3 лёгкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.

(Соколов- Микитов)



Тема и идея текста (Описание зимнего леса. Автор восхищается красотой природы зимой)


Докажите, что перед вами текст (тема, идея, стиль, автор, абзацы, план, можно озаглавить, предложения связаны по смыслу и стоят в определенной последовательности )


Определите стиль текста (художественный)


Определите тип речи (описание)


Назовите отличительную черту текста-описания (наличие в тексте прилагательных)


Какова роль прилагательных в тексте (делают речь образной, выразительной)


Прилагательные каких разрядов вам встретились в тексте (качественные, относительные).


Перечислите их (качественные – хорош, тихий, глубокие, чистые, молодых, белая, высокими, синеватые, стройных; относительные – русский, зимний)


В какой форме употреблены имя прилагательное хорош? (краткой)


Задание выполняется у доски (пока класс работает с текстом)

Хорош3 русский зимний лес зимою4. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)


(лес) хорош – (каков?) имя прилагательное, обозначает признак предмета

Н.ф.- хороший

Постоянные признаки: качественное

Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, мужской род

(каков?) Хорош


(пылью) серебристой – (какой?) имя прилагательное, обозначает признак предмета

Н.ф. – серебристый

Постоянные признаки: относительное

Непостоянные признаки: единственное число, женский род, Творительный падеж

(пылью) (какой?) серебристой


Образуй словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное


Решетка из чугуна - Чугун-н-ая решетка

Повидло из клюквы - Клюкв-енн-ое повидло

Шляпка из соломы - Солом-енн-ая шляпка

Замок из льда - Лед-ян-ой замок

Перо гуся - Гус-ин-ое перо

Ложка из серебра - Серебр-ян-ая ложка

Дом из дерева - Дерев-янн-ый дом


Посмотрим, с помощью чего образованы эти прилагательные. От какой части речи образованы эти прилагательные?


Какие же суффиксы образовали эти слова? (Суффиксы –н-, -енн-, -ян-, -янн-, -ин-)

С какой же проблемой мы столкнулись?

Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных?


Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Какие задачи поставим перед собой?

Я хочу научиться…

Я хочу понять…


Теперь можем приступить к изучению новой темы.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Правило сегодня вы будете формулировать сами. (Слайды)



Две буквы Н в именах прилагательных пишутся в двух случаях:



  1. Каменный – камень

Болезненный – болезнь

Сонный – сон


Ответ: в прилагательных образованных от существительных с основой на –н.


  1. Торжественный – торжество (суффиксальный способ);

лекционный – лекция (суффиксальный способ).


Ответ: в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн, -енн.

Исключение: ветреный, но безветренный.



Одна буква н пишется тоже в двух случаях:


  1. лебединый

соловьиный

куриный

гостиный


Ответ: в суффиксе –ин.


  1. Волосяной – волосы (суффиксальный способ)

кожаный – кожа (суффиксальный способ).


Ответ: в суффиксах –ан –ян прилагательных образованных о т существительных.

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.


Важно упомянуть о кратких прилагательных. Рассмотрим примеры:


Туманный – туманна, или красный – красен.


Ветреная погода – погода ветрена


Ответ: в кратких прилагательных пишется столько же букв, сколько и в полных.


с. 29, сверим наши выводы с правилом учебника.


Различай

Масляный

Разведённый на масле, работающий на масле (печенье, двигатель)


Соляной

Состоящий из соли (столб)


Ветряной

(двигатель, оспа) связанный с движением

Масленый

Намазанный маслом, пропитанный маслом (блин, руки, каша)


Солёный

Содержащий соль (каша)


Ветреный

(День, человек ) связанный с ветром


Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами: масляный – масленый, соляной – солёный.



Физминутка.


Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Упражнение 367. Запишите однокоренные прилагательные, образованные от данных существительных.

  1. Совместно с учителем.

  2. Самостоятельная работа.





Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока рефлексия





Итог.

- Какова основная тема урока?

Рефлексия.

Я вспомнил…

Я понял…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

П. 64 учить, упр. 366. (две цифры 3 и единичка есть)

Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2