Повторение. Ребята, скажите, пожалуйста, как называется раздел науки в русском языке, который изучает части речи? (Морфология) Какую часть речи мы изучаем? Что мы знаем об этой части речи? А) «Подскажи словечко» (3 слайд) Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ). Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ). Правописание окончаний прилагательных следует проверять ____( по вопросу ). По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ). Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ). Самый распространённый способ образования прилагательных _ ( суффиксальный ). Б) Работа с текстом (4 слайд) Хорош3 русский зимний лес зимою4. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой3 лёгкой пылью… Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. (Соколов- Микитов) Тема и идея текста (Описание зимнего леса. Автор восхищается красотой природы зимой) Докажите, что перед вами текст (тема, идея, стиль, автор, абзацы, план, можно озаглавить, предложения связаны по смыслу и стоят в определенной последовательности ) Определите стиль текста (художественный) Определите тип речи (описание) Назовите отличительную черту текста-описания (наличие в тексте прилагательных) Какова роль прилагательных в тексте (делают речь образной, выразительной) Прилагательные каких разрядов вам встретились в тексте (качественные, относительные). Перечислите их (качественные – хорош, тихий, глубокие, чистые, молодых, белая, высокими, синеватые, стройных; относительные – русский, зимний) В какой форме употреблены имя прилагательное хорош? (краткой) Задание выполняется у доски (пока класс работает с текстом) Хорош3 русский зимний лес зимою4. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное) (лес) хорош – (каков?) имя прилагательное, обозначает признак предмета Н.ф.- хороший Постоянные признаки: качественное Непостоянные признаки: краткая форма, единственное число, мужской род (каков?) Хорош (пылью) серебристой – (какой?) имя прилагательное, обозначает признак предмета Н.ф. – серебристый Постоянные признаки: относительное Непостоянные признаки: единственное число, женский род, Творительный падеж (пылью) (какой?) серебристой Образуй словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное Решетка из чугуна - Чугун-н-ая решетка Повидло из клюквы - Клюкв-енн-ое повидло Шляпка из соломы - Солом-енн-ая шляпка Замок из льда - Лед-ян-ой замок Перо гуся - Гус-ин-ое перо Ложка из серебра - Серебр-ян-ая ложка Дом из дерева - Дерев-янн-ый дом Посмотрим, с помощью чего образованы эти прилагательные. От какой части речи образованы эти прилагательные? Какие же суффиксы образовали эти слова? (Суффиксы –н-, -енн-, -ян-, -янн-, -ин-) С какой же проблемой мы столкнулись? Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах прилагательных? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Какие задачи поставим перед собой? Я хочу научиться… Я хочу понять… Теперь можем приступить к изучению новой темы. |